Государственные органы. Император Японии. Парламент. Кабинет министров. Судебная власть.
Избирательное право. Референдум. Выборы. Местная инициатива. Отзыв.
Организации предпринимателей. Социально-профессиональные объединения.
Политические партии и партийная система в Японии.
Конституция Японии (разработка и принятие, характеристика, особенности, контроль за соблюдением Конституции).
Тема 18. Основы конституционного права Японии
2. Конституционно-правовой статус личности (общая характеристика конституционных прав и свобод, концепция «предоставленных прав и свобод», из которой исходит Конституция Японии, обязанности личности).
После поражения Японии во II-ой Мировой войне здесь в апреле 1946г. прошли парламентские выборы на основе правил, установленных приказом главнокомандующего американскими оккупационными войсками генералом Дугласом Макартуром (в них впервые приняли участие женщины).
|
|
В этом же году в штабе Макартура был разработан проект будущей Конституции Японии. В октябре 1946 г. этот проект был представлен Правительством Японии в Парламент и принят им. 3 ноября Конституция промульгирована Императором, а также одобрена Дальневосточной комиссией, состоящей из представителей 11 стран – победительниц Японии. 3 мая 1947 г. Конституция вступила в силу.
Конституция Японии невелика по объему. Она состоит из Преамбулы и 103 статей объединенных в 11 глав, которые последовательно регулируют:
·статус императора;
·отказ от войны;
·права и обязанности народа;
·деятельность Парламента, Кабинета, судебной власти;
·государственные финансы;
·местное самоуправление;
·процедуру изменения Конституции;
·дополнительные положения о порядке вступления Конституции в силу.
Собственно юридические нормы предваряются достаточно обширной Преамбулой, включающей провозглашение общих принципов строения государства, а также несущей заметную идеологическую нагрузку.
Для Конституции Японии характерны три особенности:
·закрепление в Преамбуле и ст.1 принципа народного суверенитета, как основы государственной власти, который раньше не существовал в Конституции 1889 года. Император более не обладает верховной властью, которая по Конституции теперь принадлежит народу. Принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе – единственным законодательным органом является Парламент, Император не обладает исполнительной властью – она прерогатива Кабинета.
Таким образом, в Японии установлена парламентарная монархия с демократическим политическим режимом;
|
|
·значительное расширение прав и свобод человека.
·провозглашение в Преамбуле и гл.2 принципа пацифизма, согласно которому «стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны, как суверенного права нации, а также угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Никогда впредь не будут создаваться вооруженные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается». Сегодня в Японии функцию вооруженных сил выполняют японские силы самообороны, представляющие собой 130-тысячную отлично вооруженную и обученную армию, по расходам на которую Япония занимает 7-е место в мире.
Конституция Японии с момента ее принятия, не подвергалась никаким изменениям. По способу изменения она относится к особо жестким. Изменения Конституции согласно ст.96 осуществляется по инициативе Парламента. Для принятия решения о внесении изменений необходимо не менее 2/3 голосов в обеих палатах. После чего Парламент решает вынести поправки на Конституционный референдум или на утверждение Парламентом нового созыва.
Контроль за соблюдением Конституции возложен в Японии на суды, в том числе и низших инстанций. Однако согласно ст.81 Конституции Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта.
В отличие от США вопрос о конституционности акта решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Подается специальный иск о неконституционности акта в суд первой инстанции. Данное дело может быть доведено до Верховного суда.
Юридической основой для конституционного контроля является ст.98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы или государственные акты, противоречащие Конституции в целом или частично не имеют законной силы. Последствием вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.