Парламент Японии

Император Японии

Государственные органы

Установив в Японии парламентарную монархию, Конституция 1946 года посвящает свою 1-ую главу статусу Императора. Ст.1 Конституции установила, что Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Согласно ст.3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты только с совета и одобрения Кабинета и Кабинет несет за них ответственность.

В соответствии со ст.6 Конституции Император назначает Премьер – министра по представлению Парламента, а также назначает главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

По совету и с одобрения Кабинета, Император от имени народа осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства (ст.7):

·промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

·роспуск Палаты представителей;

·объявление парламентских выборов;

·подтверждение назначений и отставок министров и др. должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

·подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах, пожалование наград;

·подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов;

·прием иностранных послов и посланников;

·осуществление церемониала.

Таким образом, у Императора Японии нет ряда важных полномочий, которые имеются у монархов других парламентарных монархий, например Великобритании:

·верховное главнокомандование вооруженными силами;

·право вето, право влияния на формирование правительства.

Согласно закону об Императорской фамилии 1947 года, в Японии создан Совет императорского двора, в который входят: два члена императорской семьи, премьер-министр, председатели и вице-председатели палат Парламента, главный судья, а также один член Верховного суда. Задачей Совета является охрана династийного порядка наследования престола. При канцелярии премьер-министра действует управление императорского двора, начальник которого назначается Премьер-министром с согласия императора и руководит работой персонала численностью более 1 тысячи человек.

Согласно ст.47 Конституции Японии Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны.

Верхняя палата – Палата советников досрочному роспуску не подлежит. Нижняя – Палата представителей может быть досрочно распущена актом Императора по требованию Кабинета Министров. При этом выборы нового состава палаты проходят в течение 40 дней. Каждая палата избирает своего председателя и вице-председателя, а также многочисленные постоянные специализированные комиссии (в Палате представителей – 18; Палате советников – 16). Комиссии в Парламенте Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов. Комиссии тесно связаны с работой министерств по своему профилю и контролируют их работу. На заседаниях комиссий, как правило, присутствуют министр или глава Кабинета. В каждой палате создаются партийные фракции, с подачи которых распределяются руководящие посты в палатах и комиссиях.

Сессии Парламента созываются один раз в год и длятся 150 дней. Внеочередные сессии могут быть созваны по требованию Кабинета Министров, либо ¼ членов Палаты.

Правом законодательной инициативы в Японии обладают: Кабинет министров, а также группы депутатов нижней палаты, численностью не менее 20 человек, и верхней палаты – не менее 10 человек. По бюджетным законопроектам их число соответственно 50 и 20. До рассмотрения на пленарном заседании палаты законопроект рассматривается в законодательном бюро палаты и соответствующей комиссии. Только после положительного решения комиссии, законопроект представляется всем членам палаты, как правило, в двух чтениях. Решение в обеих палатах принимаются простым большинством. В законодательном процессе Палата представителей имеет больший вес, чем Палата советников. Согласно ст.59 Конституции Японии, если Палата советников отклоняет законопроект, принятый нижней палатой, то он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 голосов присутствующих членов Палаты представителей. Палата представителей может потребовать созыва совместного заседания обеих палат по спорному законопроекту.

Если в течение 60 дней Палата советников не проголосовала по законопроекту, принятому нижней палатой, он считается отвергнутым ею.

Проект закона о государственном бюджете согласно ст.60 Конституции вносится только Кабинетом министров и только в Палату представителей. Обсуждение проекта бюджета проходит при обязательном участии членов Кабинета Министров и Премьер-министра. Любой гражданин Японии может подать заявку на участие в обсуждении. Председатель бюджетной комиссии отбирает из подавших заявки несколько человек, которые участвуют в открытом обсуждении законопроекта о бюджете. Если после принятия Палатой представителей законопроекта о бюджете верхняя палата в течение 30 дней не примет решения, либо после отрицательного решения верхней палаты не будет достигнуто соглашения на совместном заседании палат, решение Палаты представителей становится решением Парламента.

Аналогичный порядок применяется при одобрении Парламентом международных договоров. Принятый Парламентом закон подписывается Премьер-министром и министром, ответственным за его исполнение, после чего промульгируется Императором и в течение 30 дней публикуется. Через 20 дней после опубликования, закон вступает в силу.

Японский Парламент практически не участвует в формировании других государственных органов, за исключением назначения Премьер-министра, а также импичмента в отношении судей.

Согласно ст.67 Конституции Премьер-министр выдвигается резолюцией Парламента из числа своих членов. Фактически это лидер партии парламентского большинства. В случае недостижения согласия между палатами, решение Палаты представителей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается на должность Премьер-министра указом Императора.

Парламент осуществляет контрольные функции за деятельностью Кабинета:

·общая дискуссия по политике Кабинета, проводимая в начале каждой сессии по докладам Премьер-министра, министра иностранных дел и министра финансов;

·интерпелляция, инициирование которой принадлежит отдельным членам Палаты представителей;

·парламентские расследования. Их может проводить любая палата, с созданием специальных комиссий, которые имеют право заслушивать членов Кабинета. Итогом парламентских расследований нередко становились отставки министров и главы Кабинета, а затем и предание их суду;

·резолюция недоверия Кабинету, выдвигаемая по инициативе членов Палаты представителей, а также отклонение вносимой Премьер-министром резолюции о доверии Кабинету. В случае вынесения недоверия Кабинету, согласно ст.69 Конституции Кабинет должен уйти в отставку, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена указом Императора (по рекомендации Премьер-министра)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: