ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Предмет, основные категории и задачи психологии общения и этики делового общения. Общение: виды, структура, функции. Деловое общение.
План
1. Предмет, основные категории и задачи психологии общения и этики делового
общения.
2. Общение: виды, структура, функции. Деловое общение.
¾ Определение психологии общения.
¾ Сущность общения, состоящая из нескольких процессов.
¾ Предмет, задачи психологии общения.
¾ Структура общения с точки зрения нескольких авторов.
¾ Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
¾ Определение понятия функция.
¾ Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая,
объединяющая, организационная, внутриличностная.
¾ Функции общения по Панфёрову В.Н..
Лишь те действия могут быть признаны справедливыми,
полезность которых подтверждается
в потребностях взаимного общения людей.
Эпикур
ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
|
|
Деловое общение – это вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.
Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.
Психология и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни.
Объект дисциплины «Психология и этика делового общения» — идеальная психическая реальность. Речь идёт, прежде всего, о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах психики, которые в своей совокупности и определяют конкретные действия, формы активности, поведение, как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Предмет дисциплины «Психология и этика делового общения» — разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные вовне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.
«Психология и этика делового общения» тесно связана с рядом других наук: общей психологией, социологией, а также находящейся на стыке этих двух наук социальной психологией.
|
|
Она активно использует основные категории и принципы, выработанные общей психологией. Такими базовыми психологическими категориями являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способности, характер, темперамент), а также особые состояния его сознания (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т.д.).
Общая психология и ее многочисленные отрасли (в частности психология делового общения) руководствуются следующими важнейшими принципами, или исходными положениями:
1) принцип детерминизма — признание взаимосвязи и
взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности, обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания человека, единство его внутренних психических состояний и поведения, взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды;
2) принцип системности — трактовка отдельных психических явлений как
элементов целостной психической организации. Этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, интровертный и экстравертный, меланхолик и сангвиник и т.п.;
3) принцип развития — признание преобразования, изменения психических
процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.
Из содержания этих принципов вытекают представления о возможности целенаправленного воздействия на психику человека, её изменения, корректировки, совершенствования научными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психология и этика делового общения. Без глубокого понимания этих основополагающих принципов психология в целом и деловая этика в частности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.
Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, рассмотренных выше, но и на связанный с ними аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание
которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины.
Основная категория данной учебной дисциплины — психология личности.
Психология личности — это совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Эта категория в значительной степени заимствуется у общей психологии. Она содержит информацию об источниках психической активности человека, её свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.
Именно знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Другая важнейшая категория изучаемой дисциплины — психология общения.
Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я — Ты», «Я — Мы», «Мы — Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется её характер. Общепризнано, что разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также что высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства.
|
|
Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п..
Другая важнейшая категория научаемой дисциплины — психология рабочей группы.
Деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании.
Неотъемлемым качеством человеческой активности является её организованность, упорядоченность. Действенные регуляторы этой активности — выработанные в процессе эволюции нравственные правила и нормы, направленные на поддержание и сохранение жизни, благосостояния человека. Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер.
Деятельность рабочих групп и организаций становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые не только базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия данной организации или группы. Своды подобных правил называют обычно профессиональной этикой.
|
|
Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.
Предметом профессиональной этики выступают:
¾ качества личности специалиста, необходимые для выполнения
профессионального долга;
¾ нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов
их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);
¾ взаимоотношения коллектива организации с обществом;
¾ взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы,
которые их регулируют;
¾ цели и методы профессионального обучения и воспитания.
Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
Давно существуют своды нравственных правил для врачей, учителей, представителей других профессий, имеющих дело с людьми. Одной из важнейших форм профессиональной этики стала и этика делового общения, поскольку главным фактором здесь также являются люди.
Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию их сотрудничества. Смысл этих правил и норм — укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. Практика делового общения разработала с этой целью немало профессиональных кодексов чести предпринимателя, банкира и т.п.
Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:
1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего
умением анализировать собственные психические состояния, а также приёмами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организации;
2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологочес-
ких состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты.
На этой основе обеспечивается решение таких практических проблем, как саморазвитие личности руководителя (самоменеджмент), поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.