Тема 6. Целеполагание педагогической деятельности

Тема 6. Целеполагание педагогической деятельности.

 

1.Цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания, развития дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников.

Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.

В социальной работе основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания. Целеполагание - фундаментальное понятие в теории деятельности - широко используется в общественных науках.

Для социального работника целеполагание является одним из наиболее важных принципов работы с клиентом.

1. Цель как компонент педагогической деятельности

Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. В физиологической теории П. Анохина цель - это модель потребного будущего, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению. Цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать.

Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики. В философии выделяются три подхода к выбору целей. Идеалистический: цели определяются целеполагающим началом, сверхъестественной силой, богом, духом, который вносит смысл в человеческую жизнь. Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход говорит: цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогической системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: