Дополнительные характеристики людей значимых для организации.
Личность. Личность и организация.
Вопросы для самопроверки и контроля.
1. Предмет, цели и задачи дисциплины.
2. Факторы, формирующие организационное проведение.
3. Модели поведения в организации.
Изучение индивидуального поведения человека проводится с учётом следующих факторов:
- персональная характеристика
- ситуация, в которой осуществляется деятельность
- возраст, пол
Личность - это совокупность индивидуальных, социальных и психологических факторов характеризующих человека.
Индивидуальность - это тип относительно устойчивого проявление того, как человек думает, чувствует, видит себя.
Люди имеют различные типы темпераментов.
4 типа темперамента:
- холерик
- меланхолик
- флегматик
- сангвиник
Характер - это сочетание наиболее устойчивых проявлений в поведении человека в определённом отношении:
- к себе (степень требовательности, самооценка).
- к другим.
|
|
В характере выражаются важные качества.
Свойства личности:
1) Экстраверсия. Характеризует предрасположенность человека испытывать преимущественно положительные, эмоциональные состояния.
Экстраверт - личность подсознательно ориентированная преимущественно на внешние объекты и других людей.
Интроверт - личность подсознательно ориентирована на свой личный мир.
2) Нервозность. Характеризует склонность людей испытывать негативное эмоциональное состояние.
3) Уживчивость - черта, способность человека строить отношения с другими.
4) Добросовестность. Характеризует степень дисциплинированности.
5) Открытость к познанию, к инновациям.
1) Локус (контроль)- качество характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным усилиям.
2) Самооценка.
3) Потребность в достижении причастности власти (исследования Маклеланда).
4) Склонность к риску.
5) Авторитарность.
Влияние ситуаций на поведение личности.
Организация в соответствии со своими целями, спецификой, структурами заставляет действовать работника в соответствии с принятыми ей нормами (требования к работе, строгие правила, определяя технологии).
Возрастные особенности личности:
Возрастной период предполагает некоторые особенности личности:
Взрослость: - ранняя 21-25 лет; - средняя 20-40 лет; - пик интеллектуальных достижений; - поздняя (упадок физических сил); - предпенсионный.
Старение: - удаление от дел 65-70 лет; - старость 70-75 лет; - одряхление > 75 лет.
Восприятие может быть определено как процесс получения информации из окружения и обработки её.
|
|
Восприятие - это процесс и результат преобразования чувственного опыта индивида и осмысление образа своего окружения.
Восприятие несёт субъективный характер, содержит возможность полного или частичного искажения информации или её потери. Особенностью отбора информации является то, что она носит селективный (избирательный) характер.
В соответствии с органами чувств человек воспринимает:
- зрительную информацию
- звуковую
- осязательную
- запах
Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда эта информация данного момента времени.
На восприятие влияют: личностные факторы (интерес, интуиция, личные характеристики воспринимаемого); факторы ситуации (социальная обстановка, время, раб. обстановка); стереотипизация восприятия (реализуется путём сведения сложного явления к определенному стереотипу и упрощённому представлению); факторы объекта (новизна, динамичность, фон); избирательность восприятия.
Систематизация проводится 2 путями:
1) Логическая обработка.
2) Используя чувства, эмоции, убеждения.
К барьерам восприятия относятся:
- стереотипы.
- проекция человека своих чувств, настроений, мотивов деятельности на др. людей, в том числе и ложные представления человека в том, что окружающие хотят того же, что хочет он.
- первое впечатление.
Процесс восприятия человека человеком состоит из 2 частей:
1) первое впечатление
2) знакомство с его личностными характеристиками.
На восприятие человека влияют:
- физические характеристики
- социальные характеристики
- анкетные данные (пол, возраст, образование)
Различают 3 составляющих ситуации оказывающих влияние на восприятие:
1) место, где проводится встреча.
2) повод, по которому происходит встреча.
3) важное влияние оказывает то, кем или от чьего имени организованна встреча.
Для правильного восприятия человека в организации необходимо управлять впечатлением.
Критериальные основы поведения личности.
В критериальной основе поведения человека относят те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор принятия решения человеком по поводу его поведения.
Характеристики, определяющие критериальное поведение:
1) Расположение - априорное отношение к человеку, группе людей, вещам, организациям, процессам; определяет положительную или негативную оценку на нём.
Различают 3 типа расположения:
а) удовлетворённость работой.
б) увлечённость работой (типы увлечённости: - любовь к работе вообще; - любовь к конкретной работе выполненной человеком.
в) приверженность организации.
2) Ценности - набор стандартов и критериев, которые человек следует в своей жизни; ценности устойчивые во времени, являются нормативной базой морали.
3) Верование: установленное представление о явлении, процессе или человеке, которое люди испытывают при их восприятии.
4) Принципы, определяющие правила поведения, формируются на базе ценностей или могут вырабатываться самостоятельно.
5) Позиции человека (постоянное или однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям, к одинаковым ситуациям, к тому, что нравится и наоборот. Позиция служить защитой в момент опасности.
6) Каждая личность характеризуется уровнем притязания, который характеризует степень трудности целей, к достижению которой стремится личность.
Внешние факторы, влияющие на поведение человека:
1) Круг общения может быть личным или служебным, предопределяемым должностными обязанностями. На практике выделяют: круг периодичного общения, ближнего общения. В каждом круге общения складывается своя микро-этика.
2) Роль, характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии.
|
|
3) Статус - оценка окружающих личностей исполняемой его роли.