Модель грани.
Теории удовлетворения работой.
Индивидуальные отличия подходов людей к работе.
Работа. Удовлетворенность работой. Теории удовлетворенности работой.
Отношение к работе - это совокупность убеждений, чувств и мыслей о том, как себя вести, связанных с работой в организации.
Выделяют 2 типа отношений к работе оказывающих влияние на организационное поведение:
- удовлетворённость
- организационная причастность
Удовлетворенность к работе - это совокупность чувств и убеждений, испытываемых человеком в отношении к текущей работе.
Факторы, влияющие на удовлетворённость работой:
1) индивидуальные характеристики
2) трудовая ситуация
3) социальное влияние
Факторы, влияющие на удовлетворение работой по трудовой ситуации:
- задачи, которые решаются работником
- люди, с которыми приходится контактировать в работе
- среда, в которой человек работает
- отношение организации к человеку
Социальное влияние - воздействие других людей или групп на типы отношений и поведения человека (коллеги с которыми человек работает).
|
|
Модель грани исходит из трудовой ситуации, разбивает каждый вид работы на отдельные элементы или грани и анализирует, насколько сотрудники получают удовлетворение от каждой из этих граней.
Грани труда:
1) Степень использования способностей (достижения, продвижение, власть, вознаграждение, коллеги, творчество, признание, ответственность, условия работы и т.д).
Общая степень удовлетворения человека работой определяется суммированием степени удовлетворения по каждой грани.
Полезность модели грани побуждает менеджеров и исследователей признавать, что работа влияет на людей разными сторонами, и, что для конкретного человека одни трудовые грани предпочтительнее других.
В основе теории положение о том, что у каждого человека есть 2 набора потребностей и запросов: мотивирующие и физиологические факторы.
Мотивирующие факторы связаны непосредственно с самой работой: достижение целей, возможность роста или развития.
Физиологические факторы связаны с физическими и психическими условиями, в которых выполняется работа: вознаграждение, менталитет, отношения с коллегами, фактор личной жизни и т.д.
По Херцбергу человек может одновременно испытывать удовлетворение работой и разочарование.
Зависимости Херцберга:
1) Когда удовлетворяются мотивирующие потребности, сотрудники будут удовлетворены; когда не удовлетворяются => не удовлетворены.
2) Когда удовлетворяются физиологические потребности, сотрудники не будут разочарованы, когда не удовлетворяются - будут.
Теория актуализировала внимание на необходимость проектирования характера рабочих мест и работ и учёт их влияния на организационное поведение.