Тема: 15 Динамика детско-родительских отношений по мере взросления ребенка

Вопрос

Существуют различные критерии типов классификации типов семейного воспитания.

Гармоничный тип воспитания:

· взаимное эмоциональное принятие, эмпатия, эмоциональная поддержка;

· высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;

· признание права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрение автономии ребенка;

· отношения взаимного уважения, равноправие в принятии решений в проблемных ситуациях;

· признание самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратеги воспитания;

· обоснованная возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

· систематический контроль с постепенной передачей функции контроля самому ребенку;

· разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

· устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого родителя на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствие с возрастом ребенка.

Дисгармоничный тип воспитания:

· недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка;

· низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания;

· высокий уровень противоречивости, непоследовательность в отношениях родителей с детьми;

· ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

· завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

· неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их отсутствие;

· недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями, лежащими в основе классификации, были характер эмоционального отношения и тип родительского контроля.

Авторитетный: характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Стиль общения – демократический, системе требований гибка.

Авторитарный: отвержение или низкий уровень эмоционального принятия и высокий уровень контроля. Стиль общения – командно-директивный, по типу диктата, системе правил, требований ригидна.

Либеральный: теплое эмоциональное принятие ребенка и низкий уровень контроля в виде вседозволенности и всепрощения. Требования и правила практически отсутствуют.

Индифферентный: низкая вовлеченность родителей в воспитание, эмоциональная холодность и дистантность в отношении ребенка, низкий уровень контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостаток протекции.

Хаотический: отсутствие единого подхода к воспитанию, ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются разногласия в выборе воспитательных средств м/у родителями.

Опекающий (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть рядом с ребенком, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Дисгармоничные типы воспитания.

Типология дисгармоничного семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса:

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков:

Уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка.

Степень удовлетворения потребностей ребенка

Количество и качество требований к ребенку: представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-обязанностей, строгость санкций.

Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько несколько характерных негармоничных стилей воспитания.

Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Уровень протекции Степень удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запретов Строгость санкци
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + + - + - + + -
Повышенная моральная ответственность + - + + - + -
Эмоциональное отвержение - - + - + - + -
Жестокое обращение - - + - + - +
Гипопротекция - - - - + -

Типы неправильного воспитания В.И. Гарбузова

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестоким контролем, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоятельности здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, об ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – культивирование внимание всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Литература:

· Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

· Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

· Стадии родительства

· Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка

· Изменение семейной системы в связи с рождением ребенка. Процесс принятия ребенка в семью

· Изменение задач и содержания детско-родительских отношений по мере взросления ребенка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: