Поминки

ДЕГРАДАЦИЯ АГАПЫ

БОГОСЛУЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ IV - V ВЕКОВ

В предыдущих лекциях мы говорили исключительно о литургиях этого важнейшего периода истории Церкви. А теперь обратимся к Богослужению времени, т.е. прежде всего к суточному богослужебному кругу, который именно в этот период сформировался в своих основных моментах (а в VI - VIII веках добавилась только гимнография).

Естественная деградация агапы полным ходом шла уже в III веке. Но в IV веке ей был нанесён смертельный удар руками самих священнослужителей. Причина была всё той же. Превращение Церкви в государственный институт привело к резкому понижению уровня отдельных её членов. И при таком низком уровне, агапы повсеместно вырождались в обыкновенные попойки. А это пришло в противоречие с аскетическим духом раннего подвижничества.

Иоанн Златоуст ещё снисходительно говорит, что по окончании службы можно собраться на могиле мученика для поминальной трапезы (“Похвальное слово мученику Юлиану”).

Но Августин Блаженный уже рассказывает о Медиоланской Церкви еп. Амвросия следующее: “ По обычаю Африканских Церквей мать моя и здесь во дни поминовения святых делала приношения в храмы для общей трапезы из разных явств. Однажды, когда она явилась с таким приношением, ее остановил привратник храма и сказал, что епископ запретил такие приношения.” (“Исповедь” VI, 2).

Следовательно в самой Карфагенской Церкви агапы были запрещены несколько позже - окончательно только на III Карфагенском Соборе 418г.

Дольше всего агапы задержались в Зап. Европе, несмотря на то, что их запретил Оксерский Собор 584г. Но впоследствии это запрещение подтверждает Литтихский Собор 743г., Аахенский Собор 846г. и др. И ещё папа Евгений в 862г. жалуется на беспорядки при агапах. Да и на Востоке Трулльскому Собору почему-то приходится повторять против агап 74-е правило Лаодикийского Собора.

Следовательно, христианское сознание тяжело смирялось с утратой этого апостольского установления. Реликты его в изобилии рассыпаны в различных обрядовых элементах нашей Церкви и сейчас. Это: 1) - православные поминки, 2) - благословление хлебов на вечерне, 3) - чин о панагии, 4) - последование артоса, 5) - и различные мелочи вроде умовения рук священников во время проскомидии (причём архиерей умывает руки перед царскими вратами, т.е. навиду у всех).

Мало кто знает, что это церковный обряд и что существует специальный “ чин над кутиею в память усопших”.

Вот последование этого чина:

свящ.:

“Трисвятое”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш”.

хор:

“Со духи праведных...” и др. тропари.

диак: ектения:

“Помилуй нас Боже...”

свящ.: молитва:

“Боже духов...”

хор:

“Аминь”, “Честнейшую херувим...”, “Господи помилуй” (трижды), “Благослови”.

свящ.:

глаголет отпуст и благословляет присутствующих приступить к трапезе. Прежде всего вкушают кутию в память усопшего.

После этого:

свящ.:

“Молитвами святых отец наших...”

хор:

поёт заупокойную ектению.

диак:

провозглашает вечную память.

После этого все присутствующие вкушают пивомедие.

В конце:

“Со святыми упокой...” и “Вечная память” (трижды).

Т.о. канонически правильные (не самочинные!) православные поминки имеют полу-литургический характер и являются реликтом поминальных агап (с Евхаристией!), которые до рубежа IV - V веков совершались над могилами мучеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: