Тема 16. Особенности воспитания детей в различных типах семей

Вопрос

Выделяется шесть стадий родительства, содержание и последовательность которых задается логикой развития сотрудничества родителя и ребенка:

1. Стадия формирования образа: (от момента зачатия до рождения ребенка) исходная в формировании родительской позиции. Именно на этой стадии формируется первичный период образ детско-родительских отношений, включающий представление о целях и ценностях воспитания, образ идеального родителя как эталона, представление о ребенке и взаимодействии с ним.

2. Стадия выкармливания: (от рождения до 1 года). Центральной задачей становится формирование привязанности и первых форм сотрудничества и совместной деятельности с ребенком, первичная иерархизация ценностей и ролей в контексте развития идентичности родителей.

3. Стадия авторитета: (от 2 до 5 лет). Знаменует переход родителей к решению задач социализации ребенка и, соответственно, к первой оценке эффективности процесса воспитания, переход к более продуманной системе воспитания с учетом «работы над ошибками» раннего периода становления родительства.

4. Стадия интерпритации: (младший школьный возраст). Родители подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспитания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми.

5. Стадия взаимозависимости: (подростковый возраст) характеризуется изменением структуры властных отношений.

6. Стадия расставания: родители должны окончательно признать взрослость и независимость детей, принять их психологический «уход» и решить непростую задачу переосмысления и оценки того, какими же родителями они были.

2 вопрос

Период ожидания ребенка является основополагающим в процессе формирования такого параметра детско-родительских отношений как родительской позиция.

Формирование родительской позиции означает:

· окончательное приобщение к взрослому поколению;

· принятие беременности обоими супругами;

· их готовность к изменению структуры семьи и освоению новых социальных ролей

· к высокой ответственности и обязанностям, которые предполагают данные роли.

· возникновение привязанности.

Факторы формирования родительской позиции в период ожидания ребенка:

· психическое и соматическое здоровье ребенка;

· мотивационная, когнитивная, поведенческая готовность супругов к осуществлению родительской роли;

· личностные особенности родителей;

· характер внутрисемейной коммуникации;

· иерархия личностных и внутрисемейных ценностей.

Ситуация беременности, рассматриваемая в психологическом аспекте, включает в себя следующие структурные элементы:

· сознательная установка на беременность как на желанную или нежеланную;

· наличие или отсутствие спонтанного влечения к материнству (бессознательный компонент);

· оценка ситуации как благоприятной для беременности.

Сочетание данных элементов в положительном их значении характеризует ситуацию беременности как благоприятную в психологическом аспекте и способствует формированию адекватной родительской позиции у матери. В противном случае психологическая картина беременности имеет существенные искажения.

Специфические черты нежеланной беременности:

1. Структурные элементы ситуации беременности находятся между собой в конфликтных сочетаниях.

2. Специфически искажается «чувственная ткань беременности» и внутренний образ ребенка.

Позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Традиционно ее формирование связывают с отношением к жене – любовь, уважение, нежность, раздельность чувств. Соучастие будущего отца в благоприятном в психологическом аспекте развитии ситуации беременности связывают с созданием для женщины ощущения радости, счастья, безопасности, надежности.

3 вопрос

Рождение ребенка требует следующих перестроек в жизни супругов и расширенной семьи в целом.

1. Изменения в идентичности и внутренней жизни молодых супругов.

Рождение ребенка в молодой семье, с одной стороны, сопровождается переживанием супругами чувства гордости, радости, волнения, с другой, - необходимостью принятия на себя новых обязанностей и переживанием возросшей ответственности. С рождением ребенка, родители должны включить в свою идентичность представление о себе как о родителе, составленное на основе реального взаимодействия с ребенком.

2. Перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях

В значительной мере отношения между родителями с появлением ребенка будут зависеть от качества родительской позиции.

В начале общения с новорожденным ближе всех к нему находится мать. Отец чаще всего оказывается на периферии взаимодействия. Если мать чрезмерно поглощена заботами о ребенке, отец дистанцируется и от ребенка, и от жены. Муж может ощущать недостаток внимания со стороны жены, жена может чувствовать, что разрывается между мужем и ребенком. Каждый из них может испытывать своеобразную ревность. В значительное мере устранение подобных осложнений зависит от перераспределения обязанностей и ролей в семье.

3. Перемена ролей и отношений в расширенной семье

Проблема изменения отношений в расширенной семье имеет несколько аспектов.

Первый аспект связан с формированием позиции других членов семьи в связи с рождением ребенка, особенно прародителей. В связи с этим, значение приобретает осознание прародителями своей особой роли. Проблемы в формировании позиции прародителей могут проявляться в том, что они либо вообще отказываются от новых ролей, либо, наоборот «с восторгом и усердием».

Второй аспект связан с тем, что с рождением члены расширенных семей автоматически становятся родственниками, хотят они этого или нет.

Третий аспект связан с возможностью возникновения конкурентности во взаимоотношениях членов расширенных семей по поводу ребенка (ревность, дефекты развития, конкуренция воспитательных установок.).

4. Изменение ролей и отношений вне семьи:

Изменение в образе жизни, круге общения молодых родителей.

Необходимость налаживания новых способов взаимодействия с социальными институтами и лицами: сфера медицинского обслуживания; люди и учреждения, способствующие полноценному развитию ребенка (няни, детские сады. секции, кружки и т.д.); вся сфера обслуживания, работающая на удовлетворение потребностей ребенка.

4 вопрос

Младенчество.

В первый год жизни родители не только ухаживают за ребенком, но и вступают в эмоциональное общение с ним. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддержи­вающее родительское отношение способствует формирова­нию у ребенка доверия к окружающему, интереса к мате­риальному миру, усвоению форм взаимодействия с други­ми.

Родители заботятся о создании обогащенной среды: подбирают игрушки, помогают их рассмотреть, пощупать.

Мать эмоционально поощряет, стимулирует двигатель­ную активность - хватание, удержание, манипулирование игрушками, сидение, ползание и т.д. Она специально пере­ключает внимание ребенка с себя на предмет, показывает конкретные способы действий с вещами, обучает формам невербального общения, дает речевые, голосовые, интона­ционные образцы, создает ситуации наиболее ясного отне­сения слова к предмету.

Ранний возраст

Взрослый выс­тупает как субъект ситуативно-делового общения, сотруд­ничества, как образец для подражания, руководитель, кон­тролер, а также источник эмоциональной поддержки. Мать (отец) поддерживает и одобряет попытки самостоятельного передвижения ребенка.

На втором-третьем году жизни возникают новые виды деятельности ребенка - игровая, продуктивная. Мать (отец) может помочь зарождению игры, способствовать становлению рисования, леп­ки, конструирования. Предметные действия, которые вы­полняют функцию внешней ориентировки развивают восприятие ребенка и также могут стать предметом сотрудничества ма­лыша и мамы.

Второй-третий годы жизни — сензитивный период для речевого развития. Важно создавать благоприят­ные условия для понимания чужой речи и формирования собственной активной речи ребенка.

Необходимо поощрять активность, са­мостоятельность ребенка как субъекта общения и позна­ния, его тенденцию к волевой форме поведения («Я сам»).

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст - сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, на­глядно-образного мышления, воображения; осмысления за конов физического и социального мира, исходная форма теоретического мышления ребенка, формирования любоз­нательности. Складывание первой обобщенной картины мира невозможно вне особых типов общения со взрослым — вне­ситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного. Многие родители считают, что глав­ное — это подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого нужно по возможности раньше начать его учить чте­нию, письму, счету. Такое узкое понимание школьной зре­лости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Даже если иметь в виду цель - добиться школьной готовности, то прийти к ее реализации можно, лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала. Необходима не акселера­ция, а расширение детского развития - обогащение содер­жания специфических детских форм игровой, практичес­кой, изобразительной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Младший школьный возраст

Переход к школьному обу­чению сопровождается существенной перестройкой всей социальной ситуации развития ребенка, расширением круга значимых лиц. Центральной фигурой в важной для ребенка области школьной жизни становится учитель, который вы­ступает как представитель общества, предъявляющий обя­зательные для выполнения требования.

В этот период безусловная родительская любовь подвергается испытанию первыми многочисленными школьными трудно­стями. Близкие пристально следят за успехами ребенка и выра­жают недовольство, если не все идет гладко. Им необходимо построить новую гармонию взаимоотношений с ребенком-школьником, помочь ему в преодолении трудностей адаптации к школе (режиму дня; к новому коллективу — школьному классу, школьным правилам и ограничениям; учителю и т.д.).

Подростковый возраст

В этот период приходится отказаться от «детских» форм контроля, предоставить некоторую свободу действий подро­стку. От родителей требуется готовность по досто­инству оценить ростки нового отношения ко взрослым — появление эмпатии, стремление разделить переживания взрос­лых, помочь, поддержать. Родители должны помнить о таких существенных осо­бенностях переходного периода, как неравномерность фи­зического и психологического развития; повышенная чув­ствительность подростка к отношениям своей внешности, физического облика; выраженная потребность быть «значи­мым» в глазах сверстников, утвердиться среди них; откло­нения самооценки и уровня притязаний в сторону чрезмер­ного занижения или завышения; склонность к немотивиро­ванному риску и неадекватному реагированию (вплоть до попыток суицида) по, казалось бы, незначительным пово­дам, неумение предвидеть последствия своих поступков; возможность возникновения патологических реакций, пси­хических заболеваний.

Юношеский возраст

Для родителей наступает подготовка к новому периоду жизни, связанному с отрывом возмужавших детей от се­мьи, их вступлением в реальную взрослость.

Отношения с детьми все более теряют иерархический характер, превращаются в более равноправные. Этот про­цесс может пройти с меньшими осложнениями, если роди­тели настроены на принятие изменений, своевременно по­ощряют претензии юношей и девушек на самостоятельность. Иногда переход к отношениям взаимного равенства совер­шается в длительной борьбе родителей и детей, перемежа­ется периодами отдаления, даже разрыва. Взрослость детей не всегда сопровождается их уходом из родительского дома. Часто, напротив, семья увеличивается за счет новых чле­нов, пришедших в нее через брачные связи. Создание благо­желательной обстановки для всей расширенной семьи и хо­роших отношений между собственной семьей и семьей взрос­лого ребенка становится насущной задачей.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

1. Особенности семейного воспитания в зависимости от количества детей

2. Проблемы детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

3. Воспитание детей в неполных семьях

1 вопрос

Психолого-педагогические особенности однодетных и многодетных семей.

В однодетной семье, с одной стороны ребенок больше получает родительского внимания, но с другой стороны, велик риск возникновения ситуации гиперопеки. Для единственного ребенка в семье характерно отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, общения равных, опыта сотрудничества, определнная степень эгоцентризма. В семьях имеющих более одного ребенка складывается разновозрастный детский коллектив, представляющий благоприятное условие для развития личности ребенка.

Суще­ственное влияние на развитие лич­ностных качеств и успешность социальной адаптации ребенка оказывает порядок рождения, и взаимоотношения с братьями сестрами могут.

Старший ребенок имеет наилучшую исходную позицию для психического развития, поскольку безраздельная любовь и забота родителей в первые годы жизни придают ему чувство определенной устойчивости. Он с детства осознает свое особое положение в семье и, как правило, у него развито чувство ответственности. Если родители доверяют ему свои заботы и делят­ся с ним своими планами, это как бы приподнимает ребенка, подтверждает его статус.

У второ­го ребенка может наблюдаться развитие непомерного честолю­бия и привычки с боем добиваться своего. Он может проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности, обойдя старшего, но такая ситуация чревата осложнениями, так как вызывает ревность старшего и опасение, что выскочка потес­нит его в сердцах родителей.

Младший ребенок с детства часто окружен всеобщим обо­жанием, все опекают его, многое делают за него и постоянно поучают и воспитывают. Такое положение может стимулиро­вать его к тому, чтобы доказать, что он может сделать все сам, и он зачастую вырастает человеком, отчаянно стремящимся к превосходству и решившим быть лучше во всем. Другая группа младших детей не имеет достаточной энергии и уверенности в себе из-за характе­ра взаимоотношений со старшими сиблингами, и тогда стара­ется уклоняться от своих обязанностей, избегает таких опас­ных ситуаций, как проверка его способностей.

Средний ребенок в семье – наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой,- ивелируются все «плюсы» и преимущества обеих позиции.

2 вопрос

· Неблагополучные семьи – это семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внутрисемейных и внесемейных факторов:

- конфликтные семьи;

- асоциальные;

- педагогически несостоятельные.

· Конфликтные семьи – семьи, в которых отношения между супругами, между родителями и детьми строятся не по принципу взаимопонимания и уважения, а по принципу конфронтации и отчуждения.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, так и «тихими», в которых семейные отношения характеризуют отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия.

· Асоциальные семьи – семьи, в которых супруги вступают в противоречие не только в отношениях друг с другом, но и с общественными нормами:

- криминально-аморальные семьи: родители алкоголики, в доме антисанитария, отсутствие элементарных предметов жизнедеятельности, наличие лиц, бывших в местах заключения свободы;

- асоциально-аморальные семьи: внешне обстановка благоприятная, уровень жизни высок, но духовные ценности подменены стяжательскими ориентациями.

· Педагогически несостоятельные семьи – семьи, характеризующиеся грубыми ошибками семейного воспитания, неадекватным стилем воспитания и характером отношения с детьми, требующими коррекции.

Анализ влияния неблагополучных семей на развитие детей позволяет разделить их на две группы: семьи с прямым десоциализирующим влиянием, семьи с косвенным десоциализирующим влиянием.

Психосоциальные нарушения в семье являются определяющим фактором развития ребенка.

К семьям с психосоциальным нарушением относятся семьи с высоким уровнем конфликтности, семьи с проблемами алкоголизации, наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и насилие над ребенком.

3 вопрос

Типы неполных семей определяются источником их возникновения:

Ø Смерть одного из супругов;

Ø Развод;

Ø Родители ребенка никогда не жили вместе

Каждый из выделенных типов неполных семей создает особую социальную ситуацию развития ребенка и характеризуется своими специфическими чертами:

Ø в разведенных семьях ребенок в большинстве случаев наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;

Ø в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще всего сопровождаются положительными эмоциями, однако ситуация осложняется переживанием горя ребенком;

Ø в материнских семьях ребенок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.

Наличие обоих родителей положительно представляет ребенка в среде сверстников. Отсутствие отца, особенно в случае мальчиков, снижает его социальную позицию и может быть причиной мучительных переживаний.

Если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания взаимоотношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сестрами и т.д.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: