Утреннее богослужение, которое начиналось глубокой ночью, уже может быть названо Бдением (и так называют его свт. Василий Великий и прп. Иоанн-Кассиан игумен Марсельский †435). Но в субботу оно становилось Всенощным бдением в собственном смысле этого слова, т.к. начиналось в субботу вечером и продолжалось всю ночь. Иоанн-Кассиан пишет об этом:
“Ночные бдения, еженедельно совершаемые с вечера субботы по зимам, когда ночи бывают длиннее, продолжаются до IV пения петухов - для того, чтобы остающиеся до света два часа употребить на сон, и тем подкрепить себя на целый день. И нам должно держаться того же правила, т.е. соснув после бдения до утреннего молитвословия, весь день проводить в необходимых делах...” (“Устав”, кн. III, гл. 8).
Об этих бдениях упоминает и свт. Иоанн Златоуст, когда говорит: “ Вы превратили ночь в день вашими священными всенощными.” (Беседа 49-я). Здесь же упоминает он, что ангельская песнь “ Слава в вышних Богу...” уже входила в чин.
Прп. Кассиан гимны не упоминает, т.к. пишет о монастырском богослужении. Судя по его упоминаниям в основе этого чина лежит следующее последование: “ Сначала стоя пропевают три антифона, потом сидя исполняют три псалма, и сидя же присоединяют к этому три чтения.” (Там же).
|
|
Легко увидеть, что это ещё очень примитивный чин, весьма далёкий от нашего современного. Но если мы будем под Всенощной иметь ввиду то, что обычно подразумеваем (т.е. соединение Вечерни с Утренней), то Всенощная уже налицо и допустимо сравнить её с современной.
Этому способствует то, что в Vт.к.веке уже началось развитие т.н. песенного последования, в основе которого лежало т.н. Трёхпсалмие.
Это - структура следующего вида:
1. Великая ектения + I антифон.
2. Малая ектения + II антифон.
3. Малая ектения + III антифон.
Легко увидеть, что именно эта структура лежит в начале нашей современной Литургии и ею же (в несколько редуцированном виде: Вел. ектения + антифон или кафизма + Мал. ектения) начинаются и наша Вечерня и наша Утреня.
Современный же чин сложился как синтез следующих макроструктур:
1. Описанное монашеское псалмопение (вошло в него в виде кафизм).
2. Древнейшая полунощница (современное шестопсалмие).
3. Вечерня (с характерными песенными последованиями).
4. Утреня (с характерными песенными последованиями)
5. IX и I часы.
Но произошёл этот синтез, конечно, не в V веке, а много позже. Тем не менее, многие элементы нашей всенощной в описываемый период уже налицо.
Итак, вот элементы нашей Всенощной, удержанные от IV - V веков:
I Вел. Вечерня.
1. Утренний (предначинательный) псалом.
2. Вел. ектения.
3. Антифон (I кафизмы).
4. Мал. ектения. (3,4 - реликт песенного последования)
5. Вечерний вход и “ Свете тихий”.
6. Паримии (т.е. В. Заветные чтения из Минеи).
7. Вечерняя молитва “ Сподоби Господи...” (а древняя молитва, IV века: “ Безначальный Боже...” стала 7-й Светильничной молитвой, которая тайно читается во время пения предначинательного псалма).
8. Молитва главопреклонения (“ Господи Боже наш, преклонивый небеса...”) тоже сохранилась от IV века, но стала тайной и читается во время Просительной ектении перед литией.
9. Лития (с последующим освящением хлебов в качестве реликта первохристианской агапы).
|
|
II Утреня.
1. Утренний псалом - 62 (основа будущего “Шестопсалмия”).
2. Великая ектения.
3. Кафизма.
4. Малая ектения (2 - 4 - реликт песенного последования)
5. Полиелей с чтением Воскресного Евангелия.
6. Великое славословие.
7. Утренняя молитва: “ Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...”
8. Молитва главопреклонения.