Появление Утрени

Первое упоминание об Утрени находится в “Завещании”. Причём о ней говорится сразу же после Литургии. т.е. она рассматривается как вторая по важности общественная служба (важнее даже Агапы, о которой упоминается только в связи с Пасхальным служением). “Завещание” рисует следующую последовательность Утрени:

Епископ собирает народ, чтобы совершить службу до самого восхода солнца. Для первого славословия на заре он, окруженный предстоящими пресвитерами... говорит:

Слава Господу!

Народ отвечает: “Достойно и праведно есть”.

Затем, под заглавием “Collaudatio aurorae” (т.е. “Славословие на заре”) в памятнике помещена Утренняя молитва епископа: “ Достойно и праведно хвалить Тебя нам...”, в которой воссылается утренняя хвала Богу. Народ отвечает: “ Тебя благославим и молим Ти ся... Аминь”.

И: “ поют псалмы и песни четыре: одну Моисея, из Саломона, из Даниила...” и следует “ Славословие”.

Легко увидеть, что здесь - основа нашего современного чина, который тоже начинается “Шестопсалмием” и заканчивается Великим Славословием: “ Слава в вышних Богу...” (католическое: “ Gloria in excelsis Deo...”).

Что же касается библейских песен, то это - зерно, из которого в VIII веке вырастет Канон Утрени.

Песнь Моисея” (“Исход”) - это первая песнь нашего Канона.

Песнь Соломона”, выросла, конечно, из “Песни песней”, которая вся насквозь литургична, ибо это пир Христа и Церкви.

Песнь трех отроков” (“Даниил”) славит пришествие Сына Божия, т.е. воплощение. Её пели три диакона.

Но дальше случается нечто очень странное:

указано чтение из Священного Писания и Поучение (т.е. проповедь!). Затем, производится молитва над оглашенными (с руковозложением) и они отпускаются. А верным возвещается тайное учение (буквально “ Мистагогия”), причём помещён его текст: о тайне Воплощения, о двух природах во Иисусе Христе в связи с Искуплением и т.д. И: “ Когда народ будет научен мистагогии, приносится Евхаристия...” (I, 26 - 28).

Так что же - вся описанная служба была только Литургией оглашенных? Так иногда и думают (потому что помещённый выше евхаристический чин начинается прямо с принесения Даров, т.е. это Литургия верных), но это не так! Перед нами всё-таки Утреня, которая только-только начинает выделяться из Литургии оглашенных, которая ещё фактически слита с нею. Однако ниже, из раздела “ Возглашения диакона” мы узнаём, что имеется не только епископская, но и “Диаконская Утреня” (и даже - “Утреня вдовиц”, т.е. пресвитерниц. Но ведь не может быть какой-то особой женской Литургии!).

Обратим внимание ещё вот на что: “Диаконская Утреня” из “Завещания” содержит длинный ряд прошений (22 прошения в форме: “ За то-то помолимся, чтобы Господь...”). Этот прообраз какой-то огромной пред-евхаристической ектении. Древние чины Халдейской, Коптской и Армянской Литургий содержат также большие ектении после Синаксиса. Причём они делятся на две части: молитвы оглашенных и верных. То же самое в нашей Литургии свт. Василия Великого: после ектении об оглашенных идёт какая-то огромная комбинированная ектения верных. И то же самое в современных чинах Вечерни и Утрени, которые обе завершаются Сугубой и Просительной ектениями. Не есть ли это доказательство того, что и Вечерня и Утреня развились из каких-то ранних пред-евхаристических чинов?

Попробуем отделить собственно Утреню “Завещания” от непосредственно примыкающей к ней Литургии оглашенных и получим следующий чин:

Вход епископа и диакона(ов).

Епископ приветствует собравшихся: “ Слава Господу!”

Народ отвечает: “ Достойно и праведно”.

Епископ произносит Утреннюю молитву.

Народ поёт псалмы, гимны и славословие.

Епископ благословляет и отпускает оглашенных.

Сразу бросается в глаза необычайное сходство этого чина с описанной выше Вечерней. По-существу, это один и тот же чин, только Вечерняя молитва заменена Утренней, и вместо “Свете Тихий” поют “Великое славословие” и псалмы. Кстати, и католическое “Великое славословие” (“Gloria”) так и осталось пред-евхаристической молитвой, удержавшись в Мессе, а не в Вечерне.

Поэтому многие исследователи-литургисты сейчас считают, что первоначален чин некой общей предъевхаристической Всенощной, которую с начала III века служили в ночь с субботы на воскресенье и которая впоследствии, на рубеже III и IV вв., разделилась, т.е. с минимальными различиями стала совершаться как поздно вечером, так и до рассвета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: