Вопросы для самопроверки и контроля.
Формальные и неформальные группы. Влияние формальных и неформальных групп на эффективность деятельности организации
Формальные группы, группы, создаваемые директивно по воле организации для выполнения ее целей.
Типы формальных групп:
- Административные
- Оперативные
- Неформальные группы – группы, создаваемые работниками для удовлетворения различных потребностей:
- по интересам
- на основе дружбы
- Общее у формальных и неформальных групп:
- проходят одинаковые стадии развития
- одинаково организованы
- групповой динамике свойственны одинаковые характеристики: сплоченность, конфликты.
Принципы работы с неформальными группами:
- необходимо признавать наличие неформальной группы
- необходимо выслушивать мнение ее членов и лидера
- перед принятием, каких либо действий просчитывать их последствия для неформальной группы
- привлекать членов неформальных группы к принятию управленческих решений
- выдавать всем сотрудникам точную информацию, препятствующую распространению слухов
|
|
1. Понятие группы.
2. Групповые нормы.
3. Формальные и неформальные группы: проблеа взаимодействия и управления.
Конфликт (от латинского conflictus) - столкновение противоположно направленных противоречивых тенденций. Конфликт - одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей. Приблизительно 80% производственных конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. Установлено, что на конфликты и переживания по поводу них тратится около 15 % рабочего времени.
Виды конфликтов:
По уровням:
Внутриличностные;
Межличностные;
Между личностью и группой;
Межгрупповые;
Межорганизационные.
По статусу участников:
Горизонтальные (между сторонами, имеющими одно социальное положение);
Вертикальные (между сторонами, находящимися на разных ступенях управленческой иерархии).
По особенностям социальных отношений:
Деловые (по поводу выполняемых функций);
Эмоциональные (связанные с личным неприятием).
По степени выраженности конфликтов:
Открытые;
Скрытые (латентные).
По организационной оформленности:
Стихийные;
Организационно оформленные (письменно фиксируются требования).
По преобладающим последствиям для организации:
Деструктивные (препятствуют достижению организационных целей);
Конструктивные (способствуют развитию организации).