Предмет, задачи психологии общения

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

 

Предметом психологии общения является вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между людьми, родственниками, знакомыми, коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов. Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.

Основные задачи психологии общения:

· применять техники и приемы эффективного общения в профессиональ-ной деятельности;

· использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межлич-ностного общения.                

 

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ АВТОРОВ

 

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором могут быть выделены отдельные стороны, т. е. описана структура (от лат. Structura – расположение, порядок).

Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выде-ление уровней анализа этого явления, через анализ структурных элемен-тов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через пере-чень его основных функций.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

- макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

- мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправлен-ных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на кон-кретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

- микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных еди-ниц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватыва-ет действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос – от-вет», «сообщение информации – отношение к ней» и т.п.).

Г. Андреева определяет структуру общения, как выделение в ней трех вза-имосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен инфор-мацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и дей-ствиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспек-тов – содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познаватель-ный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компонен-ты.

Логическим основанием для моделирования структуры общения как про-цесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен резуль-татами деятельности и т.п.) может быть характеристика его относительно авто-номных компонентов, таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, цен-ностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъек-тов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

В этом контексте важно подчеркнуть роль среды, в которой реализуется взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.

В характеристике непосредственного общения следует различать: инструментальную направленность (на выполнение социально-значимого задачи, на дело, результат) и личностную направленность (на удовлетворение личных потребностей и желаний.

Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности индивида.

Внешний – проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д. Внутренний – воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: