«Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи».
Глаза и уши — плохие свидетели для людей с грубой душой – душой небодрствующей, все забывающей и не способной к познанию.
Грубые психеи у тех людей, которые не способны к познанию, поэтому таким людям, их «глазам и ушам» не следует доверять. Но вот вопрос: «грубая психея» ‑ это навсегда? Или «грубую психею» возможно изменить, развить, совершенствовать?
108. [18] Стобей flor. I 174.
«Никто из тех, чьи учения я слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично».
О мудрости, которая от всего отлична – об этом не сказано ни в одном известном Гераклиту учении. Смысл познания не только в знании о мире, но и в знании себя, в самопознании и обретении через самопознания ценности его цели – мудрости, которая как идеал от всего отлична, которая как идеал обладает направляющим для самопознания действием.
109. [108] __ __ 175.
«Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично».
Скрытое невежество – это понимание своего невежества, а, следовательно, возможность его преодоления. Демонстрация своего невежества – это удовлетворенность невежеством, самодовольство.
|
|
110. [104a] __ __ 176.
«He лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают».
Известно, что Гераклит по своему происхождению был из царского рода, но немногих «наилучших» он выделяет не по знатному происхождению и не из-за богатства. Гераклит с презрением относится к людям, неумеренным в удовлетворении своих желаний. Исполнение всех желаний невозможно хотя бы потому, что возникают все новые и новые желания, а, во-вторых, исполнение желаний расслабляет, лишает человека стремления себя изменять, т.е. исполнение всех желаний противоречит Закону космоса, закону всеобщей изменчивости.
111. [104b] __ __ 177.