Восприятие, как фактор поведения человека в организации

Дополнительные характеристики людей значимых для организации.

Личность. Личность и организация.

Вопросы для самопроверки и контроля.

1. Предмет, цели и задачи дисциплины.

2. Факторы, формирующие организационное проведение.

3. Модели поведения в организации.

Изучение индивидуального поведения человека проводится с учётом следующих факторов:

- персональная характеристика

- ситуация, в которой осуществляется деятельность

- возраст, пол

Личность - это совокупность индивидуальных, социальных и психологических факторов характеризующих человека.

Индивидуальность - это тип относительно устойчивого проявление того, как человек думает, чувствует, видит себя.

Люди имеют различные типы темпераментов.

4 типа темперамента:

- холерик

- меланхолик

- флегматик

- сангвиник

Характер - это сочетание наиболее устойчивых проявлений в поведении человека в определённом отношении:

- к себе (степень требовательности, самооценка).

- к другим.

В характере выражаются важные качества.

Свойства личности:

1) Экстраверсия. Характеризует предрасположенность человека испытывать преимущественно положительные, эмоциональные состояния.

Экстраверт - личность подсознательно ориентированная преимущественно на внешние объекты и других людей.

Интроверт - личность подсознательно ориентирована на свой личный мир.

2) Нервозность. Характеризует склонность людей испытывать негативное эмоциональное состояние.

3) Уживчивость - черта, способность человека строить отношения с другими.

4) Добросовестность. Характеризует степень дисциплинированности.

5) Открытость к познанию, к инновациям.

1) Локус (контроль)- качество характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным усилиям.

2) Самооценка.

3) Потребность в достижении причастности власти (исследования Маклеланда).

4) Склонность к риску.

5) Авторитарность.

Влияние ситуаций на поведение личности.

Организация в соответствии со своими целями, спецификой, структурами заставляет действовать работника в соответствии с принятыми ей нормами (требования к работе, строгие правила, определяя технологии).

Возрастные особенности личности:

Возрастной период предполагает некоторые особенности личности:

Взрослость: - ранняя 21-25 лет; - средняя 20-40 лет; - пик интеллектуальных достижений; - поздняя (упадок физических сил); - предпенсионный.

Старение: - удаление от дел 65-70 лет; - старость 70-75 лет; - одряхление > 75 лет.

Восприятие может быть определено как процесс получения информации из окружения и обработки её.

Восприятие - это процесс и результат преобразования чувственного опыта индивида и осмысление образа своего окружения.

Восприятие несёт субъективный характер, содержит возможность полного или частичного искажения информации или её потери. Особенностью отбора информации является то, что она носит селективный (избирательный) характер.

В соответствии с органами чувств человек воспринимает:

- зрительную информацию

- звуковую

- осязательную

- запах

Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда эта информация данного момента времени.

На восприятие влияют: личностные факторы (интерес, интуиция, личные характеристики воспринимаемого); факторы ситуации (социальная обстановка, время, раб. обстановка); стереотипизация восприятия (реализуется путём сведения сложного явления к определенному стереотипу и упрощённому представлению); факторы объекта (новизна, динамичность, фон); избирательность восприятия.

Систематизация проводится 2 путями:

1) Логическая обработка.

2) Используя чувства, эмоции, убеждения.

К барьерам восприятия относятся:

- стереотипы.

- проекция человека своих чувств, настроений, мотивов деятельности на др. людей, в том числе и ложные представления человека в том, что окружающие хотят того же, что хочет он.

- первое впечатление.

Процесс восприятия человека человеком состоит из 2 частей:

1) первое впечатление

2) знакомство с его личностными характеристиками.

На восприятие человека влияют:

- физические характеристики

- социальные характеристики

- анкетные данные (пол, возраст, образование)

Различают 3 составляющих ситуации оказывающих влияние на восприятие:

1) место, где проводится встреча.

2) повод, по которому происходит встреча.

3) важное влияние оказывает то, кем или от чьего имени организованна встреча.

Для правильного восприятия человека в организации необходимо управлять впечатлением.

Критериальные основы поведения личности.

В критериальной основе поведения человека относят те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор принятия решения человеком по поводу его поведения.

Характеристики, определяющие критериальное поведение:

1) Расположение - априорное отношение к человеку, группе людей, вещам, организациям, процессам; определяет положительную или негативную оценку на нём.

Различают 3 типа расположения:

а) удовлетворённость работой.

б) увлечённость работой (типы увлечённости: - любовь к работе вообще; - любовь к конкретной работе выполненной человеком.

в) приверженность организации.

2) Ценности - набор стандартов и критериев, которые человек следует в своей жизни; ценности устойчивые во времени, являются нормативной базой морали.

3) Верование: установленное представление о явлении, процессе или человеке, которое люди испытывают при их восприятии.

4) Принципы, определяющие правила поведения, формируются на базе ценностей или могут вырабатываться самостоятельно.

5) Позиции человека (постоянное или однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям, к одинаковым ситуациям, к тому, что нравится и наоборот. Позиция служить защитой в момент опасности.

6) Каждая личность характеризуется уровнем притязания, который характеризует степень трудности целей, к достижению которой стремится личность.

Внешние факторы, влияющие на поведение человека:

1) Круг общения может быть личным или служебным, предопределяемым должностными обязанностями. На практике выделяют: круг периодичного общения, ближнего общения. В каждом круге общения складывается своя микро-этика.

2) Роль, характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии.

3) Статус - оценка окружающих личностей исполняемой его роли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: