Конституционные принципы организации судебной системы

В современных демократических государствах судебная система должна обеспечивать реализацию такого конституционного принципа как участие населения в отправлении правосудия. Конкретно вопрос об участии населения в отправлении правосудия сводится к трем вариантам:

-наличие суда присяжных;

-существование института судебных заседателей;

-наличие, как суда присяжных, так и института судебных заседателей.

Присяжные не избираются, а отбираются из списков граждан, составляемых местными властями. Отбор может производиться по жребию. Число присяжных от 6 до 12. Присяжные решают вопросы не права, а факта. Этот институт используется обычно в уголовном процессе. Присяжные должны определить: имело ли место деяние, вменяемое подсудимому, совершал ли он его, виновен ли в совершении и заслуживает ли снисхождения, если виновен. Решение присяжных по каждому такому вопросу принимается либо единогласно, либо большинством (оно может быть как простым, так и квалифицированным). В зависимости от вердикта присяжных судья назначает меру наказания подсудимому или оправдывает его.

В странах континентальной системы права суд присяжных распространен мало. Здесь в составе суда участвуют наряду с профессиональным судьей на равных правах с ним судебные заседатели, избираемые населением или представительными органами власти.

Судебная система в демократических государствах должна отвечать конституционному принципу всеобщего и равного доступа к правосудию. Реализации этого принципа должны способствовать такие меры как:

·оптимальное определение территории судебных округов с учетом численности и состава населения;

·учет демографических процессов при определении числа судей в отдельных судах и судейского корпуса в целом;

·запрет отказываться от приема исков под предлогом пробелов в законодательстве;

·оказание безвозмездной правовой помощи малоимущим гражданам, например, согласно ст. 119 Конституции Испании «правосудие осуществляется бесплатно, когда это предусмотрено законом, и во всех случаях для лиц, не обладающих достаточными средствами для ведения процесса».

Для деятельности судебной системы характерен и такой принцип как инстанционность. Он состоит в том, что не вступившее в силу решение суда первой или второй инстанции может быть пересмотрено вышестоящим судом по жалобе стороны в порядке апелляции или кассации.

При апелляционном порядке вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет свое решение, отменяя решение суда вышестоящего.

При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела и только в рамках заявленной жалобы. При отмене решения нижестоящего суда дело заново передается, как правило, туда же, но с иным составом судей.

В ряде стран существует смешанная форма обжалования решений суда не вступивших в силу, именуемая ревизией. В ней сочетаются черты апелляции и кассации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: