Природа любит скрываться. Прекраснейший космос [был бы] как бы куча copy, насыпанная как попало. И кикеон разлагается, если его оставить без движения

«Природа любит скрываться».

Природа любит прятаться… А, может быть, Гераклит придавал своим сочинениям малопонятную форму намеренно – и мысль, чтоб быть пόнятой, должна быть не очевидной, не явной, а тоже прятаться? Метафора – неявное выражение мысли, косвенное обозначение смысла высказываемого.

124. [к 46] Феофраст Metaphys. 15 р. 7 а 10 U sen.

«Прекраснейший космос [был бы] как бы куча copy, насыпанная как попало».

Если не увидеть скрытую, не обнаруживаемую явно гармонию, то тогда космос покажется кучей мусора, насыпанной как попало. Красота мерцает, она есть прежде всего внутренняя красота, красота существенного, главного, проявляющая себя на уровне бытия. Для Гераклита космос — не «куча сору», а ‑ «прекраснейший космос».

125. [84] Феофраст, de. vert. 9.

«И кикеон разлагается, если его оставить без движения».

Кикеон – болтанка, которая получается путем встряхивания. Если кикеон не встряхивать, то смесь расслаивается. Кикеон – образ вечного сцепления-рассеивания.

Смерть, по Гераклиту, есть начало нового рождения (смерть есть жизнь, а жизнь есть смерть), отсутствие движения есть распад, разложение, катастрофа, небытие.

125а. [О] Цец ad Aristoph. Plut. 88.

«Да не покинет вас богатство, эфесцы, чтобы вы срамились своей подлостью».

Странное на первый взгляд пожелание эфесцам, которые совершили подлость, ‑ Гераклит желает, чтобы их «не покинуло богатство». Вот парадокс: оказывается, для того, чтобы эфесцы наконец-то осознали свой «срам», чтобы «срамились своей подлостью», они должны оставаться богатыми. Процветание материальное не спасет от нравственных угрызений? Здесь противопоставлены материальный достаток и духовная (нравственная) нищета, но противопоставлены они в «странном» соединении: одно (богатство) есть условие рождения другого (пробуждения совести). Пока процветает город, сохраняется надежда на то, что эфесцы одумаются, устыдятся – когда-нибудь это непременно произойдет. Поэтому пусть процветает город, нравственное пробуждение возможно. И нет сильнее наказания, когда ничего уже не поправить, есть только срам, стыд, и материальное богатство вряд ли будет при этом радовать.

126. [39] __ schol. ad. exeg. II p. 126 Herrn.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: