В зависимости от объема полномочий, парламенты можно подразделить на:
· парламенты с неограниченными полномочиями (Великобритания, США и многие др.);
· парламенты с ограниченными полномочиями – Конституции Франции, Сенегала, Габона и др.стран перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы-рамки и исчерпывающие законы (то есть, издаваемые по вопросам, которые могут регулироваться только парламентом). Все другие вопросы составляют сферу регламентарной власти (акты президента, правительства);
· консультативные парламенты существуют в абсолютных монархиях и могут в некоторых из них принимать законы с одобрения монарха.
К полномочиям парламента, как правило относятся следующие вопросы:
· принятие конституции (не все страны);
· принятие законов;
· избрание, назначение, образование высших органов государства, президента (в Израиле, Ливане, Турции); правительства (Италия, Великобритания). Полномочия в кадровых вопросах у палат двухпалатного парламента различны.
|
|
· ратификация международных договоров;
· решение вопроса об использовании вооруженных сил за пределами страны;
· обладание квазисудебными полномочиями;
· объявление амнистии;
· обладание финансовыми полномочиями, т.е. правом принимать решения о государственном займе, о внешних заимствованиях, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет;
· контроль за деятельностью исполнительной власти, который может осуществляться в следующих формах:
- «правительственный час» в парламенте, как правило, раз в неделю;
- постановка вопроса о вотуме недоверия правительству. Вотум недоверия практически невозможен в президентской республике и дуалистической монархии;
- интерпелляция – парламентская процедура, предусматривающая постановку важного вопроса на пленарном заседании с объяснениями по этому вопросу главы правительства (министра). Неудовлетворительная оценка объяснений премьера или министра может повлечь за собой отставку министра или всего правительства, либо роспуск парламента.
- парламентские расследования – создание парламентом специальной комиссии, которая имеет доступ ко всем секретным документам, имеет право брать объяснения у всех должностных лиц и граждан. В Италии, Японии и других странах подобные расследования приводили к отставке главы правительства и суду.
- деятельность парламентских комиссаров, счетных и контрольных палат, которые ежегодно докладывают парламенту о состоянии законности, о недостатках в организации управления в какой-либо сфере, нарушений прав человека. Эти органы вправе обратиться в правоохранительные и судебные органы с требованием возбуждения уголовного дела.
- контроль за делегированным законодательством. Акты, изданные исполнительной властью представляются в парламент и иногда подлежат обязательному утверждению парламентом (Италия).