Издательство «Речь» предлагает 5 страница

ЧТЕНИЕ ДЕТЕКТИВОВ РАЗВИВАЕТ
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ


Шерлок Холмс играет на скрипке

Как отмечено в книге Альберта Эйнштейна и Лео­польда Инфельда «Эволюция физики», со времени вели­колепных рассказов Артура Конан-Дойля почти в каждой детективной новелле наступает такой момент, когда иссле­дователь собрал все факты, необходимые ему, по крайней мере, для уяснения некоторой фазы своей проблемы. Ча­сто эти факты кажутся совершенно странными, непосле­довательными и в целом несвязанными. Однако великий детектив заключает, что в данный момент он не нуждается ни в каких дальнейших розысках и что только мышление приведет его к установлению связи между собранными фактами. Он играет на скрипке или сидит в кресле, на­слаждается трубкой, как вдруг — О, Юпитер! — эта самая связь найдена. Он не только имеет в руках объяснение всех обстоятельств дела, но и представляет, какие еще события должны случиться. И так как теперь он совершенно точно знает, где их искать, он может, если ему хочется, идти ис­кать дальнейшие подтверждения своей теории.

СТРАТЕГИЯ УКЛОНЕНИЯ
ОТ НАВЯЗАННОГО РЕШЕНИЯ

Побеждать, не прикладывая рук

Расскажу одну восточную притчу.

Однажды, когда Бокудэн плыл с попутчиками на боль­шой лодке по озеру Бива, молодой задиристый самурай вызвал его на поединок. «Какая же у вас школа?» — занос­чиво спросил юный фанфарон. «Школа побеждающих не прикладывая рук», — спокойно ответил Бокудэн. Решено было драться на маленьком островке посреди озера, что­бы не причинить вреда другим пассажирам. Когда лодка подошла к островку, любитель дуэлей первым прыгнул на




 

берег. Тогда Бокудэн взял весло и оттолкнулся от камня. Лодка поплыла прочь от островка, где остался незадачли­вый драчун. «Такова школа побеждающих не прикладывая рук», — резюмировал Бокудэн, не желавший напрасно про­ливать кровь молокососа.

Уклонение от написания статьи

Известный физиолог Ганс Селье описал вариант УКЛО­НЕНИЯ: «Я устал от авторов, которые постоянно жалуются на то, что накопили массу материала, но не могут выкроить время, чтобы написать статью. Такое оттягивание мотиви­руется только интересами дела, а не собственной выгодой. Действительно же ими владеет предчувствие, что как толь­ко они начнут писать, отсутствие ясности и системы в экс­периментах и записях станет мучительно очевидным».



 

МЫШЛЕНИЕ

ПРИ ДОМИНИРОВАНИИ ПРАВОГО ИЛИ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ





 

МЫШЛЕНИЕ

ПРИ ЯВНОМ ДОМИНИРОВАНИИ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ

Ученый-эмпирик (праводоминантный), как МУРА­ВЕЙ, ПОЛЗЕТ по фактам, регистрируя их, он игнорирует любые гипотезы, не стремясь обобщить факты в теорию. Ученый-теоретик (леводоминантный), избравший ПУТЬ ПАУКА, ткет, как паук, теорию из книжной премудрости, игнорируя опытное изучении действительности. Он раз­вивает теорию умозрительно. ПУТЬ МУРАВЬЯ отличается тем, что невозможно получение теории в условиях только регистрации фактов. ПУТЬ ПАУКА имеет тот недоста­ток, что предполагает создание новой теории только из других, уже известных теорий. Экспериментатор, идущий ПУТЕМ ПЧЕЛЫ (центрированный), как пчела, собирает нектар фактов и преобразовывает их в мед индуктивных выводов, то есть сочетает производство фактов с созданием теории. ПУТЬ ПЧЕЛЫ оптимален, поскольку сводится к индуктивному обобщению чувственно и словесно зафик­сированных фактов

МЫШЛЕНИЕ ПОВЫШЕННО КОНКРЕТНО

Почему девочка отставала по арифметике?

Наиболее заметна конкретность мышления у право­доминантных подростков, поскольку у леводоминантных в этот период, наоборот, возникает тяга к обобщениям и проявляется так называемая философская интоксика­ция. Известен яркий пример, приведенный психологом Максом Вертхаймером.

Родители девятилетней девочки испытывали тревогу по поводу того, что она отставала в учебе. Дела обстояли настолько плохо, что учитель девочки посоветовал родите­лям обратиться к психиатру. Родители согласились и пси­хиатр провел тестирование, предложив девочке обычные 80



 

тестовые задания, в том числе и арифметические. Низкие результаты тестирования вполне согласовывались с ее пло­хой успеваемостью. Психиатр констатировал столь низкий уровень ее развития, что посоветовал родителям забрать дочку из обычной школы и поместить в школу для умствен­но отсталых детей. Родители не спешили последовать этому совету, так как чувствовали, что заключение специалиста несправедливо — в реальных жизненных ситуациях девоч­ка проявляла отличный здравый смысл.

Тогда они обратились к Вертхаймеру, который решил поговорить с девочкой. Он рассказал ей о конкретной ситуации, которая якобы происходила с семьей соседей. Там мать собиралась купать ребенка, но не имела нужной емкости. Девочка очень заинтересовалась рассказом и, ко­гда в драматический момент был поставлен вопрос: «Что делать?», она реагировала живо и разумно. И это несмотря на то, что ответ на вопрос требовал выполнения не только тех операций, которые с помощью тестов проверял психи­атр, но и других, более трудных. Оказалось, что девочка не могла решать абстрактные арифметические задачи, смысла которых она не понимала, но когда столкнулась с реальной проблемой, не испытала трудностей и продемонстрировала присущий ей здравый смысл.

МЫШЛЕНИЕ
ПОВЫШЕННО ЭМОЦИОНАЛЬНО

Появление стигм

Лица праводоминантные имеют повышенную эмо­циональную ЛАБИЛЬНОСТЬ (чаще окрашенную в от­рицательные тона). Такая чувствительность способствует развитию у них ВООБРАЖЕНИЯ, которое иногда бывает даже чрезмерным. В качестве примера можно обратиться к воспоминанию Марии Андреевой. Она отмечала, что, ко­гда Максим Горький описывал сцену убийства женщины в повести «Городок Окуров», то он до такой степени ярко 81



 

представлял себе ее боль, ощущения, рану, что упал в обмо­рок, и у него образовалась на месте предполагаемой раны СТИГМА, которая продержалась несколько дней.

ЯРКОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
ВЕДЕТ К ВЯЗКОСТИ РЕЧИ

Язык художника

Правое полушарие в мышлении вместо слов чаще опе­рирует образами, понимание которых неоднозначно. Из­вестно, что скульптуры или картины могут содержать в себе более глубокий смысл и передавать больше оттенков смысла, чем словесный текст. Однако праводоминантные в своей речи передают эти оттенки в смутной и расплывча­той форме. Поскольку они используют преимущественно образы, владение речью у них несколько ограничено, что особенно ярко проявляется в состоянии повышенной на­пряженности. При возбуждении они с трудом подбирают слова, вспоминают названия предметов, хотя их назначение объяснить могут. У них, использующих ЯЗЫК ОБРАЗОВ и ИНУЮ ЛОГИКУ, могут возникать существенные трудно­сти, когда необходимо расшифровать и объяснить в осозна­ваемых СЛОВЕСНЫХ понятиях результаты, полученные в ином — образном — языке людям леводоминантным, использующим иной язык и мыслящим в другой логике. При этом у леводоминантных от такого общения остается ложное ОЩУЩЕНИЕ «НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ».

Яркий пример такой особенности — образ старого художника, приведенный в книге Джона Фаулза «Башня из черного дерева». Его несчастье состояло в том, что он был неспособен адекватно выражать свои мысли словами. «О чем бы он ни рассуждал, он либо произносил пошлости, либо неимоверно искажал смысл того, о чем говорилось. Общаясь с ним, нужно было постоянно напоминать себе, с какой точностью он мог выражать свои мысли красками: разрыв между этими двумя способами был словно пропасть. 82



 

Его живопись доказывала, что художник — человек слож­ный и тонко чувствующий, но почти все в нем, если судить по его речам, опровергало это впечатление».

ИДЕИ ПРАВОДОМИНАНТНЫХ
МЕНЕЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫ

Хитрый дилетант не поехал бы в приют!

Логическое мышление позволяет достигать однознач­ности взаимопонимания. Однако оборотная сторона стан­дартной логики — предсказуемость, которая может высту­пать и как слабость. Непредсказуемость идей праводоми­нантных ДЕЛАЕТ ИХ МЕНЕЕ УЯЗВИМЫМИ. В качестве примера напомним эпизод из фильма «Семнадцать мгно­вений весны» (конец 10-й серии), который демонстрирует роль предсказуемости логики специалиста. Мюллер с двумя своими давними помощниками едет в приют с целью захва­та Кэт и сбежавшего с нею солдата. Когда они опрашивают сестер в приюте, то ничего не могут понять и, приходя в ярость, Мюллер восклицает: «Невозможно понять логику непрофессионала». Ему возражают: «Но может быть, это хитрый дилетант?» Тот отвечает: «Хитрый дилетант в при­ют бы не поехал!»

У ПРАВОДОМИНАТНЫХ ПОВЫШЕНЫ
СПОСОБНОСТИ К ПРЕДСКАЗАНИЮ

Музыкант и разговор на незнакомом языке

Не только мала возможность предсказать способ рас­суждения праводоминантных. Кроме того, поскольку их восприятие полимодально, то они обладают большей спо­собностью к ПРЕДСКАЗАНИЮ и даже могут эту способ­ность совершенствовать. Они улучшают свое предсказание и за счет повышения масштаба целостности образного вос­приятия, и за счет синтеза зрительного и слухового вос­приятия. Как известно, слуховые образы обобщаются при 83



 

музыкальном развитии. При этом возникает способность к пролонгации музыкальной темы, которая затем может проявляться далеко за пределами сферы музыки. Проил­люстрируем эту мысль рассказом Карела Чапека «История дирижера Калины».

Музыкант заблудился в чужой стране, в незнакомом городе. Он становится невольным свидетелем разговора двух людей. Не зная языка, он тем не менее понимает суть разговора. Речь мужчины ассоциируется у него с партией контрабаса, а женщины — с кларнетом. Слушая этот ночной разговор, он был совершенно убежден, что контрабас скло­нял кларнет к чему-то преступному. Он знал, что кларнет вернется домой и буквально сделает все, что велел бас, знал, что готовится преступление, и даже знал, какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, что отражалось в их тембре, ритме, паузах, цезурах.

ПРАВОДОМИНАНТНЫЕ НЕ ПЕРЕНОСЯТ
РАЗВЕРНУТОЙ АРГУМЕНТАЦИИ

Убейте меня, мне этого не вынести!

Лицами праводоминантными подробная, развернутая аргументация воспринимается как длинная речь на не­знакомом языке. В качестве примера подобной реакции используем анекдот. Террористы захватили трех залож­ников: вирусолога, биохимика и молекулярного биолога. Затем они решили двух из них расстрелять. Для выбора каждому предоставили возможность рассказать, что хо­рошего дала человечеству его наука. Вирусолог поведал об открытии вируса иммунодефицита (ВИЧ) и был тотчас застрелен. Потом настала очередь биолога. Но не успел он начать рассказ, как химик воскликнул: «Убейте меня, убей­те меня! Мне этого все равно не вынести! Я не желаю еще раз подробно выслушивать занудные аргументы в пользу того, что именно молекулярная биология открывает людям путь в будущее!»



 

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ
ПРАВОДОМИНАНТНОГО РЕШЕНИЯ


Учет целостных «полевых» факторов

Психолог Д. Боно приводит следующую историю. Купец, который был в долгу у ростовщика, согласился расплатиться с долгами путем жребия. В кошелек кладут два камня (один белый, другой черный), и дочь купца, не глядя, достает один из них. Если камень окажется белым, долг прощают, если черным — дочь купца достается ростовщику. При этом ро­стовщик «заранее определил» исход жеребьевки, положив в кошелек два черных камня. Дочь купца догадалась об этом, достает камень и роняет его на дорогу, где много других и черных и белых камней. Затем она говорит, что камень, который она достала, отличался по цвету от того, который остался в кошельке. Не желая признаться в своей уловке, купец вынужден согласиться и простить долг. Дочь купца ре­шила задачу путем применения правостороннего мышления.

НАВЫК МЕНЯТЬ РАКУРС
РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Совет учительницы: посмотри на задачу правильно!

В школьные годы я не любила математику и не интере­совалась задачами. Однажды на контрольной по геометрии учительница подошла ко мне и довольно презрительно сказала: «Ты просто не способна ПРАВИЛЬНО ПОСМО­ТРЕТЬ НА ЗАДАЧУ». Это меня задело, и я стала думать, как на нее посмотреть правильно. В задаче требовалось вычислить площадь сложной изломанной фигуры. Я смо­трела и так и эдак, и прямо, и перевернув фигуру, и наконец меня осенило! Я выпрямила ломаные линии и получила треугольник, площадь которого умела вычислять. С тех пор я стараюсь найти правильный ракурс, чтобы на каждую проблему посмотреть правильно!




 

Лягушка под шляпой больного

К доктору пришел пациент. На нем была высокая шля­па. Он сел и снял шляпу. Врач увидел лягушку, сидящую на лысом черепе. Он приблизился к пациенту и заметил, что лягушка как будто приросла к коже.

- И давно это у вас? - удивился он.

- Знаете, доктор, сначала это была просто небольшая бородавка на ноге, — ответила ему лягушка.

Порой люди ошибаются в анализе события, потому что ограничиваются единственной точкой зрения, которая ка­жется им очевидной.

Растворение и слияние со средой

Одной из особенностей правостороннего мышления выступает умение слиться с окружающей средой и как бы раствориться в ней. В этом случае проявляется иная логика восприятия мира, исчезают ограничения, навязанные со­циальной средой - оценочные и категорические суждения. Мир предстает в ином свете. В качестве иллюстрации при­ведем древнекитайскую историю.

Ле-Цзы начал учиться. Прошло три года, и он изгнал из сердца думы о разнице между истинном и ложном, а устам запретил говорить о полезном и вредном. Лишь тогда удо­стоился он взгляда Старого Шана. Прошло пять лет, и в его сердце родились новые думы об истинном и ложном, уста по-новому заговорили о полезном и вредном. Лишь тогда он удостоился улыбки Старого Шана. Прошло семь лет, и, давая волю своему сердцу, он уже не думал ни об истин­ном, ни о ложном, давая волю своим устам, не говорил ни о полезном, ни о вредном. Лишь тогда учитель позвал его и усадил рядом на циновке. Прошло девять лет, и он уже не ведал, что для него истинно, а что ложно, что полезно, а что вредно; не ведал, что для других истинно, а что ложно, что полезно, а что вредно, перестал отличать внутреннее от внешнего. И тогда ВСЕ ЧУВСТВА КАК БЫ СЛИЛИСЬ В ОДНО: зрение уподобилось слуху, слух - обонянию, 86



 

обоняние — вкусу. Мысль сгустилась, а тело освободилось, кости и мускулы сплавились воедино. Он перестал ощущать, на что опирается тело, на что ступает нога, о чем думает сердце, что таится в речах. Только и всего. Тогда-то в за­конах природы для него не осталось ничего скрытого.

Наставление Конфуция

Конфуций возвращался из Вэт в Лу, остановил повозку у моста и загляделся на реку: водопад ниспадал с высоты тридцать жэней, водоворот бурлил на девяносто, ни рыбе не проплыть, ни черепахе, ни кайману. А некий человек собрался перейти его вброд. Конфуций послал к нему уче­ников, чтоб удержать его и сказать: «Водопад ниспадает с высоты тридцать жэней, водоворот бурлит на девяносто, ни рыбе не проплыть, ни черепахе, ни кайману. Тому, кто вздумает через него перебраться, придется нелегко!» Но человек их не послушался: он перебрался через поток и вы­брался на другой берег.

— До чего же вы ловки! — воскликнул Конфуций. — У вас, видно, есть свой секрет? Как это вам удалось войти в такой водоворот и выбраться оттуда невредимым?

И человек ответил так:

— Как только вступаю в поток — весь ОТДАЮСЬ ЕМУ, и ВВЕРЯЮСЬ. Так, отдавшись и вверившись, располагаю свое тело в волнах и течениях, не смея своевольничать. Вот почему могу войти в поток и снова выйти.

— Запомните это, ученики! — сказал Конфуций — Во­истину, даже с водой, отдавшись ей и вверившись, можно сродниться — а уж тем более с людьми!

ВСЕСТОРОННИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ

С какой стороны посмотреть?

Эта методика предполагает рассмотрение события с разных сторон, поиск нескольких решений и проведение их сравнительного анализа. Приведем пару примеров.




 

Ситуация с позиции начальника. Его сотрудница — бух­галтер — не сдала к сроку важный отчет. Она позвони­ла ему на работу и передала, что из-за болезни долго не появится на службе, однако дома у нее никто к телефону не подходил. Теперь начальник вынужден вылететь в ко­мандировку в Москву без необходимых материалов и очень переживает по этому поводу. И тут внезапно в аэропорту сталкивается с якобы больной сотрудницей, которая имеет цветущий вид и стоит с вещами у стойки регистрации «для отбывающих».

Ситуация с позиции сотрудницы. Для нее дела склады­вались неудачно. В период отчета внезапно заболела се­стра, а ухаживать за ней было некому. Поэтому она взяла бюллетень по уходу и теперь живет у нее. (В связи с этим ее телефон не отвечает.) Ее знакомый едет в краткую ко­мандировку в Москву, и она хочет с ним передать родным рецепт на редкое лекарство, срочно необходимое сестре. Однако она несколько опоздала в аэропорт и теперь сто­ит у стойки регистрации, думая как быть. В это время ее и окликает начальник.

Как будет протекать беседа?

НОВОЕ СОБЫТИЕ МЕНЯЕТ
ЦЕЛОСТНУЮ ОЦЕНКУ СОБЫТИЙ

Как старый крестьянин оценивал перемены?

Вспомним одно старое китайское предание.

Старый крестьянин с помощью лошади возделывал свое поле. Однажды она сбежала от него. Соседи стали сочувствовать его невезению. Крестьянин пожал плечами и сказал: «Невезение? Удача? Кто знает?»

Через неделю лошадь вернулась домой вместе со стадом диких кобыл. Соседи поздравили крестьянина с удачей. Крестьянин пожал плечами и сказал: «Невезение? Удача? Кто знает?»

Сын крестьянина попытался укротить одну из диких кобыл, упал и сломал себе ногу. Соседи сошлись на том, 88



 

что это неудача. Крестьянин вновь пожал плечами и сказал: «Невезение? Удача? Кто знает?»

Спустя неделю, в деревню пришли войска и забрали всех молодых людей, которых смогли найти. Сыну кре­стьянина со сломанной ногой разрешили остаться дома. Невезенье? Удача? Кто знает? Ведь никто не знает всего.

МЫШЛЕНИЕ

ПРИ ЯВНОМ ДОМИНИРОВАНИИ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ

ОСОЗНАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ
ДОСТИЖЕНИЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ

Поход Александра Македонского за живой водой

Осознав свои потребности, человек формирует ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО и, имея его перед собой как ЦЕЛЬ, ориентирует свои действия. Решение любой задачи эффективно только тогда, когда оно начато с уяснения цели и сопровождается пониманием, как использовать ожидае­мый результат. Иллюстрируем эту мысль притчей.

Передают, что целью Великого Восточного похода Алек­сандра Македонского был поиск воды Вечной Жизни. Когда великий завоеватель проник в пещеру, где был источник жизни, и лишь нагнулся, чтобы сделать глоток живительной влаги, он услышал странный звук, доносящийся со свода пещеры. Он посмотрел вверх и увидел сидящего в темноте ворона. Ворон сказал: «Стой, ради Бога, стой!» Царь спро­сил: «Почему? Я многое претерпел ради того, чтобы сегодня оказаться здесь». Ворон ответил: «Великий царь, взгляни на меня! Я тоже искал и нашел воду Жизни. Как только я увидел ее, я бросился к источнику и напился вволю. Теперь, тысячу лет спустя, наполовину ослепший, с разбитым клю­вом, выпавшими когтями, без перьев я прошу того, что для




 

меня невозможного. Я хочу и не могу умереть». Осознав, что ЦЕЛЬ должна быть сформулирована в соответствии с отчетливым пониманием того, как ее использовать, Алек­сандр Великий встал и поспешил прочь.

СМОЖЕШЬ ДИ ТЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
РЕЗУЛЬТАТ СВОИХ УСИЛИЙ?

Не строй лодку как Робинзон!

Чтобы покинуть свой необитаемый остров, Робинзон Кру­зо решил построить лодку. Месяц он рубил огромное дерево. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы выдолбить из этого дерева лодку. Все это время Робинзон отгонял от себя мысль о том, как же спустить эту лодку на воду. Он не давал этой мыс­ли ходу, устраняя глупейшим ответом: «Прежде надо сделать лодку, а там, наверное, найдется способ спустить ее». Когда же лодка была готова — а получилась она такая большая и на­дежная, что на ней смело можно было пускаться в плавание через океан, — отгонять эту мысль было уже некуда. Попытки сдвинуть лодку с места оказались безуспешными. Робинзон попытался сделать «наоборот» — подвести воду к лодке, но прикинул объем работы и отказался от этой попытки. Он был огорчен до глубины души и только тогда отдал себе отчет в том, что глупо приниматься за работу, не предусмотрев, во что она обойдется и хватит ли сил довести ее до конца.

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ —
ДВИЖЕНИЕ ОТ ЦЕЛИ

Пойду посмотрю, кто бросает детей в Темзу

Два джентльмена неторопливо прогуливаются вдоль Темзы и слышат крик: «Спасите!» Оказывается, тонет ре­бенок. Один из джентльменов, не раздумывая, бросился в реку, спас ребенка, передал его другому и собирался вылезти на берег. В этот момент они снова услышали детский крик о помощи. Первый снова бросился на крик и спас второго. 90



 

И снова: «Спасите!» Тут второй джентльмен неожиданно надевает шляпу, поворачивается спиной к реке и уходит. «Куда же вы? Ведь надо спасать детей!» — кричит первый. «Вы пока здесь сами спасайте, — невозмутимо отвечает вто­рой, — а я пойду, посмотрю, кто их бросает в реку...».

Что посоветовал Алисе Чеширский Кот?

Когда человеку плохо, он нередко хочет БЫСТРЕЕ про­сто «уйти отсюда» (выйти из поля травмы). Это весьма не­определенная задача, поэтому и приходится «долго идти», чтобы попасть «куда-нибудь». Для быстрого продвижения надо иметь ЦЕЛЬ, и желательно свою, ибо цель, навязанная извне, должным образом не стимулирует. Покажем это на примере эпизода из «Алисы в Стране чудес», где Алиса спрашивает у Чеширского кота:

— Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть?

— Мне все равно...

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

— Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только долго идти, никуда не сворачивая!

ОЦЕНИ: ТОТ ДИ РЕЗУЛЬТАТ
ТЫ ХОТЕЛ ПОЛУЧИТЬ?

Прежде чем согнать сытых, подумай: не налетят ли голодные?

Важно понимать необходимость ОТДЕЛЕНИЯ логическо­го анализа поступков, необходимых для достижения ЦЕЛИ, ОТ их предполагаемых ПОСЛЕДСТВИЙ. Покажем это на ки­тайской притче. Богатый мандарин решил покарать своего ра­ботника. Он привел его на болото, привязал к дереву и оставил на съедение комарам. Идет прохожий, слышит стоны и видит, что тьма комаров сосет кровь из бедного человека. Из чувства жалости он согнал комаров и пошел дальше. «Зачем ты сделал




 

это, путник? — спросил наказанный. — Ведь ты согнал сытых, теперь на их место прилетят голодные!»

ИНДУКЦИЯ ИМЕЕТ ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Как логик, математик, физик и инженер решают задачу

Индукция плодотворна, однако возможности индукции, заложенные в извлеченном из нее правиле, ограничены. Вот как это показал Пойа на прекрасном примере, назван­ным им «Логик, математик, физик и инженер».

— Взгляни на этого математика, — сказал логик. — Он замечает, что первые 99 чисел меньше сотни и отсюда, с по­мощью того, что он называет индукцией, заключает, что все числа меньше сотни.

— Это так, но физик верит, — сказал математик, — что 60 делится на все числа. Он замечает, что 60 делится на 1, 2,3,4, 5 и 6. Он проверяет несколько других чисел, напри­мер 10,15, 20 и 30, взятых, как он говорит, наугад. Так как 60 делится и на них также, то он считает эксперименталь­ные данные достаточными.

— Да, но взгляни на инженера, — возразил физик. — Ин­женер подозревает, что все нечетные числа — простые. Во всяком случае, 1 можно рассматривать как простое число. Затем идут 3, 5, 7 — все, несомненно, простые. Затем идет

9 — досадный случай, оно, по-видимому, не простое, в то время как И и 13 простые. Возвратимся к 9, — говорит он, - можно заключить, что 9 должно быть ошибка эксперимента.

(Из этого примера видно, что все специалисты ожи­дали, что наблюдаемая закономерность продолжается ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИХ НАБЛЮДЕНИЙ. Разница между ними состояла лишь в числе проведенных наблюдений (99,

10 и 6) до формулирования вывода.)

— Очевидно, — сказал логик, — что при расширитель­ном применении индукция может приводить к ошибкам, но тем не менее она служит одним из основных инструментов получения знаний.



 

Может ли лекарь вылечить мертвого?

Опасность РАСШИРИТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИН­ДУКЦИИ иллюстрируем классическим примером. Среди жителей древнекитайского царства Лу был лекарь, некто Гусуань Чо, который объявил во всеуслышание: «Я могу поставить на ноги мертвого!» Люди стали допытываться, в чем его секрет. Он отвечал им так: «Я ведь способен сво­им снадобьем излечивать тех, у кого отнялась половина тела, а ныне у меня имеется двойная порция этого снадо­бья, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, я в состоянии поставить на ноги мертвеца». Из этого примера видно, что лекарь исходил из расширенного представления «чем больше одного, тем больше другого» и неоправданно пренебрег качественным скачком изменения состояния.

ОДНОЗНАЧНОСТЬ ТЕРМИНОВ
ОГРАНИЧИВАЮТ МЫСЛЬ

Как измерить температуру долгоносика?

Термины ограничивают полет мысли, принудительно втискивая ее в принятые нормы. Покажем это на примере.

Однажды в Институте зерна академик Лисицын сказал изобретателю Качу, что намечено совещание по одной из важных проблем — борьбе с долгоносиком. Нужно иссле­довать условия существования жука, в частности, опреде­лить температуру его тела. В то время не было приборов, позволяющих решить такую задачу. «Нам выделили суще­ственные средства на эту тему, — сказал академик, — но неизвестно, позволит ли эта сумма сконструировать и из­готовить нужный прибор». Качу тут же сказал, что изме­рить температуру тела долгоносикам можно обыкновенным медицинским термометром и предложил поставить опыт на восьмиклассниках. 19 из них решали эту задачу полчаса, из них правильные ответы дали 5 человек. Другая группа получила то же задание, но с примечанием: «Если вы за­мените слово долгоносик несколькими простыми словами, 93



 

задача станет легче». В результате из 20 человек 17 за то же время предложили правильные ответы. В самом деле, заменив слово «долгоносик», например, словами «нечто очень маленькое» (песчинка, капелька), можно резко упро­стить задачу: разве трудно узнать температуру песка или воды, набрав в стакан песчинок или капелек достаточное количество и вставив туда термометр?

Термины чрезвычайно ограничивают мыслительный процесс, сокращая поле анализа при переборе различных гипотез. Как точно подметил Генрих Саулович Альтшулер, стоит сказать «автомобиль» — и человек невольно пред­ставляет себе нечто передвигающееся по земле размерами от одного до 20 метров. Но если заменить слово «автомо­биль» на выражение «транспортное средство», то КЛАСС ОБЪЕКТОВ сразу РЕЗКО РАСШИРЯЕТСЯ. Это может быть и монорельс, и аэростат, и лодка, то есть происходит рас­ширение круга рассматриваемых вариантов.

Что делать, если с борта самолета выпала королева?

Вот еще один характерный пример. На экзамене в лет­ном училище в Австралии курсантам предложили задачу: «На борту открытого двухместного самолета вы везете ко­ролеву Великобритании. На крутом вираже королева из самолета выпала. Ваши действия?» Курсанты предлагали любые ответы, испробовав все, кроме правильного — «Вы­ровнять самолет после потери части груза». Слово «ко­ролева» не только сузило, но и полностью блокировало профессиональные знания.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕРМИНА СИМВОЛ НЕСЕТ
В СЕБЕ МОЩНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАРЯД

Эмоииональная стойкость защитника знамени

Как отмечал Эмиль Дюркгейм, солдат, который поги­бает, защищая свое знамя, жертвует собой не во имя куска 94



 




double arrow
Сейчас читают про: