double arrow

Прием «ведение от маски»

3

 

Повествование от вымышленного лица — давняя литературная традиция. Подтверждение этому — знаменитые новеллы Д. Бокаччо. Легко освоили этот прием и русские классики. Пушкин рассказывал от имени покойного Ивана Петровича Белкина, а Лермонтов — от штабс-капитана Максима Максимовича («Герой нашего времени»). Позже в произведениях Толстого («Холстомер»), Чехова («Каштанка»), Саши Черного («Дневник Микки Фокса») заговорили лошадь и собаки, а в конце XX века у Пелевина — комары, муравьи и мухи («Жизнь насекомых»).

Как только прием попал в малую эпическую форму — рассказ, он тут же породил и актерский аналог — исполнение литературного произведения от лица маски. Скажем, рассказы Михаила Зощенко читались от имени обывателя-активиста, простодушного чудака или доморощенного хитреца. Первые чтецы-декламаторы XX века создавали свой репертуар из произведений большой литературы, но уже следующее поколение стало специально прибегать к монологам, которые писались для эстрады.

В дальнейшем такого рода произведения стали основой репертуара лучших эстрадных артистов. В исполнении А. Райкина, А. Миронова, Г. Хазанова и многих других перед зрителями возникали бюрократы, кинорежиссеры, искусствоведы, политические деятели, попугаи и даже телефоны.

Использование «масочного» приема в клубной драматургии опирается на традицию эстрадного монолога. Монолог в театрализованном представлении возникает при наличии ведущего. Следовательно, речь идет о театрализованном концерте, тематическом вечере, конкурсно-игровой программе, где ведущий выступает от себя или от лица персонажа. В том и другом случае он выполняет одинаковые функции:

— информационную (объявление номера, объяснение условий конкурса и т.д.);

— комментаторскую (сопровождение хода игры, кинофильма, представление реальных героев и т.д.);

— коммуникативную (общение с реальными героями);

— распорядительскую (проведение церемониалов).

Например, в посвящениях в студенты следуют монологи ведущих от лица Боцмана, Капитана, а при праздновании Дня знаний — от лица Домовенка и Архивариуса. И тогда особой интонационной и жанровой убедительности требуют сцены общения этих героев с реальными людьми. Здесь особая мера сценической условности. Сценарист и режиссер создают моменты, где зрители понимают, что Боцман — это старшекурсник, Архивариус —собрат по сессии. В театральной драматургии этот прием принято называть «отстранением» исполнителя от персонажа. Создается драматургическая возможность играть не образ, а отношение к образу. Если в общении с реальными людьми нет элемента розыгрыша, своеобразного дурачества, возникает психологическая неловкость. Несмотря на эту опасность, прием используется повсеместно, а театрализованные представления вызывают неизменный интерес публики. Стоит понять, почему это происходит.

1. Вымышленный образ — это, как правило, элемент развернутой метафоры (сквозного хода). Он детализирует ее и реализует на протяжении всего театрализованного действа. Для Боцмана, который посвящает первокурсников в студенты, институт — корабль, экзамены — шторм, учеба — кругосветка. И это придает сценарию смысловую и художественную целостность.

2. Маска заимствована из давно знакомого источника (книга, кинофильм, пьеса). Она создает ассоциативный фон. Если же она оригинальна, то вызывает в воображении зрителей конкретные социальные явления.

3. Персонаж — это всегда сумма смысловых и сюжетных возможностей. Скажем, задумывается игровая программа о любимой футбольной команде. Ведущий — болельщик-фанат. Варианты развития сюжета: инструктаж своих сподвижников (зрителей) перед игрой; вербовка поклонников; экзамен для новых болельщиков и т.д. Каждое из этих направлений предполагает свой разворот темы, а следовательно, новые игры, конкурсы, забавы. Сценаристу надо только выбрать наиболее яркий и эмоционально насыщенный вариант.

4. Каждый персонаж живет в конкретной реальности. Она помогает сценаристу найти нешаблонные игровые ситуации, придумать остроумные конкурсы, веселые забавы, оригинальные розыгрыши, если речь идет о развлекательной программе. В сценарии же тематического вечера помогает придумать нестандартное обрамление церемониала.

5. Персонаж создает уникальную лексико-стилистическую ситуацию. Используется социальный и профессиональный словарь (иногда сленг). А смысловые ряды темы (жизнь учебного заведения) и сценарного хода (жизнь корабля) постоянно пересекаются на словах и словосочетаниях (курс корабля — курс наук, вода в океане — вода на лекциях и т.д.). Кроме того, становится незаметной техническая или протокольная сторона ведения, исчезают речевые и синтаксические штампы.

Сценарий, в котором ведущий работает от имени маски, дает дополнительные постановочные возможности режиссеру, а исполнителю — яркие краски в речи и пластике. Возникают новые выразительные средства: элементы декорации, бутафория и реквизит, музыка, хореографическое сопровождение, костюм, элементы грима. Все это превращает театрализованное представление в яркое и запоминающееся зрелище.

 

____________________________________________________________________-

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: