Значение зеленых насаждений на территории города, особенно в пределах жилых территорий, очень велико. Зеленые насаждения входят составной частью в природный комплекс города и участвуют в оздоровлении городской среды, регулируя тепловой режим, снижая скорость ветра, очищая и увлажняя воздух, снижая уровень шума.
Зеленые насаждения в зависимости от характера их использования в пределах жилых территорий города подразделяют на парки, лесопарки, сады, скверы, бульвары, насаждения вдоль улиц и озелененные дворы, а также озеленение в пределах школьных и дошкольных учреждений, общественно-торговых центров повседневного пользования. Минимальная норма зеленых насаждений на 1 жителя в пределах жилых территорий составляет 5-7 м2.
Все зеленые территории делятся на территории общего и ограниченного пользования. Территории общего пользования (кроме стадионов, ботанических садов и т.п.) находятся в непосредственном ведении органов городского благоустройства. Территории ограниченного пользования – внутриквартальные зеленые насаждения (дворовые и некоторые уличные посадки) находятся в ведении управлений домами (жилищно-эксплуатационных служб). Сохранность этих зеленых насаждений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах – специализированной организацией. Зеленые насаждения при промышленных предприятиях, школах, больницах и т.п. называются ведомственными. За их состояние отвечают владельцы зеленых насаждений. Работы по уходу за ними выполняются либо силами самих ведомств, либо по договору со специализированной организацией.
|
|
Зеленые насаждения – наилучшая среда для формирования рекреационных элементов жилой застройки: площадок для отдыха, спортивных площадок. Кроме того, они являются средством обогащения ландшафта городских территорий. Поэтому формирование системы озеленения на стадии строительства происходит в строгом соответствии с проектом благоустройства территории. Однако в процессе эксплуатации жилых территорий система зеленых насаждений претерпевает значительные изменения по сравнению с проектными решениями. Значительные отклонения в системе озеленения и благоустройства в процессе эксплуатации наблюдаются прежде всего на придомовых территориях, где происходят несогласованные посадки, пересадки, вырубки зеленых насаждений; вытаптывание газонов, кустарников, цветников, местоположение которых не учитывает сложившуюся сеть пешеходных коммуникаций. В условиях высокого уровня автомобилизации (350-400 автомобилей на 1000 жителей) значительная часть свободных пространств, в основном газонов, загромождается припаркованными автомобилями из-за отсутствия мест для их хранения. Поэтому сохранность зеленых насаждений, правильный и своевременный уход является неотъемлемым требованием по их содержанию.
|
|
Содержание и эксплуатация объектов озеленения должны осуществляться с учетом "Правил по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений в городах РФ" (утв. приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. № 153).
"Правилами" определены обязанности владельцев озелененных территорий:
- обеспечение сохранности насаждений;
- осуществление поливки зеленых насаждений в летнее время и сухую погоду;
- не допущение вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.п.;
- произведение новых посадок деревьев и кустарников, перепланировки с изменением сети дорожек и размещением оборудования только по проектам, согласованным в установленном порядке, со строгим соблюдением агротехнических условий;
- осуществление вырубки и пересадки деревьев и кустарников в соответствии с установленными правилами и технологическим регламентом;
- при наличии водоемов на озелененных территориях содержание их в чистоте и произведение их капитальной очистки не менее 1 раза в 10 лет;
- организация и проведение разъяснительной работы среди населения о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям.
Содержание зеленых насаждений должно учитывать специфику экологического состояния жилых территорий города для создания устойчивых, долговечных и декоративных зеленых насаждений. Регламент содержания предусматривает следующие основные мероприятия:
- регулярный полив зеленых насаждений с обеспечением соответствующих для каждого вида зеленых насаждений норм и кратности;
- внесение органических и минеральных удобрений для обеспечения нормального развития растений, повышения их устойчивости к неблагоприятным экологическим условиям;
- рыхление почвы, удаление сорной растительности;
- санитарную, омолаживающую, формовочную обрезку крон, стрижку «живой» изгороди;
- посадку и пересадку деревьев и кустарников;
- валку сухих, аварийных и потерявших вид больных деревьев и кустарников;
- регулярный покос газонов;
- посадку цветов;
- обработку зеленых насаждений ядохимикатами для борьбы с вредителями и болезнями.
Все мероприятия по содержанию зеленых насаждений должны осуществляться в строгом соответствии с технологическими картами производства работ.
Для регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их капитальному ремонту и реконструкции эксплуатирующая организация проводит инвентаризацию зеленых насаждений с разработкой паспорта объекта, передаваемого после согласований с органами архитектуры и градостроительства, земельным комитетом в бюро технической инвентаризации. В паспорте объекта озелененной территории указывают сведения о состоянии зеленых насаждений, сроки проведения капитального ремонта или реконструкции объекта. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилых территорий, обязаны своевременно оповещать бюро технической инвентаризации обо всех изменениях на объекте озеленения. Каждые 5 лет инвентаризационные данные планово обновляются, что позволяет осуществлять мониторинг состояния зеленых насаждений и благоустройства жилых территорий.
Городское зеленое хозяйство включает две тесно связанные между собой отрасли: эксплуатационную – уход за зелеными насаждениями; и производственную – выращивание исходного посадочного материала для озеленения.
Городские организации (управления озеленения, управления или отделы благоустройства, тресты зеленого строительства и др.), как правило, имеют в своем распоряжении производственные предприятия, которые выращивают цветы, деревья, кустарники для обеспечения потребности города.
|
|
Уход за зелеными насаждениями осуществляется путем проведения агрохимических мероприятий (прокопка, удобрение торфом, подрезка, обработка ядохимикатами для сокращения количества тли и т.п.).
Цветоводческие хозяйства должны иметь производственные площади открытого и закрытого грунтов. Производственные площади закрытого грунта различают трех видов – парники, подвалы и оранжереи (теплицы).
Формы организационной структуры зеленого хозяйства в городах зависят, прежде всего, от величины города, вида, площади и структуры зеленых насаждений, от климатических условий и т.д.
Так, в Санкт-Петербурге для координации работ по зеленому строительству, сохранению зеленого фонда и дальнейшему развитию системы озеленения в создано Управление садово-паркового хозяйства. В его задачи входит планирование, техническое руководство, контроль за содержанием, охраной и развитием зеленого фонда города и лесопарковой зоны, а также строительство и ремонт садов, парков и лесопарков с привлечением подведомственных организаций. Управление садово-паркового хозяйства ведет учет зеленого фонда, выдает разрешение на снос или пересадку деревьев и кустарников. На него возложен контроль за соблюдением законодательства по вопросам зеленого строительства и лесопаркового хозяйства, за выполнением решений правительства города всеми учреждениями, предприятиями и организациями независимо от ведомственной подчиненности. Управление садово-паркового хозяйства осуществляет организационное, хозяйственно-экономическое и техническое руководство деятельностью подчиненных государственных предприятий, ведающих зеленым строительством, садово-парковым хозяйством, выращиванием посадочного материала, защитой растений.
Управление садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга является структурным подразделением Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Администрации города. Ему подведомственны 17 государственных районных унитарных предприятий и 7 администраций городских парков, которые осуществляют контроль за состоянием зеленых насаждений общего пользования. Организационные структуры Управления и предприятия садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга представлены на рис. 44 и 45.
|
|
Рис. 44. Организационная структура Управления садово-парковым хозяйством Санкт-Петербурга.