Международных отношений

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Важной характеристикой современного этапа международных отношений является их динамичность. К началу 80-х гг.

ХХ в. завершилась политическая деколонизация. Теперь решения, важные для развития международных отношений, принимаются на всех континентах. В течение последних двух десятилетий в мире стремительно происходили процессы интернационализации экономических и культурных отношений, что послужило основой для интернационализации политических процессов. Нагляднее всего это проявилось в Европе. В начале 90-х гг. перестал существовать европейский социалистический лагерь, была ликвидирована Организация Варшавского Договора. Вслед за этим распался Советский Союз – одна из двух сверхдержав. Противостояние между ним и второй сверхдержавой – США, в орбиту которого были втянуты все участники мирового взаимодействия, ушло в прошлое.

В результате разрушилась старая система международных отношений, носившая название биполярной (двухполюсной).

Однако международные отношения характеризуются не только простым изменением соотношения сил между участниками мировой политики. Набирают силу различные новые тенденции в их развитии.

Первая тенденция развития международных отношений – рассредоточение власти. Вопрос о будущем системы международных отношений открыт. Некоторые политологи считают, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие утверждают, что США надо признать единственным мировым лидером. Третьи видят возможность возрождения биполярной системы, где вместо СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США будет находиться Китай. Однако принципиальное своеобразие современной эпохи заключается в том, что сейчас нельзя говорить об абсолютном лидерстве тех или иных государств в системе международных отношений. Изменения в расстановке политических сил на мировой арене, формирование многополюсного мира создают множество альтернатив развития и предоставляют более широкое поле для

поисков способов разрешения международных глобальных и региональных конфликтов, межгосударственных споров.

Вторая тенденция современных международных отношений – новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности. До сих пор система международных отношений была построена на ядерном сдерживании, когда угроза ядерного нападения нейтрализуется угрозой ответного удара с нанесением нападавшей стране непоправимого ущерба. Однако в начале 80-х гг. ХХ в. и советские, и американские ученые просчитали на ЭВМ последствия подобного обмена ядерными ударами. Открывшаяся картина получила название «ядерной зимы» или «ядерной ночи», которые фактически означают гибель человечества. Итогом стало признание того, что ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких-либо других целей в условиях, когда резко усилилась глобальная взаимозависимость государств. Стало ясно, что недостаточно ограничить число государств, владеющих ядерным оружием, недостаточно не допускать его распространения. Встал вопрос о необходимости предпринять шаги к уничтожению части накопленных запасов ядерного оружия. Вскоре последовали практические шаги по реализации этого нового понимания.

Третья тенденция развития международных отношений – это формирование в последнее время нового представления о путях обеспечения национальной безопасности отдельного государства в условиях, когда она становится неотъемлемой

частью проблемы создания всеобщей безопасности. Появился новый термин в лексиконе мировой политики – «всеобъемлющая система международной безопасности». С середины 80-х гг. уже достигнуто немало международных договоренностей, которые и переводят новое понимание задач безопасности в русло практических действий. Сейчас стало очевидно, что расчет на силовое давление в целях обеспечения национальной обороны перестает быть эффективным. С другой стороны, нет необходимости и в том, чтобы обеспечивать национальную безопасность, опираясь только на собственные, национальные ресурсы. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран. Это означает, что можно существенно сократить национальные расходы на военные цели, ограничив их уровнем разумной достаточности.

Четвертая тенденция развития международных отношений – это разработка политических инструментов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов, невоенных гарантий мира, мер по предотвращению назревающих военных конфликтов. Новая ситуация наблюдается на международных переговорах. Теперь переговоры все больше рассматриваются не как средство достижения односторонних преимуществ, а как процесс совместного принятия решений, когда стороны изначально нацелены на сотрудничество, ищут выход, приемлемый для всех сторон.

Пятая тенденция развития международных отношений – включение в круг задач обеспечения безопасности мирового сообщества, помимо военных, проблем иного характера. Это такие проблемы, как изменение климата и разрушение природной среды, международный терроризм, диспропорции в экономическом и научно-техническом развитии.

Шестая тенденция развития современных международных отношений – их демократизация. Необходим демократический контроль над внешней политикой и системой международных отношений, чтобы избежать опасных для мира ситуаций.

Такая демократизация проявляется в том, что, выражая (на выборах) свое отношение к внешнеполитическому курсу правительства, люди тем самым влияют на международные отношения. Эффективным средством влияния на позиции государств, курс правительств оказываются также обращения и рекомендации, принимаемые в ходе международного диалога общественности.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС – одна из важнейших категорий в теории и практике международных отношений. Под национальным интересом понимается осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить так же как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных компонента:

– военную безопасность;

– экономическое процветание и развитие;

– государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.

Иногда добавляют следующие элементы:

– рост национального благосостояния;

– защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;

– расширение его влияния в мировой политике.

В наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств.

Крах «реального» социализма и сопровождающееся трудностями, противоречиями, переход к рыночным отношениям и плюралистической демократии, распад СССР и его многочисленные последствия, окончание «холодной войны» между Востоком и Западом – все эти и многие другие процессы, происходящие в современном мире, ставят перед международным сообществом новые задачи, вносят коренные изменения в условия реализации интересов субъектов международной политики.

Сейчас государства и регионы становятся все более проницаемыми для пересекающих их границы растущих потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей. Традиционно двух- и многосторонние связи между государствами дополняются новыми, действующими в самых разных областях, таких как транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и образование и т.д.

В этих условиях национальный интерес не может быть обеспечен без создания таких условий существования государства, как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (в широком смысле слова), благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене.

Национальный интерес находит свое выражение во внешней политике. Он представляет собой основу для разработки политики правительства, определяет конкретные цели государства в отношении других государств и возможные пути их

достижения.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – это общий курс государства в международных делах, регулирование отношений данной страны с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми путем различных

средств и методов.

Целями внешней политики как одного из направлений политической деятельности являются сохранение государством своего суверенитета (политической самостоятельности) и обеспечение национальной безопасности и территориальной

целостности. В результате реализации этих целей создаются благоприятные условия для внутриполитического, экономического и социального развития страны. Реализуя свои интересы в области внешних отношений, государство осуществляет свою внешнеполитическую функцию.

Для понимания сущности международных отношений следует различать по своему содержанию понятия «МИРОВАЯ ПОЛИТИКА» и «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА». В этой связи следует отметить, что внешняя политика – это продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами с помощью различных средств и методов.

Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим строем.

Важнейшим средством внешней политики является ДИПЛОМАТИЯ, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних отношений (например, министерств иностранных дел) по ее осуществлению, защите прав и интересов государств за границей. Их внешнеполитические цели реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей, которые поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений.

Издавна с интересами государств за рубежом связана деятельность органов внешней разведки.

В современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов. Одна из коренных ее проблем – утверждение принципа мирного сосуществования государств в качестве универсального инструмента ведения мировых дел в интересах каждого народа и всего человечества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: