Предмет, основные категории и задачи психологии общения и этики делового общения. Общение: виды, структура, функции

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

 Предмет, основные категории и задачи психологии общения и этики делового общения. Общение: виды, структура, функции. Деловое общение.

 

План

 

1. Предмет, основные категории и задачи психологии общения и этики делового

общения.

2. Общение: виды, структура, функции. Деловое общение.

¾ Определение психологии общения.

¾ Сущность общения, состоящая из нескольких процессов.

¾ Предмет, задачи психологии общения.

¾ Структура общения с точки зрения нескольких авторов.

¾ Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

¾ Определение понятия функция.

¾  Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая,

объединяющая, организационная, внутриличностная.

¾ Функции общения по Панфёрову В.Н..

 

Лишь те действия могут быть признаны справедливыми,

полезность которых подтверждается

в потребностях взаимного общения людей.

      Эпикур

 

ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Деловое общение – это вид социальных отношений, на­правленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значи­мые для них цели.

Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и парт­нерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно пред­полагает такие способы достижения общих целей, которые пред­полагают также и достижение личностно значимых целей, удов­летворение индивидуальных интересов.

Психология и этика делового общения представляет со­бой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уров­нях хозяйственной и социальной жизни.

    Объект дисциплины «Психология и этика делового об­щения» — идеальная психическая реальность. Речь идёт, преж­де всего, о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоци­ональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах психики, которые в своей совокупности и определяют конкретные действия, формы активности, поведение, как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Предмет дисциплины «Психология и этика делового об­щения» — разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные вовне свойственные им поведенческие про­цессы, свойства и состояния.

    «Психология и этика делового общения» тесно связана с ря­дом других наук: общей психологией, социологией, а также на­ходящейся на стыке этих двух наук социальной психологией.

    Она активно использует основные категории и принципы, выработанные общей психологией. Такими базо­выми психологическими категориями являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способности, характер, тем­перамент), а также особые состояния его сознания (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т.д.).

    Общая психология и ее многочисленные отрасли (в част­ности психология делового общения) руководствуются следу­ющими важнейшими принципами, или исходными положе­ниями:

1) принцип детерминизма — признание взаимосвязи и

взаимообусловленности психических явлений как друг с дру­гом, так и с окружающей материальной средой. С этих по­зиций, в частности, обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания человека, единство его внутрен­них психических состояний и поведения, взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и со­циальной среды;

2) принцип системности — трактовка отдельных психичес­ких явлений как

элементов целостной психической органи­зации. Этот принцип позволяет выделять особые типы тем­пераментов, характеров людей, такие, например, как ста­бильный и нестабильный, интровертный и экстравертный, меланхолик и сангвиник и т.п.;

3) принцип развития — признание преобразования, измене­ния психических

процессов, их динамики, перехода от од­ного уровня к другому; этот принцип определяет возмож­ность корректировки, совершенствования как индивидуаль­ной, так и групповой психики.

    Из содержания этих принципов вытекают представления о возможности целенаправленного воздействия на психику че­ловека, её изменения, корректировки, совершенствования на­учными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психология и этика делового общения. Без глубокого понима­ния этих основополагающих принципов психология в целом и деловая этика в частности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.

Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, рассмотренных выше, но и на связанный с ними аппарат, оп­ределенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание

которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины.  

Основная категория данной учебной дисциплины — психология личности.

    Психология личности это совокупность устойчивых пси­хических качеств участников деловых взаимоотношений, ко­торые составляют их индивидуальность. Эта категория в зна­чительной степени заимствуется у общей психологии. Она со­держит информацию об источниках психической активности че­ловека, её свойствах, состояниях и формах проявления в усло­виях деловой активности. Без глубокого понимания этой фун­даментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управле­ния человеческими ресурсами в условиях хозяйственной дея­тельности.

    Именно знания психологии личности помогут предпринима­телю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

    Другая важнейшая категория изучаемой дисциплины — пси­хология общения.

    Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я — Ты», «Я — Мы», «Мы — Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется её характер. Об­щепризнано, что разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также что высокий уровень дело­вого общения является решающим условием успешного про­изводства.

    Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым ар­сеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, бесе­да, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п..

    Другая важнейшая категория научаемой дисциплины — пси­хология рабочей группы.

    Деловая активность сегодня невозможна без кооперации, со­единения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии при­нятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедея­тельности любой группы с необходимостью возникают и дей­ствуют такие психологические явления, как групповые цели, по­требности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, мо­рально-психологический климат, корпоративная мораль и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их фор­мировании.

    Неотъемлемым качеством человеческой активности явля­ется её организованность, упорядоченность. Действенные ре­гуляторы этой активности — выработанные в процессе эволю­ции нравственные правила и нормы, направленные на поддер­жание и сохранение жизни, благосостояния человека. Этичес­кие нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер.

    Деятельность рабочих групп и организаций становится эф­фективной, когда она регулируется некими особыми этически­ми правилами, которые не только базируются на общечелове­ческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные ус­ловия данной организации или группы. Своды подобных пра­вил называют обычно профессиональной этикой.

    Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

 

Предметом профессиональной этики выступают:

¾  качества личности специалиста, необходимые для выполнения

профессионального долга;

¾ нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов

их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);

¾  взаимоотношения коллектива организации с обществом;

¾  взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы,

которые их регулируют;

¾ цели и методы профессионального обучения и воспитания.

    Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.

    Давно суще­ствуют своды нравственных правил для врачей, учителей, пред­ставителей других профессий, имеющих дело с людьми. Од­ной из важнейших форм профессиональной этики стала и эти­ка делового общения, поскольку главным фактором здесь так­же являются люди.

    Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию их сотрудничества. Смысл этих правил и норм — укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, ис­ключение обмана и дезориентации партнера. Практика делово­го общения разработала с этой целью немало профессиональ­ных кодексов чести предпринимателя, банкира и т.п.

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей груп­пы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:

1) овладение методами психологической диагностики, преж­де всего

умением анализировать собственные психические состояния, а также приёмами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как от­дельных работников, так и рабочих групп, организации;

2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологочес-

ких состояний того или иного субъекта путем при­менения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты.

    На этой основе обеспечивается решение таких практических проблем, как саморазвитие личности руководителя (самоменеджмент), поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использо­вания персонала, разрешение и предупреждение производствен­ных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов мораль­ного и материального стимулирования труда, обеспечение пси­хологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: