double arrow

Тема: 14 Основные характеристики детско-родительских отношений

Вопрос

Вопрос

Вопрос

В индивидуальной теории личности А. Адлера человек рассматривается как существо социальное. Развитие личности автор рассматривает через призму социальных отношений. По мнению А. Адлера, каждый человек появляется на свет с врожденным чувством общности, или социальным интересом (естественное стремление к сотрудничеству), а также со стремлением к совершенству превосходству, в котором проявляется уникальность личности каждого человека.

Основной целью развития личности является преодоления чувства неполноценности и упрочнения чувства превосходства.

Формирование комплекса неполноценности и условия его преодоления, формирование гармоничной здоровой личности А. Адлер связывает с особенностями родительского отношения и типом воспитания ребенка в семье.

В качестве возможных источников формирования комплекса неполноценности ученный рассматривает неполноценность органов, чрезмерная опека либо отвержение со стороны родителей.

Основной принцип семейного воспитания по А.Адлеру – взаимоуважение членов семьи: равенство, но нетождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности, сотрудничество.

Исходя из данного принципа, А. Адлер определяет методы семейного воспитания. Особый акцент он делает на применении родителями наказаний и поощрений и их влиянии на развитие ребенка. Любое наказание, по мнению А.Адлера, подкрепляет чувство неполноценности в ребенке и ведет к формированию устойчивого ее комплекса. Наказания, метод принуждения, метод командования ребенком порождают озлобленность, порождают озлобленность. Родительский авторитаризм в применении наказаний приводит к борьбе ребенка за власть и личное превосходство. Такое воспитание не обеспечивает у него формирование социального интереса и направленности на социальные цели.

Адлер отмечает необходимость учета интересов и потребностей ребенка и приоритетности стратегии поддержки поощрений. Поощрения и положительные подкрепления являются методами семейного воспитания, обеспечивающими оптимальное личностное развитие ребенка. Поощрение обеспечивает ребенку переживание чувства собственного достоинства и уважения к своей личности. Одним из важнейших методов воспитания Адлер считает метод использования естественных логических рассуждений, помогающий ребенку на практике осознать и почувствовать последствия и результаты своих действий.

Центральная проблема бихевиоризма – социализация как процесс превращения изначально асоциального существа в полноценного члена общества, как прдвижения от биологического состояния к социальному, приобретение социального опыта. Изначальные положения бихевиоризма (Дж.Уотсон): психика человека имеет минмум врожденных компонентов, ее развитие зависит от социального окружения и условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Внешние средовые воздействия определяют поведение ребенка характер его развития. В связи с этим требуется особая организация окружения ребенка.

Основной акцент в бихевиористких теориях при анализе проблемы детско-родительских отношений делается на технику поведения и дисциплину ребенка. Формирование социально желательного поведения в семейном воспитании рассматривается как вопрос об организации эффективной системы положительных и отрицательных подкреплений. В связи с этим основное внимание при анализе проблемы детско-родительских отношений бихевиористы уделяют такому ее аспекту как использование родителями наказаний и поощрений.

Основой для анализа для анализа детско-родительских отношений в поведенческой психологии послужила теория Б.Ф. Скиннера. Он признавал два типа поведния: респодентное (как ответ на знакомый стимул) и оперантное, определяемое и контролируемое его последствиями. Если последстттвия благоприятны для организма, то вероятность его повторения увеличивается, если – нет, то уменьшается. Скиннер выдели негативные (аверсивные) подкрепления и позитивные.

Первое способствует ослаблению и подавлению нежелательных форм поведения, второе усиливает социально желательное поведение.

Условия эффективности подкреплений:

1. подкрепление должно немедленно следовать за поведением.

2. Контроль должен быть систематичным и последовательным.

3. Подкрепление должно соответствовать интересам и потребностям контролируемого.

Скиннер решительно выступал против форм контроля, основанных на аверсивных стимулах, считая их неэффективными. Наказания нежелательного поведения могут вызвать страх, тревогу, эмоциональные расстройства, антисоциальные действия.

(Ученик, наказанный родителями за плохую оценку может начат прогуливать уроки, портить школьное имущество, вести себя агрессивно в отношении учителя и одноклассников) При отсутствии контроля аверсивное подкреплении приводит к возобновлению нежелательного поведения.

Им была разработана» техника «жетонной экономики».

Р. Сирс, анализируя проблему влияния родителей на развитие ребенка, использовал синтез психоаналитических положений (подавление, регрессия, прекция, идентификация) и принципы теории научения. Он рассматривал диадическое взаимодействие матери и ребенка с точки зрения формирования психологической зависимости младенца от матери. Выделил несколько форм зависимого поведения: поиск позитивного и негативного внимания, стремление к постоянному подтверждению, прикосновение, присутствие рядом и т.д. В дошкольном и школьном возрасте он рассмотрел этапы преодоления детских вариантов зависимости.

Необихевиорист – А. Бандура – рассматривая вопрос о социализации личности особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации путем моделирования. Родительское поведение с его точки зрения – преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить свое поведение. Подкрепление со стороны родителей необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания. Внешнее подкрепление выступает, по мнению А.Бандуры, основой для формирования саморегуляции поведения. Для саморегуляции поведения важно, что субъект мог предвидеть последствия своих действий. В связи с этим А. Бандура выделяет три функции внешнего подкрепления:

1. Функция собственно подкрепления:

2. Информативная функция: позволяет человеку составить представление о том, какое поведение является желательным, сформировать его образ. Благодаря информативной функции подкрепления человек может понять, каковы последствия того или иного поведения. Наблюдая за поведением других людей и получая косвенное подкрепление, ребенок получает возможность «учиться на ошибках других людей»;

3. Побудительная функция подкрепления состоит в том, чтобы регуляция собственного поведения осуществляется людьми с опорой на образ возможных последствий.

Одним из важнейших условий обеспечения саморегуляции является самоподкрепление в форме самопоощрения и самонаказания.

Самонаказание: проступок – состояние внутреннего дискомфорта и тревоги- наказание – облегчение. Реакция самонаказания во многом позволяет ребенку уменшить негативную реакцию других. (Родители, видя. Что ребенок сам осуждает себя за плохую отметку или недостойный поступок, вряд ли станут его наказывать. Они потсараются ободрить ребенка и выразить уверенность в том, что это больше не повториться).

Исходные положения гуманистической психологии, используемые при анализе содержания детско-родительских отношений:

Базовая установка - гуманистической психологии утверждение самоценности личности ребенка эмпатической принятие ребенка, безоценочность и уважение права на выбор собственного пути развития.

Основополагающий принцип воспитания - принципа равноправия и уважения.

Основой воспитания должны быть любовь. Взаимопонимание, уважение ребенка, поощрение его активности, самостоятельности, инициативы, творчества.

Выбор способов и методов воспитания должен определяться четким осознанием того, косвенным результатом использования любого метода становится формирование у ребенка определенных личностных качеств. В каждом из методов воспитания заключен определенный стандарт отношения к миру, людям и самому себе, определенная жизненная ценность.

Р. Дрейкурс

Задачи воспитания:

· Уважение уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей;

· Понимание детей, проникновение в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значениях их поступков;

· Выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком;

· Нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

Методы воспитания:

Отношений м/у родителями и детьми должны строиться на искренней поддержке, но нельзя при этом допускать безграничной свободы. В сотрудничестве с ребенком необходимо определить обязанности каждого и его ответственность. Установленные ограничения создают у ребенка чувство безопасности и придают уверенность в правильности действий.

Наказания недопустимы, т.к. порождают озлобленность.

Коррекционные меры по отношению к поведению ребенка: развитие логических последствий, применение поощрений.

Причины и цели негативного поведения детей:

1. Требование внимания различными способами, в том числе причиняя беспокойство, раздражение, особенно, если это единственный способ привлечь внимание родителей;

2. Демонстративное неповиновение: следствие ложного вывода детей о том, что, настояв на исполнении желаний, доказав свою силу в противоборстве со взрослыми;

3. Месть, возмездие, желание причинять боль: единственный способ чувствовать себя значимыми, «важными»;

4. Утверждение своей несостоятельности или неполноценности: демонстрация подлинного или воображаемого бессилия помогают отказываться от общения, поручений, ответственность.

К. Роджерс

Человеку свойственны потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребность самоуважения, которая удовлетворяется по мере удовлетворения первой потребности.

Условие полноценного развития ребенка- отсутствие противоречия между Я-идеальным (представление о том, как тебя любят) и Я-реальным (действительным уровнем любви).

Основные идеи воспитания К.Роджерса:

1. Родительская любовь имеет разные уровни – это любовь-забота о телесном благополучии ребенка и любовь-забота по отношению к его внутреннему Я, к его способности принимать индивидуальные решения.

2. Родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий;

3. Стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении;

4. Нужно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения;

5. Родители должны научиться принимать помощь от детей.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

· Основные параметры, определяющие содержание и характер детско-родительских отношений.

· Родительская позиция и родительские установки

· Типы семейного воспитания

1 вопрос

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и представляют собой непрерывные, длительные, опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и

Параметры, определяющие содержание и характер детско-родительских отношений

· Характер эмоциональной связи

определяется со стороны родителей – эмоциональным принятием ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанностью и эмоциональным отношением к родителю.

В науке выделяется несколько вариантов эмоционального отношения родителя к ребенку: от безусловно положительного до открыто негативного:

1. Безусловно эмоциональное принятие (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Такой тип отношения предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка конкретных поступков не влечет за собой снижения самоценности его личности для родителя.

2.Условное эмоциональное принятие ребенка (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). Ребенок должен заслужить любовь родителей своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь родителей – награда, которая не дается сама собой, а требует труда и страдания. Лишение любви - наказание. У ребенка может развиваться тревожность и неуверенность.

3. Амбивалентное эмоциональное отношение – сочетание позитивных и негативных чувств.

4. Индифферентное отношение: равнодушие, эмоциональная холодность. В основе такого отношения - несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

5. Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально негативное отношение к ребенку).

6. Открытое эмоциональное отвержение.

Эмоциональное отношение ребенка к родителю

Наиболее полно данная проблема рассмотрена в теории привязанности Дж. Боулби.

Тезис о роли детско-родительских отношений в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности – центральный в этой теории. В ней дано обоснование теоретическое обоснование механизмов формирование эмоционально-позитивного отношения ребенка ко взрослому.

Боулби рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности, а поведение привязанности как проявление активности в поиске близости со значимы взрослым. Установление близости и удовлетворение потребности в безопасности – необходимое условие познавательной активности и исследования ситуации. Сензитвный период формирования привязанности первый год жизни ребенка.

Этапы формирования привязанности:

0-6 мес – начало реализации потребности контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка;

6-12 – на основе «сохранения объекта» сохранение образа матери как объекта поведнческой привязанности. Начало отделении своих от чужих;

до 2(3) лет начало развития реакции на сепарацию и разлуку с матерью.

Типы эмоциональной привязанности:

1. Надежная привязанность.

2. Тревожно-амбивалентная привязанность.

3. Тревожно-избегающий тип.

4. Тревожно-дезорганизованный тип.

Варианты эмоциональной связи в детско-родительских отношениях могут быть определены в параметрах эмоциональный знак и симметричность отношений:

1. Взаимные симметричные отношения:

· Эмоциональное взаимное принятие: для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим, родители также чувствуют его любовь.

· Симметричная негативная установка: родители и ребенок взаимно отвергают др. др.

2. Невзаимные асимметричные отношения:

· Односторонняя родительская любовь (результат воспитания по типу по типу потворствующей гиперпротекции или «кумир семьи»);

· Односторонняя привязанность ребенка.

· Мотивы воспитания и родительства

I. Первую группу составляют мотивы деятельности, определяющие ценностное отношение: мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке; мотив, реализующий потребность в смысле жизни.

II. К социальным относятся такие мотивы воспитания, как мотив долга и мотив социального самоутверждения (престижный).

III. Третья группа - инструментальные мотивы - объединяет мотивы деятельности воспитания, в которой ребенок является средством реализации и других потребностей родителей.

· Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребенка

Э.Г. Эйдемиллер [1996] считает целесообразным различать собственно уровень протекции и степень удовлетворения потребностей ребенка. Уро­вень протекции характеризует протекцию «на полюсе родителя», т.е. то, сколько сил, времени и внимания уделяют родители процессу воспитания ребенка, какое место занимают мотивы воспитания в ценностно-смысло­вой и мотивационно-потребностной сфере родителей. Уровень протекции может быть адекватным (соответствующим возрастным и индивидуаль­ным особенностям ребенка), чрезмерным (гиперпротекция) и недостаточ­ным (гипопротекция).

Степень удовлетворения потребностей ребенка характеризует уровень протекции «на полюсе ребенка», т.е. его субъективное переживание внима­ния и заботы, проявляемое к нему родителем. Адекватное удовлетворение потребностей ребенка предполагает гармоничность баланса удовлетворе­ния как витальных, так и высших (духовных, социальных, познаватель­ных) потребностей ребенка, обеспечивающую возможности для его опти­мального личностного и умственного развития. Вариантами отклонений здесь являются потворствование, игнорирование потребностей ребенка и дисгармоничность в их удовлетворении.

· Стиль общения и взаимодействия с ребенком,

особенности проявления родительского лидерства и власти

Система понятий, характеризующих стиль общения и лидерства в детско-родительских отношениях, включает дихотомию доминирование — подчинение, власть, ответственность, директивность, авторитетность.

· Социальный контроль в детско-родительских отношениях

Социальный контроль является важнейшим компонентом процесса воспитания в семье и, как система родительской дисциплины включает:

· систему требований и запретов;

· способ контроля исполнения требований и запретов;

· систему санкций (наказаний и поощрений);

· родительский мониторинг.

2 вопрос

Родительская позиция включает три компонента: эмоциональный: в терминах принятия/ отвержение; когнитивный: особенностями родительского образа ребенка; поведенческий: стиль общения ребенка, включающий структурирование позиций как равноправных или как позиций доминирования-подчинения; дисциплину как систему родительских требований, степень устойчивости и последовательности родительского отношения.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность: предполагает умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его внутреннем мире.

Гибкость: способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность: позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка, опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития. поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств ребенка.

Термины «родительская позиция» и «родительская установка» используются для характеристики родительского отношения и нередко употребляются как синонимы, однако они отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно выработанными, принятыми взглядами, установка менее однозначна и осознаваема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: