Квотирование: нововведения и правила использования

Леонтьева Татьяна Юрьевна

Квотирование по Закону № 44‑ФЗ:
правила и исключения

Гиперссылки на НПА приведены по состоянию на апрель 2021 г. Используйте функцию «Перейти в действующую редакцию».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами будем говорить о квотировании. Основной момент, который мы будем обсуждать, это в каких случаях действует обязанность заказчиков по достижению минимальной обязательной доли закупок отечественных товаров.

Квотирование: нововведения и правила использования

Давайте вспомним нормативно-правовые документы, которые регламентируют данный вопрос. Это ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ). Это ч. 1 ст. 30.1 Закона N 44-ФЗ, которая говорит о том, что заказчик обязан осуществлять закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, которые утверждены Правительством Российской Федерации. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее – Постановление N 2014), и данное постановление уже вступило в силу, с 1 января 2021 года мы обязаны его применять.

Поговорим об этом Постановлении N 2014, что оно регламентирует? Во-первых, регламентирует минимальную обязательную долю закупок российских товаров, во-вторых, положения о требованиях к содержанию и формированию отчета об объеме закупок и, в-третьих, положение о порядке, критериях и последствиях проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

Приложение к данному Постановлению N 2014 содержит минимальную обязательную долю закупок российских товаров, которая определяется в процентном соотношении к объему закупок заказчика.

Говоря о порядке определения квоты, мы должны помнить о том, что для целей достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие не только из Российской Федерации, но и из государств-членов ЕАЭС (п. 2 Постановления N 2014). Вспоминаем, кто у нас является членами ЕАЭС. Это Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия и Армения.

То есть говоря о товарах российского происхождения, мы должны понимать, что это товары не только российского происхождения, но и товары, которые произведены в государствах-членах ЕАЭС.

Итак, давайте дальше поговорим о стране происхождения товара, наименовании страны происхождения товара, потому что данная формулировка будет нам нужна для выполнения квоты. С 1 января 2020 года участники закупки должны указывать наименование страны происхождения товара, в том числе поставляемого (п. 2 ч. 2 ст. 51, п. 3 ч. 4 ст. 54.4, п. 2 ч. 3 ст. 66, п. 8 ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Вот эта формулировка – поставляемого – была много раз обсуждаема в 2020 году. Было выпущено несколько разъяснений, одним из них является Письмо Минфина России от 17.02.2020 N 24-05-07/10764, в котором говорится, что в отношении товаров, поставка которых при осуществлении закупок на выполнение работ, оказание услуг не осуществляется, наименование страны происхождения, конкретные показатели, товарный знак в первой части заявки в данном случае не указываются.

Еще более подробные, на мой взгляд, разъяснения дала ФАС в своем Письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)», в котором говорится, что при проведении закупки работ, услуг заказчики не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, если товар не передается заказчику по товарной накладной и акту приема/передачи. То есть здесь все достаточно просто: нет передачи товара по документу – мы не требуем конкретных показателей. Либо товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Либо товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства, которые, опять-таки, используются при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно оказать услуги. Они не передаются по накладным.

При этом устанавливать в документации о закупке требования к качественным характеристикам используемых товаров можно на основании ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Важный момент, о котором мы должны помнить, в каком случае наименование страны происхождения товара мы требуем в составе первой части заявки. Потому что в зависимости от этого далее мы будем в отчете считать, исполнили мы квоту или не исполнили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: