Управление комплексной системой защиты информации в условиях чрезвычайных ситуаций
Гл а в а 18
Рассмотрим общие аспекты деятельности, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) и организацией деятельности по предотвращению или минимизации ущерба, который в их результате может быть нанесен защищаемой информации.
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [48].
В соответствии с нормативно-правовыми документами [35] в Российской Федерации принята следующая классификация ЧС:
• по источникам происхождения — природного или техногенного характера;
• по масштабам, в зависимости от количества пострадавших, размеров материального ущерба или границ распространения поражающих факторов ЧС — локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
|
|
Перечни источников ЧС, их подробная классификации излагаются в целом ряде стандартов и нормативных документов, основные из которых приведены в конце главы.
При подготовке внутренних нормативных документов предприятия по вопросам ликвидации ЧС необходимо также учитывать требование законодательства о том, что ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям:
ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации;
ликвидация местной ЧС осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
ликвидация региональной и федеральной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по ЧС могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС.
Хотелось отметить особую опасность ЧС, возникших в результате террористических акций и различного рода действий криминального характера.