Утреня в IV веке

Вседневную Утреню в храме Воскресения Сильвия-Этерия описывает очень кратко: “ При наступлении рассвета, начинаются утренние песни. И вот приходит епископ...” - т.е. начало Утрени совершается без епископа: священниками или диаконами для монашествующих, девственниц и особо усердных мирян. Это начало состоит из пения каких-то утренних песен (в др. переводе гимнов). Впрочем Иоанн-Кассиан “ гимнами хваления” называет псалмы 62, 118 и 148. А “Апостольские постановления” заповедуют: “ каждый день собирайтесь утром и вечером, поя и молясь в церквах, утром говоря псалом 62-й, вечером же 140-й” (кн. II, гл. 59). Т.о., бесспорно, утренним псалмом был 62-й, который и ныне находится в составе Шестопсалмия (3, 37, 62, 87, 102, 142). И вся эта часть до прихода епископа соответствует нашему Шестопсалмию.

... И вот приходит епископ с клиром и тотчас входит внутрь пещеры (Гроба). И там внутри ее за решеткой (будущий иконостас) сначала говорит молитву за всех людей и поминает имена тех, кого ему угодно помянуть...”. Мы уже видели этот аналог Великой ектении во время вечерни.

Прочитав молитву... (согласно “Апостольским постановлениям” это - молитва “ Боже духов и всякия плоти...”, которая просит Господа принять наши утренние благодарения и сподобить вечной жизни). Итак:

Прочитав молитву, епископ выходит из святыни и тогда все присутствующие подходят к нему под благословение, и он, выходя, благословляет каждого по очереди. Затем, уже на рассвете, бывает отпуст” - буквально: “lit missa” и, т.к. название “Мисса” (Месса) происходит от торжественной формы отпуста (“ite missa est”), то многие западные толкователи полагают, что сразу после утрени служилась литургия (ранняя?). Но, т.к. о ней не сказано ни слова (а повествование сразу переходит к VII часу), то это сомнительно.

Как бы то ни было, структура Утрени у нас фактически дублирует структуру вечерни (что мы видели уже в III веке), отличаясь только содержанием молитв:

1. Утренний псалом - 62-й.
2. Другие псалмы или антифоны.
3. Вход епископа
4.
5. Великая ектения.
6. Утренняя молитва епископа: “ Боже духов...”.
7. Молитва главопреклонения.
8. Благословение и отпуст.

Здесь не хватает только двух элементов: чтения Писания и литии. Но мы легко найдём их в описании Воскресной Утрени, которое следует ниже: “ На седьмой день, в воскресение, еще до пения петухов... множество людей... собирается во дворе у храма Воскресения... Люди поют гимны и антифоны и произносят после каждого гимна и антифона молитвы... Здесь всегда присутствуют пресвитеры и диаконы, готовые к совершению бдения...” (т.е. эта предварительная часть соответствует нашей полунощнице).

Как только пропоет первый петух, епископ сразу же приходит в церковь и входит в пещеру в храме Воскресения. Тогда сразу раскрываются все двери храма и многочисленная толпа людей входит в Анастасис, полный света от бесчисленных горящих лампад.” т.е. с приходом епископа открывается храм Воскресения и в нём утреня начинается как бы заново (а в будние дни епископ только доканчивал её): поются три псалма, за каждым из которых следует молитва.

Остановимся подробнее на этом моменте:

“И как только все войдут (т.е., речь идёт о входе, точнее: о входной процессии, аналогичной, например, Малому входу), один из пресвитеров начинает петь псалом, и все отвечают ему, заканчивая молитвой. Затем один из диаконов поёт псалом, и снова произносится молитва, а после третьей молитвы... После того, как три псалма бывают пропеты и три молитвы произнесены, приносят кадильницы в пещеру храма Воскресения... Тогда епископ, встав за решеткой, берет Евангелие и сам читает о Воскресении Господнем... (“Письма паломницы IV века”, М., 1994г., стр. 196 - 198).

Эта богослужебная структура (3 пения, за каждым из которых следует молитва, а потом читается Евангелие) нам почему-то уже знакома. Давайте вспомним, где мы её встречали. Это было в лекции #8, где речь шла о структуре древнейшего всенощного бдения, из которого в III веке выросли Вечерня и Утреня. Мы говорили тогда, что это бдение носило предъевхаристический характер и что в основе его лежала следующая структура: 3 библейские песни с припевами и молитвой, за которыми следовало чтение Писания.

В. Лурье, который подробно изучал развитие этой структуры на базе школы о. Хуана Матеоса, обнаружал её модификации в таких производных чинопоследованиях как: утреня, вечерня и предъевангельская часть Литургии оглашенных.

Это развитие можно иллюстрировать следующей схемой:

Повсюду первоначальная структурная основа бдения остаётся, хотя в производных т.н. “песенных последованиях” её конкретные элементы могут замещаться. Например, диаконские молитвы превращаются в ектении. Библейские песни в утрени (описываемой Этерией) замещаются псалмами, а в литургии оглашенных - антифонами. И, таким образом, вместо 3-х библейских песен, сопровождаемых 3-мя молитвами, возникает следующее песенное последование (т.н. “Трёхпсалмие”):

1. Вел. ектения + I антифон.

2. Мал. ектения + II антифон.

3. Мал. ектения + III антифон (который сопровождает Мал. вход и заканчивается пением тропарей, исторически возникших именно из припева к этой структуре).

В. Лурье в своём замечательном исследовании “Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения Иерусалимского типа”, восстанавливает следующую последовательность этого типа:

в сер. IV в. - припевом к песням становится т.н. тропарь-ирмос;

на рубеже IV - V вв. - появились ещё 2 тропаря типа “ипакои” (на “слава и ныне”);

в сер. V в. - вся структура стала завершаться богородичным и получила название “канона”. Не путать с позднейшим каноном прп. Иоанна Дамаскина и проч.! Только в VIII в. канон стал особым гимнографическим жанром из 9-ти песен, который с тех пор сильно деградировал и ныне выглядит следующим образом:

1. песни I - III + ипакои + мал. ектения.

2. песни IV - VI + кондак и икос + мал. ектения.

3. песни VII - IX + экзапостиларий + мал. ектения.

т.е. структура осталась прежняя, хотя конкретные библейские песни исчезли (их замещают ныне ирмосы и тропари. Так что единственной реальной песнью стала песнь Богородицы с припевом “Честнейшую...”).

См. “Византинороссика. Труды СПб-го общества византийско славянских исследований”, Том. I, СПб. 1995г., стр. 187 - 199.

Сильвия-Этерия описывает нам начальную стадию развития этой структуры: песни уже заменены псалмами, но вместо ектений - ещё епископские молитвы. Чин Утрени носит явные предъевхаристические черты и завершается чтением воскресного Евангелия:

После прочтения Евангелия епископ выходит и идёт ко Кресту при пении гимнов, и весь народ следует за ним. Там все снова поют один из псалмов и прочитывают молитву. Затем он благословляет верных и бывает отпуст.” (“Письма паломницы IV века”, М., 1994г., стр. 196 - 198).

И до сих пор воскресная Утреня содержит чтение Евангелия на Полиелее. А сам Полиелей, светилен в конце канона (Экзапостиларий) и возглас Великого славословия: “ Слава Тебе, показавшему нам свет!” - продолжают тему воссияния духовного света, открытую в IV веке при храме Воскресения Христова свт. Кириллом Иерусалимским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: