ДЕГРАДАЦИЯ АГАПЫ
БОГОСЛУЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ IV - V ВЕКОВ
В предыдущих лекциях мы говорили исключительно о литургиях этого важнейшего периода истории Церкви. А теперь обратимся к Богослужению времени, т.е. прежде всего к суточному богослужебному кругу, который именно в этот период сформировался в своих основных моментах (а в VI - VIII веках добавилась только гимнография).
Естественная деградация агапы полным ходом шла уже в III веке. Но в IV веке ей был нанесён смертельный удар руками самих священнослужителей. Причина была всё той же. Превращение Церкви в государственный институт привело к резкому понижению уровня отдельных её членов. И при таком низком уровне, агапы повсеместно вырождались в обыкновенные попойки. А это пришло в противоречие с аскетическим духом раннего подвижничества.
Иоанн Златоуст ещё снисходительно говорит, что по окончании службы можно собраться на могиле мученика для поминальной трапезы (“Похвальное слово мученику Юлиану”).
Но Августин Блаженный уже рассказывает о Медиоланской Церкви еп. Амвросия следующее: “ По обычаю Африканских Церквей мать моя и здесь во дни поминовения святых делала приношения в храмы для общей трапезы из разных явств. Однажды, когда она явилась с таким приношением, ее остановил привратник храма и сказал, что епископ запретил такие приношения.” (“Исповедь” VI, 2).
|
|
Следовательно в самой Карфагенской Церкви агапы были запрещены несколько позже - окончательно только на III Карфагенском Соборе 418г.
Дольше всего агапы задержались в Зап. Европе, несмотря на то, что их запретил Оксерский Собор 584г. Но впоследствии это запрещение подтверждает Литтихский Собор 743г., Аахенский Собор 846г. и др. И ещё папа Евгений в 862г. жалуется на беспорядки при агапах. Да и на Востоке Трулльскому Собору почему-то приходится повторять против агап 74-е правило Лаодикийского Собора.
Следовательно, христианское сознание тяжело смирялось с утратой этого апостольского установления. Реликты его в изобилии рассыпаны в различных обрядовых элементах нашей Церкви и сейчас. Это: 1) - православные поминки, 2) - благословление хлебов на вечерне, 3) - чин о панагии, 4) - последование артоса, 5) - и различные мелочи вроде умовения рук священников во время проскомидии (причём архиерей умывает руки перед царскими вратами, т.е. навиду у всех).
Мало кто знает, что это церковный обряд и что существует специальный “ чин над кутиею в память усопших”.
Вот последование этого чина:
свящ.:
“Трисвятое”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш”.
хор:
“Со духи праведных...” и др. тропари.
диак: ектения:
“Помилуй нас Боже...”
|
|
свящ.: молитва:
“Боже духов...”
хор:
“Аминь”, “Честнейшую херувим...”, “Господи помилуй” (трижды), “Благослови”.
свящ.:
глаголет отпуст и благословляет присутствующих приступить к трапезе. Прежде всего вкушают кутию в память усопшего.
После этого:
свящ.:
“Молитвами святых отец наших...”
хор:
поёт заупокойную ектению.
диак:
провозглашает вечную память.
После этого все присутствующие вкушают пивомедие.
В конце:
“Со святыми упокой...” и “Вечная память” (трижды).
Т.о. канонически правильные (не самочинные!) православные поминки имеют полу-литургический характер и являются реликтом поминальных агап (с Евхаристией!), которые до рубежа IV - V веков совершались над могилами мучеников.