Участие политических партий в избирательных кампаниях 2011 – 2012 годов. Партийное строительство в Российской Федерации

Партийное строительство в Российской Федерации.

11 июля 2001 года был принят Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях».

Принятие Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому половина депутатов Государственной Думы избиралась по партийным спискам (а с 2005 года установлена пропорциональная избирательная система), также послужило импульсом к началу структурирования партийно-политической системы.

В период с 1995 года по 2011 год количество политических партий (общественных объединений на соответствующую дату), имеющих право самостоятельного участия в федеральных выборах, неуклонно уменьшалось: 1995 год – 273 организации, 1999 год – 139, 2003 год – 64,
2007 год – 15, 2011 год - 7.

В последние годы закон о политических партиях претерпел значительные изменения.

По итогам федеральных избирательных кампаний 2011–2012 годов законодательное регулирование выборов и деятельности политических партий вызвало повышенный интерес мирового сообщества. В марте 2012 года Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) приняла Заключение о Федеральном законе «О политических партиях» и Заключение о Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Основные опасения, которые отметила Венецианская комиссия в своем Заключении о Федеральном законе «О политических партиях», были вызваны положениями относительно регистрации политических партий и контроля со стороны государства за «внутренней» деятельностью политической партии.

В частности, в отношении регистрации политических партий было указано, что требования к минимальной численности членов политической партии должны быть значительно снижены, требование к количеству региональных отделений должно быть существенно снижено либо отменено. В отношении контроля за «внутренней» деятельностью отмечалось, что государство не должно требовать от политической партии регулярного представления списка ее членов, а также что существует необходимость в определении независимого органа, не являющегося частью исполнительной ветви власти, для контроля за деятельностью политических партий.

В связи с выводами, сделанными Венецианской комиссией, особое значение представляют недавние изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации в части регулирования деятельности политических партий.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года содержалось предложение о поэтапном снижении количества членов политической партии, требуемого для регистрации новой политической партии: с 2010 года в политической партии должно было быть не менее 45000 членов, с 2012 года – не менее 40000 членов.

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года предусматривалась:

возможность формирования фракций всеми политическими партиями, представленными в региональных парламентах;

возможность для представителей всех политических партий занимать руководящие должности и работать в региональных парламентах на постоянной основе;

обеспечение представительства в региональных парламентах политических партий, за которые на региональных выборах проголосовало пять и более процентов избирателей;

освобождение от сбора подписей избирателей для участия в региональных выборах политических партий, не представленных в Государственной Думе, но имеющих фракции в региональных парламентах, в которые проводятся выборы.

Указанные меры предваряли Федеральный закон от 2 апреля 2012 года № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», которым предусматривается, что политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов. Требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, отменяются. Такие требования могут быть установлены только уставом политической партии. Политическая партия не может быть ликвидирована в судебном порядке по решению Верховного Суда Российской Федерации в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях.

При создании политической партии норма представительства делегатов учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, устанавливается из расчета не менее двух делегатов (ранее – не менее трех делегатов) от каждого из региональных отделений, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия один раз в три года (ранее – ежегодно) представляет в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах, а также копию сводного финансового отчета. Один раз в три года (ранее – ежегодно) сводный финансовый отчет представляется в ЦИК России. Уполномоченные органы, осуществляющие контроль за соблюдением политическими партиями законодательства Российской Федерации (в частности, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы), вправе не чаще одного раза в три года (ранее – не чаще одного раза в год) знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической партии. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования 4 апреля 2012 года, за исключением отдельных положений.

Необходимо отметить, что требования в отношении количества членов и региональных отделений, предъявляемые к политическим партиям, связаны с реализацией положений Конституции Российской Федерации, определяющей многонациональный народ Российской Федерации в качестве единственного источника власти. Эта позиция подробно изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 1-П по жалобе, поданной Балтийской республиканской партией, а также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 11-П в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов».

Как отмечается в вышеназванных постановлениях, по смыслу Федерального закона «О политических партиях», политические партии создаются для обеспечения участия граждан в политической жизни всей Российской Федерации, а не только ее отдельной части. Создание региональных политических партий могло бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти как основ федеративного устройства России, поскольку они стремились бы к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов. Такое структурирование политического пространства в том числе направлено против дробления политических сил, появления множества искусственно создаваемых (особенно в период избирательных кампаний) малочисленных партий, деятельность которых рассчитана на непродолжительное время и которые в силу этого не способны выполнить свое предназначение в качестве общественного объединения в политической системе общества.

В новых условиях должна измениться форма бюллетеня, слишком длинный список партий неудобен в чтении и не может использоваться в программно-технических средствах голосования и подсчета голосов, рассчитанных на длину бюллетеня не более 60 см. Встанет проблема помещений, в которых размещены избирательные комиссии, учитывая, что согласно законодательству любая партия, выдвинувшая список кандидатов, может назначить члена комиссии с правом совещательного голоса, плюс наблюдатель от каждой партии, помещения наших избирательных комиссий, помещения для голосования могут физически не вместить такое количество людей. Эту проблему необходимо решать на местном уровне.

С момента принятия соответствующих изменений в законодательство прошло совсем немного времени, однако, в ноябре 2012 года количество политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации уже достигло 43. Из них 31 партия имеет право принимать участие в выборах (по состоянию на середину ноября 2012 года).

Еще 207 организационных комитетов политических партий уведомили Минюст России о своем намерении создать политическую партию (по состоянию на 9 ноября 2012 года).

При этом даже те, кто настроен критически, отмечают, что это необходимый шаг на пути дальнейшего развития гражданского общества. Образование большого количества партий является переходным, дальше начнет действовать естественный процесс объединения и кристаллизации сил, имеющих реальную политическую поддержку.

В качестве иных мер, направленных на повышение гарантий реализации гражданами права на свободу ассоциаций (создание общественных объединений, в том числе политических партий как коллективных участников избирательного процесса), обеспечения демократического характера организации и деятельности общественно-политических ассоциаций, повышения роли политических партий в избирательном процессе, необходимо отметить освобождение политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления»), а также увеличение государственного финансирования политических партий. 13 ноября 2012 года Государственной Думой был принят закон о внесении изменений в статью 33 Федерального закона «О политических партиях»в части увеличения государственного финансирования политических партий, получивших более 3 % голосов на выборах Государственной Думы. За каждый голос, полученный федеральным списком кандидатов от партии, будет выплачиваться теперь на 20, а 50 рублей. Помимо парламентских партий («ЕДИНАЯ РОССИЯ», СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, КПРФ, ЛДПР), финансирование получает «ЯБЛОКО» (партия набрала на выборах депутатов Государственной Думы в декабре 2011 года 3,43 % голосов избирателей).

Указанный Федеральный закон предусматривает, что при проведении любых выборов, за исключением выборов Президента Российской Федерации, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей. Таким образом, только общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

На выборах Президента Российской Федерации сохраняется действующее в настоящее время требование о сборе подписей избирателей политическими партиями, не представленными в Государственной Думе, законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем одной трети субъектов Российской Федерации. Однако число собираемых ими подписей существенно уменьшено. Так, в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации указанные политические партии должны собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей (ранее – не менее двух миллионов подписей). При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта Российской Федерации (ранее – не более 50 тысяч подписей), и не более 2500 подписей избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации (если осуществляется сбор подписей среди таких избирателей).

С двух миллионов до 300 тысяч сокращено число подписей, которое необходимо собрать в свою поддержку кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения. В одном субъекте Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации может быть собрано не более 7500 подписей (ранее – 50 тысяч подписей).

Сокращено число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах. Оно устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 0,5 процента (ранее – 2 процента) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Федеральным законодательством было возвращено прямое избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Здесь также особое значение придается политическим партиям. Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом Российской Федерации, порядок проведения которых определяется Президентом Российской Федерации.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.

В ходе федеральных избирательных кампаний 2011–2012 годов зарегистрированные на тот момент политические партии в полной мере реализовали предоставленное им законом право.

Так, на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва, состоявшихся 4 декабря 2011 года, в выборах депутатов имели право участвовать семь политических партий:

Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»,

Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»,

Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»,

Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,

Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ,

Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО».

Это была первая федеральная избирательная кампания, в которой все 7 политических партий, имевших право участия в выборах, зарегистрировали федеральные списки кандидатов и были включены в избирательный бюллетень.

Всего в составе федеральных списков, выдвинутых политическими партиями, было зарегистрировано 3053 кандидата. На день голосования это число составляло 2999 кандидатов.

Что касается политических партий как субъектов выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации, то в соответствии со статьей 35 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

Решение об участии в выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года приняли 5 политических партий:

Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ,

Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»,

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»,

Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

Указанные политические партии в соответствии с законодательством уведомили ЦИК России о проведении съездов политических партий, на которых были выдвинуты кандидаты на должность Президента Российской Федерации, уполномоченные представители политических партий представили в ЦИК России необходимые документы.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата (за исключением партии, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов) обязана была собрать не менее двух миллионов подписей избирателей.

Правом представлять в ЦИК России документы для регистрации кандидатов без сбора подписей избирателей воспользовались четыре политические партии, выдвинувшие кандидатов на должность Президента Российской Федерации:

Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ,

Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»,

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» осуществляла сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого кандидата на должность Президента Российской Федерации Г.А. Явлинского.

В ходе проверки документов было установлено недостаточное для регистрации кандидата количество достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было принято постановление от 27 января 2012 года № 91/733-6 «Об отказе Григорию Алексеевичу Явлинскому в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации».

Г.А. Явлинский обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене данного постановления и обязании ЦИК России зарегистрировать его кандидатом на должность Президента Российской Федерации. Решением от 8 февраля 2012 года Верховный Суд Российской Федерации отказал Г.А. Явлинскому в удовлетворении заявления.

Таким образом, ЦИК России зарегистрировала пять кандидатов на должность Президента Российской Федерации: четырех кандидатов, выдвинутых политическими партиями и одного кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

При проведении 14 октября 2012 года единого дня голосования, проводимого в 77 субъектах Российской Федерации, в ходе региональных и муниципальных выборах за голоса избирателей имели право бороться 28 политических партий. Реально в избирательных действиях участвовали 25 политических партий, в том числе 18 - новых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: