Раздел II. Теория права
Вопрос 5. Классификация государственных органов.
Вопрос 4. Понятие и признаки государственного органа.
Вопрос 3. Формы осуществления государственной власти.
Общие положения. 1. Осуществление государственной власти - это деятельность по реализации функций государства. 2. Различают правовые и неправовые формы государственной деятельности. 3. Правовые формы связаны с совершением юридических действий в строго установленном порядке. 4. Неправовые формы - также осуществляются в рамках закона, но закон здесь регулирует лишь общую процедуру совершения действий, не требующих строгого юридического оформления и регламентации.
Правовые формы государственной деятельности. 1. Правотворчество – это деятельность по принятию, изменению, дополнению и отмене устаревших нормативных актов. Виды правотворчества: а) законотворчество; б) подзаконное правотворчество. 2. Правоприменение – происходит в случае, если норма права не реализуется сама собой и требует участия органа власти или должностного лица, напр., рассмотрение и проверка налоговых деклараций, рассмотрение заявления о приёме в гражданство. Правоприменение заканчивается принятием правоприменительного акта (решения). 3. Толкованиеправа – разъяснение смысла содержания нормативных актов уполномоченными государственными органами, напр., руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда нижестоящим судам.
Неправовые формы государственной деятельности. 1. Организационные действия – проведение совещаний, инструктажей, инспектирование. 2. Материально - технические операции – подготовка материалов, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства.
Орган государства – это часть государственного аппарата, выполняющая государственные функции и наделенная властными полномочиями.
Признаки органа государства. 1. Действует от имени государства. 2. Наделён властными полномочиями (компетенцией). Компетенция судов и др. органов, решающих юридические дела, называется юрисдикцией. 3. Состоит из подразделений (отделов, управлений, департаментов), в которых трудятся государственные служащие, находящиеся в системе служебной подчиненности (субординации). 4. Имеет государственное имущество – здание, транспорт, оргтехнику. 5. Имеет финансовые средства – расчетный счет в банке, источник финансирования из государственного бюджета. 6. Осуществляет компетенцию в форме правотворчества, правоприменения, совершения организационных действий и выполнения материально-технических операций.
I. По порядку формирования различают органы: а) избираемые непосредственно народом, напр., Президент РФ, Государственная Дума; б) формируемые опосредованно, т.е. др. органами и должностными лицами, напр., Правительство РФ, суды.
II. По принципу разделения властей выделяют органы: а) законодательные, напр., Федеральное Собрание РФ, Законодательное Собрание Омской области; б) исполнительно - распорядительные, напр., правительства, министерства, администрации; в) судебные.
III. По источнику финансирования различают органы: а) федеральные, напр., органы прокуратуры, все суды, кроме мировых, военкоматы; б) региональные (органы субъектов РФ), напр., Правительство Омской обл., Министерство сельского хозяйства Омской обл.
IV. По правовым формам деятельности различают органы: а) правотворческие, напр., Совет Федерации, Правительство РФ; б) правоприменительные, напр., суды, Министерство юстиции Омской области; в) правоохранительные, напр., налоговые, таможенные.
Вопрос 6. Теория разделения властей.
1. В её основе лежат идеи Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Иммануила Канта, Шарля Монтескье и др. философов XVIII в., критиковавших феодальное государство. 2. Сначала эта теория была направлена на ограничение власти монарха, а затем ее стали использовать против всех видов диктатуры. 3. Монтескье и Локк предлагали раздельное функционирование трех равных и независимых властей: законодательной, исполнительной и судебной. 4. Кант указывал, что они должны взаимодополняться, но ни в коем случае не пересекаться, не накладываться одна на другую. 5. Руссо выдвинул идею о народномсуверенитете: а) народу должна принадлежать законодательная власть; б) исполнительная власть должна быть подчинена законодательной; в) судебная власть формируется исполнительной. Тем самым устанавливается равновесиевластей, а не простое их разделение.
Несостоятельность теории разделения властей. 1. Изначально предполагалось, что парламент, как носитель народного суверенитета - надежная гарантия демократии. 2. Однако простые люди не разбираются в политике, а их выбор - результат манипуляции их мнением со стороны разных политических сил. Избрав парламент и президента, народ устраняется из политики. 3. В одних странах равновесие властей нарушается в пользу парламента, в др. - в пользу правительства. 4. Разочарование в такой демократии породило отрицание возможности разделения властей. Поэтому для обеспечения свободы людей, наряду с государством, необходимо право.
Задание. Подумайте, какое из двух понятий точнее отражает сущность теории разделения властей: «разделение власти» или все-таки «разделение властей»? Ответ обоснуйте.
1. Социальные и технические нормы.
2. Понятие, признаки и сущность права.
3. Функции права.
4. Принципы права.
5. Правосознание.
6. Правовая культура.
Вопрос 1. Социальные и технические нормы.
Социальные нормы - правила поведения в обществе.
Виды социальныхнорм. 1. Нормы морали - ориентируют людей на справедливое, честное и порядочное поведение. Они устанавливаются не государством, а вырабатываются в обществе. Их нарушение влечет общественное осуждение. 2. Обычаи, традиции и ритуалы - правила поведения, сложившиеся в далеком прошлом, и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Право поддерживает полезные обычаи, напр., празднование юбилеев, приведение к присяге... Но не все обычаи соответствуют праву, напр., кровная месть и многоженство осуждаются моралью и запрещаются правом. 3. Корпоративные нормы - устанавливаются внутри организаций и обязательны только для их членов. Они не должны противоречить нормам права. 4. Религиозные нормы - исходят из представлений людей о Боге и основополагающих началах человеческого Бытия, напр., «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своих», «не прелюбодействуй». 5. Этические нормы – правила общения с людьми. 6. Эстетические нормы – нормы красоты и гармонии. 7. Правовые нормы – правила поведения, установленные государством и охраняемые им от нарушений.
Техническиенормы. 1. Это правила обращения людей с искусственными и естественными объектами - орудиями труда, машинами, природными ресурсами и силами природы. 2. Технические нормы содержатся в инструкциях по ТБ, ПДД, нормах расходования сырья, правилах эксплуатации, ГОСТах, ОСТах, ТУ, СНиПах, СанПиНах. 3. Важнейшие из них являются правовыми нормами и влекут юридические последствия, напр., уголовная ответственность за нарушение ПДД, повлекшее тяжкие последствия.
Задание. Используя стр. 151-154 учебника А.В. Малько «Теория государства и права», заполните таблицу: