Виды судебных органов

В зарубежных странах существуют следующие виды судебных органов:

Органы досудебного разбирательства:

Медиаторы и консилиаторы (т.е. посредники и примирители) во Франции и Италии, народные суды в Индии, товарищеские суды в социалистических странах, суды аксакалов в Казахстане и Киргизии, рассматривающие малозначительные дела.

Суды общей юрисдикции, рассматривающие уголовные дела, гражданские и другие споры. К этим судам относятся также мировые судьи, единолично рассматривающие малозначительные дела. Система судов общей юрисдикции многозвенная, состоящая от низовых судов до верховных.

Специальные суды, к которым относятся: суды для военнослужащих, суды для малолетних, трудовые, претензионные, коммерческие суды, по водным и земельным спорам, а также другие.

Дела в таких судах рассматриваются, как правило, в коллегии профессиональных судей без заседателей, иногда они являются отделениями при судах общей юрисдикции.

Административные суды, которые составляют систему административной юстиции, возглавляемую обычно национальным верховным или высшим административным судом. Задача этих судов заключается в разрешении административных споров между физическими и юридическими лицами с одной стороны и органами и должностными лицами публичной администрации – с другой. Административные суды проверяют законность актов органов и должностных лиц. В странах, где конституции не упоминают об административных судах, они существуют в качестве ветви судов общей юрисдикции, либо их функции осуществляются судами общей юрисдикции.

Конституционные суды, которые наряду с квазисудебными органами специализированного конституционного контроля (к ним относятся Конституционные советы) составляют систему конституционной юстиции. Различие между конституционным судом и конституционным советом находится в процессуальной сфере. Так, в советах не практикуется выступление сторон, т.е. состязательность.

В большинстве стран конституционные суды и советы формируются высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти. Так, в Болгарии и Италии 1/3 судей Конституционного Суда назначает президент, 1/3 парламент и 1/3 собрание судей верховных судов общей и административной юрисдикции.

В Германии, Венгрии, Хорватии и др. странах применяется только парламентский способ формирования Конституционных судов. Конституции и законы устанавливают особые требования к кандидатам в судьи конституционного суда (повышенный возрастной ценз, более высокий стаж юридической работы). Судьи этих судов избираются на длительный срок и только один раз.

Главной категорией дел, подведомственных конституционным судам является проверка конституционности законов. В случае абстрактного конституционного контроля правом обращения в конституционный суд обладают различные органы государственной власти, а также группы парламентариев, но не частные лица. При конкретном конституционном контроле могут обращаться в Конституционный суд наряду с государственными органами, судами также и частные лица.

Вне зависимости от разновидности судебной системы все конституции демократических государств содержат норму запрещающую создание чрезвычайных судов, то есть тех, которые образуются в ином порядке, чем определено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, применяют наказания, не предусмотренные уголовным законодательством.

Подобные суды существуют при диктаторских и военных режимах, осуществляя репрессивную политику властей в порядке так называемого упрощенного судопроизводства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: