Поставка и ввод в действие. Эксплуатация изделия
Данные процедуры могут быть описаны в отдельном документе или включены в ЭД. Инструментальные средства контроля за идентичностью изделия при поставке должны быть сертифицированы.
За безопасность изделия при его доставке к месту эксплуатации отвечает разработчик.
Конкретные требования к поставке и вводу в эксплуатацию будут указаны в «Критериях...» в зависимости от ОУД.
На этапе эксплуатации должна разрабатываться «Программа обеспечения безопасности при эксплуатации изделия ИТ», также должна иметься организационно-распорядительная документация по обеспечению доверенной среды изделия ИТ, содержащая описание всех мер, необходимых для обеспечения безопасности изделий ИТ. Должны быть предусмотрены процедуры для пересмотра и аудита мер обеспечения безопасности доверенной среды изделий ИТ.
В требованиях по снятию изделия с эксплуатации нет ничего специфичного. Обращает на себя внимание лишь уточнение терминологии: под стиранием понимается удаление данных, делающее невозможным их восстановление с применением обычных методов, под уничтожением — с применением лабораторных методов.
|
|
По мнению ведущих специалистов в области защиты информации, в настоящее время можно выделить три различных концептуальных подхода к проектированию систем защиты:
1. «Продуктовый». Данный подход характерен для компаний-производителей средств защиты информации, занимающихся, кроме того, и разработкой законченных проектов в области безопасности. Понятно желание такой компании построить КСЗИ вокруг производимого ею продукта или линейки продуктов. При этом эффективность КСЗИ зачастую страдает. Однако это вовсе не означает, что такой компании нельзя поручать реализацию проекта: вряд ли кто-то знает особенности продукта лучше его разработчиков. Просто в этом случае желателен контроль за проектированием со стороны либо своих высококлассных специалистов, либо специалистов привлекаемых консалтинговых фирм.
2. «Комплекс продуктов». Данный подход используют компании-поставщики решений в области защиты информации. Понимая отсутствие единого продукта, защищающего от всех угрозе компания предлагает комплексное решение проблемы. Это решение состоит из комбинации продуктов разных производителей, каждый из которых предназначен для решения какой-либо задачи. Например, для защиты дисков компьютера от НСД применяются электронные замки, для защиты каналов связи — VPN. «Опасность» такого подхода заключается в искушении для разработчика пойти по пути наименьшего сопротивления и реализовывать защиту, отталкиваясь от наличия и знания СЗИ. При этом возможна значительная избыточность реализованных механизмов безопасности и закупленных СЗИ, отсутствует целостное решение проблемы. По-видимому, этот подход наиболее привлекателен для небольших компаний, которые не могут позволить себе покупать дорогие услуги компаний-интеграторов.
|
|
«Комплексный». При двух ранее рассмотренных подходах окончательное решение о построении КСЗИ принимает заказчик, который в общем случае не является экспертом в области информационной безопасности, поэтому и вся ответственность за принятые решения лежит на нем. Иногда, хотя и достаточно редко, встречается и третий подход, когда ответственность за принимаемые решения по защите информации возлагает на себя компания-интегратор. При этом она реализует единую комплексную политику, как техническую, так и организационную, проводя ее на всех уровнях организации-заказчика.
Перед выработкой замысла на построение КСЗИ интегратор выполняет всестороннее обследование предприятия заказчика. Это обследование выполняется в трех плоскостях: бизнес-процессы, технические средства и СВТ, программные средства. Определяются основные информационные потоки, технология обработки информации, наличие и качество имеющихся средств обеспечения безопасности, опыт и знания персонала по работе с теми или1 иными программными продуктами.
На основе полученных данных формируется замысел по защите информации, состоящий из комплекса организационных, технических и программно-аппаратных мер защиты. Затем уже обосновывается применение тех или иных СЗИ и технологий защиты.
Итак, основными этапами работ по созданию КСЗИ являются:
1. Обследование организации.
Услуги по обследованию организации могут достаточно сильно различаться у разных поставщиков услуг. Это может быть анализ защищенности вычислительной системы, обследование вычислительной системы (гораздо более глубокий уровень детализации), обследование организации в целом, т.е. охват «бумажного» документооборота и бизнес процессов организации с точки зрениия информационной безопасности, проверка на соответствие нормативно-правовым документам и т.п. На стадии обследования организации [23]:
• устанавливается наличие секретной (конфиденциальной) информации в разрабатываемой КСЗИ, оценивается уровень конфиденциальности и объемы;
. определяется наличие аттестованных помещений, средств защиты от утечки по техническим каналам;
. определяются режимы обработки информации (диалоговый, и обработки и режим реального времени), состав комплекса нлмических средств, общесистемные программные средства и т.д.;
. изучаются принятые в организации правила бумажного документооборота;
• анализируется возможность использования имеющихся на рынке сертифицированных средств защиты информации;
• определяется степень участия персонала, функциональных служб, специалистов и вспомогательных работников объекта автоматизации в обработке информации, характер их взаимодействия между собой и со службой безопасности;
. определяются мероприятия по обеспечению режима секретности на стадии разработки.
2. Проектирование системы защиты информации.
При проектировании системы информационной безопасности могут быть охвачены как все три уровня защиты — организационный, технический и программно-аппаратный, так и исключительно технический уровень. Это два принципиально разных типа работ и по сути, и по объемам, так как первый предполагает разработку концепции (политики) информационной безопасности, нормативно-распорядительных документов, различных регламентов и только рогом — технического проекта.
|
|
3. Внедрение системы защиты информации.
Заказчику выгодно использовать подрядную организацию и не иметь проблем с единовременным привлечением большого количества специалистов по информационной безопасности, контролем качества выполняемых работ, выработкой единой политики Ос (опасности.
4. Сопровождение системы информационной безопасности.
Оперативное реагирование на внештатные ситуации, периодическое обновление специального ПО, установка необходимых «заплат» на общесистемное ПО, отслеживание появления новых атак и уязвимостей.
5. Обучение специалистов по защите информации. Обучение руководителей служб безопасности, руководителей
II-подразделений, пользователей средств защиты.