ткани. Он стоит за него насмерть потому, что социальное мышление в результате заключенного в знамени символа имеет силу императива, которым индивидуальное мышление никогда не может обладать. Эта сила, воздействуя через символ, может заставить человека видеть вещи в угодном ей свете, добавляя к реальности (ткани) особый авторитет. ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ — Шерлок Холмс и финансисты Сильные стороны ЛОГИЧЕСКОГО мышления — способность к абстрагированию, классификации и достижимость однозначности. Однако оборотная сторона этой медали в том, что любая абстракция создавалась когда-то, то есть при других обстоятельствах. Сегодняшние логические выводы — плоды прошлых дней, они оказываются годными только в мало меняющейся среде, в противном случае они могут УСТАРЕТЬ и подвести. Правомерность подобного утверждения продемонстрируем шуточным рассказом. Шерлок Холмс расследовал дело о большой афере, связанной со страхованием имущества. У него на нескольких человек имелись конкретные подозрения, но ни на одного не было решающего доказательства. Решив выяснить, кто же из них преступник, сыщик отправил 12 крупнейшим английским финансистам телеграмму: «Все открылось! Срочно выезжайте!» На следующий день он узнал, что выехали и скрылись все двенадцать! ИЛЛЮЗИЯ НАДЕЖНОСТИ многоходовых Раввин и его попутчик в поезде Полезно взвесить реальную значимость углубленного логического анализа ситуации. Не всегда многошаговые комбинации ведут к цели, ведь чем больше сделано шагов, 95 |
тем больше вероятность на каждом их них сделать ошибку. Покажем это на примере анекдота из коллекции Юрия Никулина. В купе поезда на Харьков едут пожилой раввин и молодой человек. Ложась спать, молодой человек спрашивает: «Сударь, скажите, пожалуйста, который час?» Раввин, ни слова не говоря, поворачивается лицом к стенке и засыпает. Утром, подъезжая к городу, оба спутника стали собираться. Взглянув на часы, раввин сказал: - Молодой человек, сейчас половина девятого. — Спасибо, сударь, но почему вы не ответили на мой вопрос вчера? — Видите ли, если бы я ответил вам вчера, вы спросили бы, куда я еду, и я бы ответил вам, — сказал раввин. - Оказалось бы, что вы едете в ТОТ ЖЕ город и что вам НЕГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ, и я, как добрый человек, ПРИГЛАСИЛ БЫ ВАС К СЕБЕ, а у меня молодая дочь. Вы бы, вероятно, СОБЛАЗНИЛИ ее и она, ЗАБЕРЕМЕНЕВ, вышла бы за вас ЗАМУЖ. Тогда я подумал: «Ну зачем мне такой зять, у которого даже ЧАСОВ нет?» Из выделенных позиций видно, как много здесь возможностей ошибиться. ЛОГИКА МОЖЕТ СТАТЬ ЛОВУШКОЙ Смерть и буссоль Обычно леводоминантные «разрешают» проблему путем логического анализа. Они целенаправленно выстраивают несколько посылок, на основании которых, как ожидается, естественно сделать вполне определенный вывод. Однако поскольку подобная стратегия для лиц такого стиля предсказуема, то она может быть использована как ловушка. Эту мысль поясним на примере рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Смерть и буссоль». В нем подобная ловушка была расставлена для полицейского детектива, с помощью |
нескольких посылок, запускающих его мысль. Первая: убийство раввина произошло в северной части города в ночь на третье декабря в номере отеля. На пишущей машинке найден листок с фразой: «Произнесена первая буква Имени». Детектив забирает все книги из номера, чтобы отыскать «чисто раввинское объяснение» убийства. Вторая: еще одно убийство произошло в ночь на третье января возле красильни. На стене над желтыми и красными ромбами мелом было написано: «Произнесена вторая буква Имени». Третья: инсценировка убийства (с исчезновением жертвы), которое было совершено вечером третьего февраля во время карнавала с арлекинами, один из которых написал на столбе: «Произнесена последняя буква Имени». Четвертая: комиссар полиции получил конверт, в котором на подробном плане города были обозначены места убийств, составлявшие правильный треугольник. В письме предсказывалось, что третьего марта четвертое убийство не совершится, ибо треугольник завершен. Комиссар передал письмо детективу, который внимательно изучил присланное. А вот та догадка, на которую рассчитывал будущий убийца детектива: три указанные точки действительно находились на равных расстояниях. Симметрия во времени (3 декабря, 3 января, 3 февраля), симметрия в пространстве. «Вдруг он почувствовал, что сейчас разгадает тайну. Это озарение дополнили компас и буссоль. Он усмехнулся, произнес слово „Тетраграмматон" и позвонил комиссару». Его догадка состояла в том, что ключевой фигурой является не треугольник, а правильный ромб. Во-первых, ромб встречался в сюжетах убийств — на стене красильни, в одежде арлекин. Во-вторых, поскольку «у евреев день начинается с заката солнца и длится до заката солнца следующего дня», то все убийства совершались четвертого числа, что также соответствует идее ромба. В-третьих, все вращается вокруг тайного имени бога, состоящего из четырех букв (тетраграмматон). Место и время следующего убийства теперь легко вычислялась. «Тайна была для него ясна, как кристалл, он даже покраснел, что |
ухлопал на нее сто дней». И он поехал — навстречу четвертому убийству, жертвой которого стал сам. Охотник так сказал ему: «Я предчувствовал, что вы добавите недостающую точку. Точку, которая завершит правильный ромб, точку, которая установит место, где вас будет ждать верная смерть». Из приведенного примера видно, что информация о том, что некий человек стремится быть безупречно логичным. НЕ ВСЕГДА ИДЕТ ЕМУ НА ПОЛЬЗУ! В ОБЩЕНИИ НЕДОСТАТОЧНО Россия этого не переживет! Многими людьми развернутые логические рассуждения вообще не воспринимаются и даже вызывают у них раздражение. Кроме того, они могут привести и к ошибочным заключениям. Знаменитый адвокат Федор Никифорович Плевако всегда учитывал возможность подобной психологической реакции. Он считал, что «логика логикой, а судят все-таки люди, и доказать — еще не значит убедить». Однажды, выступая как защитник по делу бедной старушки, укравшей медный чайник, в ответ на требование прокурора о суровом наказании, поскольку ее поступок подрывает устои государства, он, доводя мысль прокурора до абсурда, спокойно сказал: «Действительно, Россия этого не переживет!» Вопреки строгой, логически правильной оценке события прокурором, такое сопоставление масштабов ущерба и его оценок вызвало на лицах присяжных улыбку и изменило их решение. Выборы в Российскую Академию художеств Аналогичный случай произошел в Российской Академии художеств. Обсуждалась кандидатура генерала Аракчеева в члены Академии. Основной аргумент «за» звучал так: «Он близок к государю!» (в рамках принятых тогда традиций аргумент решающий). «В таком случае царский 98 |
кучер Илья Байков не менее достоин стать академиком. — сказал граф Лабзин, — он не только близок к государю, но еще и сидит впереди него!», чем и решил спор, вызвав смех присутствующих. ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМ НАРУШАЕТ Что ребе посоветовал богачу? К ребе пришел богач. — Что ты обычно ешь? — спросил ребе. — Я довольствуюсь малым: хлеб, соль и вода — вот и вся моя пища. — Что это тебе взбрело на ум? Ты должен есть жаркое, и пить мед, как все богачи. Ребе не отпустил его, пока богач не пообещал ему питаться как другие богачи. Если богач начнет есть мясо, подумал ребе, он поймет, что бедняку нужен хлеб. Пока же богач ест хлеб, он полагает, что бедняк может питаться камнями. Стратегия «Цунами» Подобная стратегия применяется мною для построения лекции по психологии. С этой целью выстраиваются два противоположных направления течения мысли. (Аналогично тому, как это происходит при возникновении цунами: от подводного извержения к берегу движется прямая волна и обратная — от берега. При этом одновременно наблюдаются два течения, одно поверхностное, другое донное.) Опираясь на эту аналогию, можно сказать, что в лекции имеется два потока. Первый — явный, логически выверенный и вербально отработанный — направлен на формирование профессиональных знаний леводоминантных. Второй вытекает из подтекста и обращен к целостному и образному восприятию. Он имеет своей мишенью праводоминантных. Он, прежде всего, нацелен на построение |
и воспитание у них этических ценностей и уже через них — профессионализма. Зашита Гамлета от манипулирования им В нашей культуре непредсказуемость не поощряется. Мы находимся под властью, с одной стороны, психических штампов поведения, переживания или мышления, а с другой — ожиданий и требований окружающих людей. Чтобы лишить манипулятора этой мишени воздействия, будьте непредсказуемы! Например, то, что Гамлет притворялся сумасшедшим, на самом деле было его защитой от манипулирования. Сумасшедшие непредсказуемы, и действительно, дядя-убийца терялся в догадках о намерениях принца Датского. Лица логически мыслящие (леводоминантные) должны помнить, что иногда и НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ поведения может ПОМОГАТЬ. ГРАНИЦЫ МЫШЛЕНИЯ Форрест Гамп Классический американский фильм «Форрест Гамп» может служить примером, высвечивающим сильные и слабые стороны ПРЕДЕЛЬНОГО доминирования. Герой фильма Форрест Гамп родился больным — с некоторыми ограничениями физического и интеллектуального развития. Воспитывала Форреста мать, и она заложила в него ограниченное число моральных и этических правил поведения — больше он не усваивал. Однако поскольку эти правила не конкурировали с иными, и мать для ребенка оставалась верховным судьей, то эти нормы и правила Форрест всегда выполнял без сомнений и колебаний и строжайшим образом. Так как эти правила он не только знал, но и непременно исполнял, то на фоне интеллектуально полноценных детей, а потом и взрослых, он безусловно выигрывал. Ведь у него никогда 100 |
не возникало сомнений: делать или не делать, или подождать, пока сделает кто-либо другой. Поэтому в каждом деле он стремился достичь совершенства. Форрест быстрее всех собирал и разбирал автомат, стал чемпионом страны по пинг-понгу, всегда оставался верным дружбе и долгу, не рассуждая, выносил из огня однополчан во Вьетнаме, приложил усилия для осуществления планов погибшего товарища, выходил безногого командира и создал для него условия полноценной жизни. Он знал, что нельзя допустить, чтобы кто-то ударил женщину, и нельзя изменить своей любви. Можно сказать, что и другие ЛЕВОСТОРОННИЕ все это знают, НО ОНИ СОМНЕВАЮТСЯ и поэтому далеко не всегда все это ИСПОЛНЯЮТ, а правосторонние СНАЧАЛА ДЕЙСТВУЮТ, а потом ВЗВЕШИВАЮТ. (Это о них — «хотели как лучше, а получилось как всегда».) |
ЭМОЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ РАДОСТИ ЖИЗНИ |
ДЛЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ НЕОБХОДИМ |
Ленинградская блокада и характер переживаний Приведу пару примеров, иллюстрирующих необходимость учитывать объем энергетических ресурсов личности на протекание психических процессов и их изменение под воздействием экстремальных обстоятельств. Не всякие эмоциональное воспоминания можно разделить с теми, кто не пережил нечто похожее. Многие писатели посвящали свои творения Ленинградской блокаде, а те, кто пережил ее, морщились, смущались, возмущались и презирали этих писателей. Действительно, их описания были так далеки от реальности, что даже и говорить на эту тему было неприятно. Однажды я задумалась: почему так происходит? Как получается, что талантливые писатели все как один, обращаясь к этой теме, теряют навык и способности? Постепенно начала проясняться истина. Перед ними стояла весьма трудная проблема: они стремились ПЕРЕДАТЬ УЖАС ситуации людям, НАХОДЯЩИМСЯ В НОРМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ, и использованные ими стиль и фабула определялись этой специфической задачей. В реальности Ленинградской блокады под воздействием длительной голодовки и перманентной усталости от холода и обстрелов радикально изменялась психика человека. Он как бы «деревенел», поскольку для переживаний необходима энергия, ЗАПАС СИЛ, которых НЕ БЫЛО. Поэтому человек ко всему окружающему начинал относиться как бы бесчувственно. Вот я помню, что у нас на лестнице лежали трупы. Спускаясь с третьего этажа, я должна была их миновать. При этом главные переживания были связаны с тем, как высоко надо поднимать ноги и как это трудно. Хотя многих из этих людей я хорошо знала и долго жила с ними до войны. Обращаясь теперь к здоровым людям с нормальным запасом сил, писатель вынужден применять приемы воздействия, пробивающие их реальную психику. |
Поэтому эти творения не для тех, кто пережил блокаду, и нечего на них обижаться. Известный невропатолог Наталия Николаевна Трауготт рассказывала мне, что у нее была пациентка, пережившая блокаду. У этой женщины умерло два ребенка. Первая девочка долго болела и умерла до войны. Вторая — в период блокады. Так вот, сама мать удивлялась тому, что часто вспоминает и горюет о первой дочери и очень редко и без всяких переживаний вспоминает вторую. МУЗЫКА КАК НАСТРОЙКА УРОВНЯ Церемония инициации австралийских аборигенов С древности известно влияние стиля музыки и ритмов на душевное состояние человека. В качестве примера приведем данные Лазаруса. Целью его эксперимента было выяснение, от чего больше зависит волнение зрителей - от содержания, то есть от того, что происходит на экране, или от субъективной оценки того, что показывают и как на эту оценку влияет стиль музыкального сопровождения. В его исследовании четырем группам взрослых испытуемых показали кинофильм о ритуальном обычае австралийских аборигенов — инициации, посвящении мальчиков в мужчины. С этой целью создали три разных версии музыкального сопровождения. Первая — с тревожной музыкой — подсказывала такую трактовку: нанесение ритуальных ран — опасное и вредное действие, в раны возможно попадание инфекции, мальчики могут погибнуть. Вторая — с мажорной музыкой — настраивала на восприятие происходящего как долгожданного и радостного события: подростки с нетерпением ждут посвящения в мужчины, для них и их близких это день радости и ликования. Третье сопровождение было нейтрально — повествовательным, как если 104 |
бы ученый-антрополог беспристрастно рассказывал о незнакомых зрителю обычаях австралийских племен. И наконец, еще один вариант — контрольная группа смотрела фильм без музыки. Во время демонстрации фильма регистрировалось эмоциональное состояние, отражающее уровень переживания всех зрителей. В минуты тяжелых сцен, изображавших ритуальную операцию, у испытуемых всех групп были зарегистрированы признаки стресса: изменение пульса, электропроводимости кожи, гормональные сдвиги. Однако зрители были существенно спокойнее, когда воспринимали немой вариант, а тяжелее всего им было при первой (тревожной) версии музыкального сопровождения. Эксперименты показали, что один и тот же кинофильм может вызвать, а может и не вызывать стрессовую реакцию: все зависит от того, как зритель настроен и как оценивает происходящую на экране ситуацию. В данном эксперименте оценка навязывалась стилем музыкального сопровождения. В этом случае эмоциональный тон формировался как обобщенная оценка ситуации. Если подумать, то каждый может припомнить случаи, когда, повернувшись спиной к экрану, по музыкальному сопровождению телефильма мог угадать — убьют героя или нет, решится ли он поцеловать героиню или нет. В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Зачем девочку вызвали из класса? В чрезвычайной ситуации на человека сильнее влияют СЛУХИ. Их влияние определяется тремя обстоятельствами: ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬЮ ситуации, уровнем ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ личности в информации слухов и мерой НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ дальнейшего развития ситуации. Сталкиваясь с большой долей НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, человек имеет тенденцию трактовать ее в соответствии со 105 |
своими базовыми установками. В качестве примера приведен эксперимент Шахтера и Бурдика. Экспериментально создали слух и изучали степень его распространения в маленькой частной школе. Часть эксперимента состояла в том, что директор школы лично (беспрецедентное событие!), вызывал одну из учениц из класса без объяснения, сообщив только, что на занятия в этот день она не вернется. В этом случае все ученики фактическую сторону события получили без искажения. Тут же возникли слухи относительно причин, по которым девочку вызвали к директору. Данные показали, что дети, хорошо относившиеся к этой девочке, были склонны создавать слухи позитивного свойства (ее ожидала какая-либо награда и т. п.), а дети, которым эта девочка не нравилась, распускали неприятные слухи (ее поймали на воровстве и т. п.). СИЛА ЭМОЦИИ ЗАВИСИТ Пульс футбольного тренера При прочих равных условиях осознание своей ответственности за происходящее усиливает переживания. Это усиление находит свое отражение в физиологическом сопровождении психического состояния. Давно известно, что уровень переживаний отражается в частоте пульса. Поэтому при помощи телеметрического контроля измеряли пульс у 30 тренеров футбольных команд (24-50 лет) — за пять минут до соревнования и во время игры их команд. Оказалось, что за пять минут до начала матча сердцебиение у тренеров повышалось в среднем на 42 удара в минуту, а во время игры — на 63 удара. При этом частота пульса тренера всегда превышала частоту пульса любого игрока на поле, что показывает слабую его зависимость от двигательной активности. Эти данные концентрируют внимание на связи стрессовой реакции с повышенным чувством ответственности. |
ЭМОЦИИ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ, Психологический климат в экипаже самолета Эмоции имеют не только физиологические и психические корреляты, но и социальную компоненту. Так, общаясь с возбужденными людьми, человек невольно «заражается» их страхом, унынием или весельем. Когда характер возбуждения в коллективе мало колеблется, то говорят, что в нем стабильный эмоциональный климат. Для иллюстрации пагубного заражения приведем пример из книги космонавтов Алексея Леонова и Валентина Лебедева: «Экипаж транспортного самолета состоял из четырех человек: командира, летчика, штурмана и радиста. При выполнении трудных и особо ответственных операций часто наблюдалась несогласованность действий штурмана и командира корабля. Деятельность экипажа стала протекать при повышенном эмоциональном напряжении, а между командиром и штурманом возникали конфликты и личная неприязнь. Вследствие этого у штурмана развилась неврастения, и он был на некоторое время отстранен от летной работы, а у командира экипажа была выявлена язва двенадцатиперстной кишки. После излечения, попав в состав двух разных экипажей, оба успешно продолжали летную деятельность». ЕСЛИ ЭМОЦИИ НЕ УДАЕТСЯ Шофер посольства и холерный барак Эту историю я слышала от ее непосредственного участника. Наш разведчик работал шофером посольства в одной из восточных стран. Он имел характерную внешность и поэтому не выделялся на фоне местных жителей. Однажды он вез двух пассажиров, которые были уверены, что шофер не понимает английского языка, и поэтому вели очень важный разговор в кабине. Однако потом они решили не |
рисковать и, на всякий случай, убить шофера, который мог слышать секретную информацию. Они собирались осуществить задуманное в ближайшем населенном пункте. Когда водитель понял, что ему грозит, то почувствовал себя плохо. Его сердце начало частить, он ощутил жар и весь покрылся липким потом. Опасаясь, что сидевшие сзади пассажиры сразу это заметят, он остановил машину и полез под нее, чтобы собраться с мыслями. Пока он там возился, ему удалось придумать некий, не вполне надежный, но выход. Забравшись обратно в кабину, шофер обратился к спутникам с просьбой. Напомнив им, что в городе зарегистрированы случаи холеры, он сказал, что, кажется, заразился, так как чувствует себя плохо, весь вспотел и, наверное, у него поднялась температура (так оправдал свой внешний вид). Поэтому не разрешат ли они ему подъехать прямо к инфекционному бараку, а оттуда их повезет другой шофер, которого он вызовет. Учитывая малую вероятность для него выжить, они согласились. Таким путем ему удалось спастись. В АВАРИИ ПОСТУПКАМИ УПРАВЛЯЮТ Чернобыльские операторы На поведение специально не тренированного человека в неожиданной и экстремальной ситуации влияет целый комплекс индивидуальных и социальных факторов, что и затрудняет прогноз его поведения. Даже тренировки на тренажерах не решают вопрос прогноза поведения радикально, если человек знает, что это тренировка, а не реальная опасность. Велика вероятность, что в обстановке повышенной РЕАЛЬНОЙ опасности человек поведет себя совсем иначе, чем на тренировках. В этом случае лица, проявлявшие себя на тренировках как быстрые и точные, могут, например, приступить к ликвидации аварии последними или вообще сбежать. Такая перемена поведения связана с тем, что в решающий момент важнее не скорость 108 |
действий, а МОРАЛЬНЫЕ и этические ЦЕННОСТИ личности — кто будет думать о себе, а кто о других. Различие глубинных ценностей отчетливо выявилось в поведении операторов Чернобыльской атомной станции. ХАРАКТЕР ЭКСТРЕННОЙ МОБИЛИЗАЦИИ Главный врач в фильме «На всю оставшуюся жизнь» В качестве примера метаморфозы характера под влиянием мобилизующих обстоятельств можно напомнить фрагменты из фильма «На всю оставшуюся жизнь». Там ярко показано, как рискованно делать выводы о ПОВЕДЕНИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ обстоятельствах по общему рисунку поведения интеллигента в нормальных условиях. Тихий и мягкий в довоенной жизни доктор, в военной обстановке став главным врачом санитарного поезда проявил себя выдержанным, решительным и мужественным человеком. Это и неудивительно, поскольку в таких обстоятельствах принципиальное значение играет не внешняя мужественность, а главные жизненные ценности личности. МОЩНЫЕ ЭМОЦИИ СНИЖАЮТ Феномен капитанства Нельзя забывать, что инициативу и творческий подход легче проявлять в нормальных условиях, а не в обстановке сильного эмоционального прессинга. В ситуации опасности на первый план выдвигаются автоматизмы. Покажем это на примере. Обнаружен так называемый ФЕНОМЕН КАПИТАНСТВА. Его роль проявилась в эксперименте, проведенном американской авиационной компанией среди своего персонала. Была организована имитация полетов 109 |
в неблагоприятных погодных условиях и обстановке плохой видимости. В тайне от остальной команды капитанов просили имитировать неспособность справиться с ситуацией в критический момент имитационного полета, совершая ошибки, которые обязательно привели бы к катастрофе. Исследование показало, что в 25% случаев полеты закончились бы крушением из-за того, что ни один член команды не оспорил правильность явно ошибочных действий капитана. Тем самым в эксперименте воспроизвели условия, при которых эмоциональное возбуждение и умственное напряжение способствовали снижению личной ответственности путем СТЕРЕОТИПНОГО реагирования — ПОДЧИНЕНИЯ. МАСКИРУЮЩИЙ ЭФФЕКТ МОЩНЫХ Возлух свободы сыграл с Плейшнером скверную шутку Сверхсильные эмоции действуют еще довольно продолжительное время после окончания вызвавшей их ситуации и в этот промежуток времени заслоняют (маскируют) актуальные сигналы, нарушая правильное поведение. Эффект такой маскировки удобно показать на примере пары эпизодов из фильма «Семнадцать мгновений весны». Во-первых, это эпизод, где Штирлиц выходит на набережную после того, как счастливо избежал провала, пытаясь обратиться с письмом к Гиммлеру. Только СПУСТЯ ДВА ЧАСА он осознает и переживает опасность, которой подверг себя. Следовательно, если сразу человек ничего не почувствовал, то это не значит, что волна страха не накроет его позднее. Поэтому надо принять соответствующие меры, учитывая, что в состоянии стресса наступает своеобразная нечувствительность и резко падает бдительность. Во-вторых, задержка включения сильной эмоции хорошо видна и в том эпизоде фильма, когда Плейшнер 110 |
второй раз идет по Цветочной улице и ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ ВСПОМИНАЕТ, что не выполнил самых главных указаний Штирлица. Как сказано в фильме, «пьяный воздух свободы сыграл с ним скверную шутку и перечеркнул его жизнь». Действительно, воздействие сильной эмоции способно не только ЗАМАСКИРОВАТЬ, но и временно ЗАГЛУШИТЬ все иные чувства, в данном случае — чувство опасности и чувство долга. ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРУЕТ Хороший характер — залог долголетия Формы и мощь эмоциональной реакции на стрессоры аккумулируются в характере, который может быть скорректирован правильным воспитанием. Как известно, одни люди доброжелательны, другие нетерпимы и взрывчаты. Достигнутый воспитанием «хороший характер» способствует здоровью и долголетию. Наблюдения показали, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте (в начале которого им было по 25 лет), через 25 лет умерло только 2%, а из раздражительных и злых — 14%. Аналогично среди юристов, вначале столь же молодых: 4% и 20% соответственно. Такой результат обусловлен следующим: у тех, кто часто сердится и раздражается, вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина, поэтому они рискуют не только потерять расположение друзей, но и быстрее расстаться с жизнью. СДЕРЖАННОСТЬ ЭМОЦИЙ Наставление Авраама Линкольна Американский президент Авраам Линкольн однажды отчитал молодого офицера за то, что тот вступил в жаркий спор со своим сослуживцем. «Ни один человек, который |
решил действительно преуспеть в жизни, — внушал Линкольн, — не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание. Уступайте в крупных вопросах, если чувствуете, что и вы, и ваш собеседник по-своему правы, и уступайте в более мелких вещах, даже наверняка зная, что правы только вы. Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она укусила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса». ПОЛЕЗНО СНИЗИТЬ РАНГ Любовь Маленького Приниа Маленький Принц из одноименной сказки Антуана де Сент-Экзюпери оставил свою планету и отправился искать счастья только потому, что его прекрасная роза была вся усеяна шипами. После долгих странствий он возвращается на свою планету потому, что понимает: пускай его роза - не единственная в мире (а она-то как раз неоднократно твердила ему об этом), пускай она тщеславна и у нее шипы, да и вообще она — отнюдь не верх совершенства, он все равно продолжает ее любить вопреки всем ее недостаткам... а может быть, благодаря им. Маленький Принц стал очень мудрым. Теперь он способен наслаждаться тем, что у него есть, теперь он не беспокоится о недостатках тех, кто ему отдал любовь. Карибский кризис При неблагоприятном стечении обстоятельств полезно ПЕРЕЛОЖИТЬ значимую часть неудач на сложившуюся ситуацию, внешние обстоятельства или недостаточную информированность. Например, во время Карибского кризиса 1962 г., почувствовав, что кубинцы намерены защищать решение своего правительства о тайной установке ракет на Кубе, бывший министр обороны США Роберт Макнамара 112 |