Организация зеленого хозяйства

Значение зеленых насаждений на территории города, особенно в пределах жилых территорий, очень велико. Зеленые насаждения входят составной частью в природный комплекс города и участвуют в оздоровлении городской среды, регулируя тепловой режим, снижая скорость ветра, очищая и увлажняя воздух, снижая уровень шума.

Зеленые насаждения в зависимости от характера их использования в пределах жилых территорий города подразделяют на парки, лесопарки, сады, скверы, бульвары, насаждения вдоль улиц и озелененные дворы, а также озеленение в пределах школьных и дошкольных учреждений, общественно-торговых центров повседневного пользования. Минимальная норма зеленых насаждений на 1 жителя в пределах жилых территорий составляет 5-7 м2.

Все зеленые территории делятся на территории общего и ограниченного пользования. Территории общего пользования (кроме стадионов, ботанических садов и т.п.) находятся в непосредственном ведении органов городского благоустройства. Территории ограниченного пользования – внутриквартальные зеленые насаждения (дворовые и некоторые уличные посадки) находятся в ведении управлений домами (жилищно-эксплуатационных служб). Сохранность этих зеленых насаждений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах – специализированной организацией. Зеленые насаждения при промышленных предприятиях, школах, больницах и т.п. называются ведомственными. За их состояние отвечают владельцы зеленых насаждений. Работы по уходу за ними выполняются либо силами самих ведомств, либо по договору со специализированной организацией.

Зеленые насаждения – наилучшая среда для формирования рекреационных элементов жилой застройки: площадок для отдыха, спортивных площадок. Кроме того, они являются средством обогащения ландшафта городских территорий. Поэтому формирование системы озеленения на стадии строительства происходит в строгом соответствии с проектом благоустройства территории. Однако в процессе эксплуатации жилых территорий система зеленых насаждений претерпевает значительные изменения по сравнению с проектными решениями. Значительные отклонения в системе озеленения и благоустройства в процессе эксплуатации наблюдаются прежде всего на придомовых территориях, где происходят несогласованные посадки, пересадки, вырубки зеленых насаждений; вытаптывание газонов, кустарников, цветников, местоположение которых не учитывает сложившуюся сеть пешеходных коммуникаций. В условиях высокого уровня автомобилизации (350-400 автомобилей на 1000 жителей) значительная часть свободных пространств, в основном газонов, загромождается припаркованными автомобилями из-за отсутствия мест для их хранения. Поэтому сохранность зеленых насаждений, правильный и своевременный уход является неотъемлемым требованием по их содержанию.

Содержание и эксплуатация объектов озеленения должны осуществляться с учетом "Правил по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений в городах РФ" (утв. приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. № 153).

"Правилами" определены обязанности владельцев озелененных территорий:

- обеспечение сохранности насаждений;

- осуществление поливки зеленых насаждений в летнее время и сухую погоду;

- не допущение вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.п.;

- произведение новых посадок деревьев и кустарников, перепланировки с изменением сети дорожек и размещением оборудования только по проектам, согласованным в установленном порядке, со строгим соблюдением агротехнических условий;

- осуществление вырубки и пересадки деревьев и кустарников в соответствии с установленными правилами и технологическим регламентом;

- при наличии водоемов на озелененных территориях содержание их в чистоте и произведение их капитальной очистки не менее 1 раза в 10 лет;

- организация и проведение разъяснительной работы среди населения о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям.

Содержание зеленых насаждений должно учитывать специфику экологического состояния жилых территорий города для создания устойчивых, долговечных и декоративных зеленых насаждений. Регламент содержания предусматривает следующие основные мероприятия:

- регулярный полив зеленых насаждений с обеспечением соответствующих для каждого вида зеленых насаждений норм и кратности;

- внесение органических и минеральных удобрений для обеспечения нормального развития растений, повышения их устойчивости к неблагоприятным экологическим условиям;

- рыхление почвы, удаление сорной растительности;

- санитарную, омолаживающую, формовочную обрезку крон, стрижку «живой» изгороди;

- посадку и пересадку деревьев и кустарников;

- валку сухих, аварийных и потерявших вид больных деревьев и кустарников;

- регулярный покос газонов;

- посадку цветов;

- обработку зеленых насаждений ядохимикатами для борьбы с вредителями и болезнями.

Все мероприятия по содержанию зеленых насаждений должны осуществляться в строгом соответствии с технологическими картами производства работ.

Для регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их капитальному ремонту и реконструкции эксплуатирующая организация проводит инвентаризацию зеленых насаждений с разработкой паспорта объекта, передаваемого после согласований с органами архитектуры и градостроительства, земельным комитетом в бюро технической инвентаризации. В паспорте объекта озелененной территории указывают сведения о состоянии зеленых насаждений, сроки проведения капитального ремонта или реконструкции объекта. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилых территорий, обязаны своевременно оповещать бюро технической инвентаризации обо всех изменениях на объекте озеленения. Каждые 5 лет инвентаризационные данные планово обновляются, что позволяет осуществлять мониторинг состояния зеленых насаждений и благоустройства жилых территорий.

Городское зеленое хозяйство включает две тесно связанные между собой отрасли: эксплуатационную – уход за зелеными насаждениями; и производственную – выращивание исходного посадочного материала для озеленения.

Городские организации (управления озеленения, управления или отделы благоустройства, тресты зеленого строительства и др.), как правило, имеют в своем распоряжении производственные предприятия, которые выращивают цветы, деревья, кустарники для обеспечения потребности города.

Уход за зелеными насаждениями осуществляется путем проведения агрохимических мероприятий (прокопка, удобрение торфом, подрезка, обработка ядохимикатами для сокращения количества тли и т.п.).

Цветоводческие хозяйства должны иметь производственные площади открытого и закрытого грунтов. Производственные площади закрытого грунта различают трех видов – парники, подвалы и оранжереи (теплицы).

Формы организационной структуры зеленого хозяйства в городах зависят, прежде всего, от величины города, вида, площади и структуры зеленых насаждений, от климатических условий и т.д.

Так, в Санкт-Петербурге для координации работ по зеленому строительству, сохранению зеленого фонда и дальнейшему развитию системы озеленения в создано Управление садово-паркового хозяйства. В его задачи входит планирование, техническое руководство, контроль за содержанием, охраной и развитием зеленого фонда города и лесопарковой зоны, а также строительство и ремонт садов, парков и лесопарков с привлечением подведомственных организаций. Управление садово-паркового хозяйства ведет учет зеленого фонда, выдает разрешение на снос или пересадку деревьев и кустарников. На него возложен контроль за соблюдением законодательства по вопросам зеленого строительства и лесопаркового хозяйства, за выполнением решений правительства города всеми учреждениями, предприятиями и организациями независимо от ведомственной подчиненности. Управление садово-паркового хозяйства осуществляет организационное, хозяйственно-экономическое и техническое руководство деятельностью подчиненных государственных предприятий, ведающих зеленым строительством, садово-парковым хозяйством, выращиванием посадочного материала, защитой растений.

Управление садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга является структурным подразделением Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Администрации города. Ему подведомственны 17 государственных районных унитарных предприятий и 7 администраций городских парков, которые осуществляют контроль за состоянием зеленых насаждений общего пользования. Организационные структуры Управления и предприятия садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга представлены на рис. 44 и 45.

Рис. 44. Организационная структура Управления садово-парковым хозяйством Санкт-Петербурга.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: