Милость Божия

За время существования нашего храма сменилось не одно поколение прихожан. И в пятидесятые- восьмидесятые годы ХХ века, и теперь, в начале ХХI, Господь приводит всё новых и новых тружеников на Свою ниву.

Мы имеем глубокие корни, чистые источники православной веры, способные и ныне, и в будущем питать наш народ живительными струями великой национальной культуры.

Как мы сознаём всегда таинственное и неизреченное заступничество Пресвятой Богородицы! Казанская икона ограждает наш храм от бед и скорбей - это Пречистая Дева осеняет нас Своим покровом.

Господь не оставляет нас своей милостию. Некоторые (таких называют избранниками Божиими) с особой силой прониклись и полюбили церковное Богослужение. Они решились принять и понести величественный и вечно загадочный монашеский подвиг, который зиждется на послушании и молитве. Помнят прихожане Виктора Плотникова, который начал подвизаться в храме во время настоятельства отца Владимира Луценко, в 1980-м году. Сейчас он архимандрит, наместник Антониево-Сийского мужского монастыря (Виктор принял монашеский постриг с именем Трифон в честь преподобного Трифона Печенгского, Кольского чудотворца). Вроде бы совсем недавно два Димитрия помогали Казанскому храму, пилили дрова. В настоящее время один из них, иеромонах Александр, - настоятель Благовещенского собора в Кеми. Другой Димитрий вместе с ним служит послушником.

Наши прихожане последних лет - молодые люди. Роман, тихий и скромный, пел на клиросе в Казанском храме, помогал батюшке. Когда была построена Успенская церковь в Апатитах, он был там некоторое время алтарником. Теперь Роман - иеромонах в одном из храмов Карелии. Михаил - открытый, простодушный человек, пел в нашем храме на клиросе, был пономарём. Потом он принял монашеский постриг с именем Филарет в Площанской пустыни Брянской области.

Внучатый племянник Евдокии Константиновны Ферулёвой Георгий Звонцов помнит свою первую исповедь в семилетнем возрасте. Тогда же ему впервые поручили отнести кадило в алтарь. Георгий Звонцов - сын той самой Веры, которую ребёнком крестили в октябре 1946 года в нашем храме, это Крещение было первым в только что построенной Казанской церкви. Георгий вырос и утвердился в вере. С января 1998 года он трудится алтарником. Кроме того, Георгий - незаменимый помощник в хозяйственных делах прихода. Он сделал основательную лестницу на чердак, резную полку в молельную комнату больницы и многое другое.

 

Чудеса

 

Иногда Господь явно посылает чудесную помощь некоторым людям. Когда отец Михаил стал настоятелем Казанского храма, он благословил провести в нём генеральную уборку. Прихожане снимали все иконы, тщательно промывали закоптевшие стены. Раб Божий Николай работал на высоте, стоя на лестнице на уровне второго этажа. Вдруг он соскользнул с перекладины и… как-то очень медленно и плавно опустился вниз. По словам Николая, всё произошло так, будто на лифте спустился. И сам он, и другие прихожане были поражены тем, что не разбился, упав с такой высоты. Это было настоящим чудом Божиим.

Нам, слабым в вере, Господь подаёт время от времени особые знамения. Осенью 1992 года убирали как-то раз женщины храм. Убрали и ушли. После их ухода церковный казначей Алла Алексеевна Скорикова заметила свет в маленьком притворчике, где хранился сосуд со святой водой. В тёмную полярную ночь это невозможно было не заметить. Сначала Алла Алексеевна подумала, что там забыли выключить электричество. Но когда она подошла туда, то увидела, что свет исходит от изображения Спасителя на иконе Успения Божией Матери. Была же эта икона довольно тёмная, взгляд с трудом различал Богородицу на смертном одре. Постепенно восстановился цвет покрывала - абсолютно белый. Стало возможно разглядеть кадило в руке одного из апостолов. К весне просветлели лики апостолов, а их одежды ещё несколько месяцев были тёмными, яркими они стали к 28 августа (празднику Успения Божией Матери) 1993 года.

Мы, православные, беседуем со святыми угодниками Божиими в молитве, искренне веруя, что они услышат нас и помогут нам. По мере нашего покаяния Господь открывает нам окно в горний мир. Почерневшие от времени иконы в нашем храме вдруг по воле Божией стали обновляться. 20 мая 1994 года Алла Скорикова, занимаясь уборкой храма, заметила вдруг на южной стене какой-то необычайный луч света. Подошла поближе и увидела, что образ святителя Николая на две трети обновился. На следующий день икона обновилась полностью. Вечером, 21 мая, на праздничную службу (перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари) её положили на аналой. Она выглядела, как только написанная свежими красками. Такой её и увидели прихожане. Алла Скорикова свидетельствует, что до обновления эта икона 19 века была серой от времени, краска на ней облупилась, она покрылась трещинами, особенно лик святителя. Это подтверждает фотография иконы из инвентарной книги, а также художники-реставраторы, приезжавшие из Москвы и подтвердившие обновление. Рассматривая обновившийся образ, все прихожане, помнившие, какая она была тёмная, поражались яркости красок: рамка стала светящегося оранжевого цвета; омофор - с переливами голубого цвета, фон - розовый. Все краски светились. Недели через две краски разжидились, как будто вновь написанные. Если к иконе прикасались, на ней оставались отпечатки от пальцев. Икону убрали под стекло. Позже краски стали более обыкновенные, несветящиеся. Рамочка - коричневого цвета, голубой цвет омофора постепенно перешёл в голубоватый. Дивны дела Твои, Господи! "Это, - сказал отец Михаил, - знак милости Божией к нашему приходу, знак ходатайства Николая Угодника за нас перед Господом".

Истинное чудо, ниспосланное от Бога, всегда укрепляет веру в Творца. Своими чудесами Господь напоминает нам, немощным, что Он всегда посреди нас и призывает задуматься о своей греховности.

Много дивных чудес вокруг нас, а мы их просто не замечаем. Опыт познания Бога - не самообман, не галлюцинация. Это реальная встреча с Ним. "Настоящая вера сродни науке. Ведь что такое наука? Это совокупность знаний, основанных на наблюдениях. А что есть христианство? Убеждение, основанное на наблюдениях, опыте и умозаключениях. У настоящих верующих тоже есть знание - откровение Божие. Есть богатый двухтысячелетний опыт духовный. Есть умозаключения - богословие…" (Владимир Николаевич Щелкачёв, профессор Госуниверситета нефти и газа).

 

Те, кто помогает храму сегодня

Хочу ещё немного рассказать о тружениках нашего храма. Много лет прислуживали за богослужениями Константин Егорович Осипов и Пётр Николаевич Прокопеня. История жизни первого нам известна. Константин трудится в храме с 1970 года. Родился в Мурманске в 1935 году. До войны с семьёй жил на первой ферме. После войны, вернувшись из эвакуации, Константин устроился на работу в совхоз "Индустрия" на ГРЭС. В результате аварии в 1960 году получил мозговую травму. Мать Константина привела его в храм, веруя, что Господь поможет страдальцу. Действительно, находясь на инвалидности после такой серьёзной травмы, Константин живёт только молитвами. Работал он и сторожем в храме, и по хозяйству помогал, и пономарём был. При освящении нового здания Казанского храма епископ Архангельский и Мурманский Исидор наградил Константина за труды на благо Церкви грамотой.

Никогда не представляла себе жизни без храма Надежда Анемподистовна Михрина. Родилась она в 1924 году в деревне Липовцы Вологодской области. Семью раскулачили и выселили в село Покровское, там девочка и пошла в школу. Во время войны Надежда работала на МТС токарем. В 1953 году приехала с мужем в Кировск. Работала в Доме ребёнка, затем - много лет в городской больнице. Воспитала четверых детей. Надежда часто приходила на службы, как могла, помогала приходу. С 1977 года она начала работать в храме постоянно. Трудится всегда с великой радостью, добросовестно. В течение многих лет Надежда пекла просфоры. Когда построили церковь в Кандалакше, она два года ездила туда помогать - учила кандалакшских прихожанок печь просфоры. С 1995 года Надежда готовит на кухне пищу для трудников нашего храма.

Надо сказать, приготовление просфор для богослужения - дело очень важное и ответственное. Отлично справляются с ним Ева Кузьминична Усачёва (она работает в просфорне с 1985 года), Вера Васильевна Рыстакова (с 1994 года), Прасковья Моисеевна Ляшенко (с 1993 года). Ещё и хлебы пекут, и пирожки к праздникам.

ПАРАСКЕВА

Параскева Моисеевна родилась в 1937 году в Сумской области, в деревне Подлесновка. В двухлетнем возрасте осталась без матери. В 1965 году приехала в Кировск по просьбе сестры с маленьким племянником, так и осталась здесь. Училась в вечерней школе, потом в горном техникуме. Пять лет работала на молочной кухне, затем - на фабрике. В 1992 году перенесла тяжёлое заболевание, долго лечилась. В конце концов зашла как-то раз в духовную лечебницу - храм - и сразу попала на проповедь. Священник призывал к покаянию. Параскева поняла, что грешна перед Богом. После службы побеседовала с батюшкой. Он ей сказал: "Храм - это твоя жизнь. Приходи в церковь, будь в той вере, в которой крестилась". А диагноз был такой, что, когда прочитала, - страшно испугалась. Врач стала её утешать: "Жизнь человеческая - в руках Божиих. Надо приходить к Богу". Параскева начала задумываться о том, что без веры в беззакониях прожила почти всю свою жизнь. Теперь Господь, по Своей неизреченной милости, послал ей скорби, через которые необходимо пройти, чтобы очиститься от всякой скверны. В 1993 году Параскеву уволили с фабрики по сокращению штатов, и настоятель Казанского храма протоиерей Василий Химчук благословил её печь просфоры.

* * *

Вера Рыстакова родилась в 1941 году в селе Муловка Мелекесского района Ульяновской области, приехала в Кировск к сестре в 1960 году. Тридцать четыре года проработала в общепите. Потом стала трудиться при церкви: сначала в просфорной, потом - сторожем.

ЕВА

Ева Усачёва родом из Могилёвской области. Родители её часто ходили на службы, соблюдали посты. Глядя на них, Ева и сама стремилась жить благочестиво. С детства любила ходить в храм, который располагался рядом со школой. Убегала со школьных собраний, концертов на богослужения, часто уводя за собой и однокашников. Из школы приходилось выбираться через чердак. Преподаватели, пытаясь отвадить детей от церкви, искали их, старались поймать. А ребятишки обегут вокруг храма и снова войдут в него! Ева окончила восемь классов и первый курс педагогического техникума, когда началась война. Где только от немцев не пряталась: и в снегу, и в сарае, и в погребе. А её тринадцатилетний брат попал в плен к фашистам. Мать Евы очень горевала, она так и не дождалась его возвращения. А мальчик всё же вернулся: наши войска перешли в наступление и освободили пленных, после чего подростка сразу же направили перегонять коров в Россию от немецкой границы в районе Кёнигсберга. Из тех тяжёлых лет надолго запомнился Еве такой случай. В 1945 году она вместе с другими родственниками хоронила свою мать. Положили гроб рядом с могилкой братика Евы, умершего во младенчестве. Тогда её двоюродная сестра сказала, что этот гробик младенца совсем рассыпался, и от нас, мол, ничего-то не останется! Но её слова не смогли поколебать веру Евы. "Мы-то прах, а души наши живые, бессмертные", - отвечала она. После смерти матери много забот и трудов легло на плечи старшей дочери - Евы. Она вышла замуж и приехала с мужем на Север в 1960 году. Работали в леспромхозе на "45-м километре". В 1967 году купили с мужем дом на Молодёжном в Апатитах. Девять лет Ева трудилась на железной дороге. В 1976 году вышла на пенсию, но ещё двадцать один год после этого проработала в охране. Муж умер, осталась с одним сыном. "Без церкви жить не могу. Ещё не пропускала службы. Бог даёт силы, - говорит Ева Кузьминична, - прошу: "Господи, благослови. Дай мне, Господи, ума, зрения, движения и трехдневного покаяния". Усердно исполняет Ева Кузьминична своё послушание. Если она три дня не приходит в церковь, то душа её начинает томиться, проситься в храм.

* * *

Послушание на клиросе много лет несёт Василий Григорьевич Гребенщиков (1932 года рождения). Родителей его в 1930 году раскулачили и сослали в Кировск из Челябинской области. Во время войны их семью эвакуировали в Татарию. Мать Василия, Антонина Порфирьевна (1906 года рождения), стала приводить сына в церковь, как только освятили Казанский храм в 1946 году. Церковные службы, пение оставили неизгладимое впечатление в душе мальчика. Мать и сын исповедовались, причащались. С 1957 года Василий начал петь на клиросе. Работал он на Кировском руднике. С 1980 года, после выхода на пенсию, Василий Григорьевич помогает в храме и в хозяйственных делах.

После 1983 года в церковном хоре пели Иулия Викторова, Елена Савчук. Много лет поёт в нашем храме Валерий Валерьевич Раихин. За последние годы влились и новые певческие силы: Николай Александрович Васильев, Надежда Григорьевна Ершова, Галина Александровна Нищик, Вивея Опрышко и другие. С 1996 года по воскресеньям и праздникам поёт на службах наш второй хор, организованный Людмилой Васильевной Гунько.

С 1995 года казначеем выбрана Евгения Гавриловна Твердохлёбова (1952 года рождения). В свечном ящике появилось много новых икон, книг, календарей, открыток. Всё содержит Евгения в порядке, всё у неё строго учтено и находится на своём определённом месте. Оформила она и советы новоначальным, витринки, следит за цветами в храме. А главное, старается приветить каждого прихожанина и постепенно приучать невоцерковлённых людей к правилам поведения в храме.

Хочу рассказать немного и о незаметных труженицах, поддерживающих чистоту и порядок в храме. Валерия Львовна Розенштейн время от времени помогала стирать, а с 1997 года выполняет разные послушания постоянно. Помогает в храме и Римма Петровна Бобовкина, во Святом Крещении Манефа (родилась в 1934 году в Красноборске, Архангельской области). Трудится у нас и всегда молчаливая Татьяна Николаевна Щербакова, которая живёт только милостью Божией. Врачи много лет назад, когда у молодой женщины дети ещё были маленькими, обнаружили у неё тяжёлое заболевание, грозившее смертельным исходом. Теперь дети выросли, а Татьяна всё живёт, всё работает во славу Божию!

Многие годы была незаменимой помощницей казначею Алле Алексеевне Скориковой в хозяйственных делах прихода Наталья Григорьевна Валенкова. Наталья Григорьевна родилась в 1931 году в селе Шаранга Нижегородской области. Приехала на Север в 1954 году. Тридцать лет отработала на руднике. В 1984 году помогала строить новый храм.

Привёл Господь потрудиться в Казанском храме Иулию Викторову с дочерью Еленой. Юлия пела в церковном хоре, вместе с другими занималась ремонтом храма. Бог посетил - скончалась дочь. Теперь Юлия ищет своё место: то ли в монастыре, то ли в миру быть…

Оказывают посильную помощь своим трудом приходу Тамара Михайловна Акбарова, Серафима Петровна Савчук, Нонна Илиодоровна Порушник, Зоя Константиновна Кукушкина, Лидия Андреевна Кулачонок. Трудятся во славу Божию и Нина Сергеевна Бакулова, Антонина Николаевна Никулина, Вера Константиновна Елесина, Нина Николаевна Аксёнова, Людмила Опрышко. Появились у нас в последнее время и новые помощники: Валентина Ивановна Некрасова, Сергей Павлович Щеглов, Алла Михайловна Махонько. Не так давно начали помогать и Анна Егоровна Москвина, Людмила Антоновна Демель, Наталья Владимировна Суханкина.

Мария Григорьевна Ретькова постоянно заботится о семьях священников, о прихожанах-трудниках. Всегда приносит молоко, кефир, сыворотку. Всех батюшек Мария всегда любила. Бескорыстно всю жизнь тянулась ко Христу, к Церкви Христовой. Жизнь со Христом и есть уже самый главный дар, который может получить человек. Молится Мария, как и все старые прихожане, о даровании помощи всем трудящимся. Бывало, Мария Илеензер (она скончалась в 1999 году) говорила: "Немощна я совсем, за себя нет сил молиться. А за тех, кто трудится в храме, надо молиться, раз сама работать не могу". Одну из духовных сестёр она так ободряла: "Ты работаешь в церкви, несмотря на свои болезни, почитаю о тебе хотя бы тропарь о болящих". Старица Мария Захаровна Семёнова (1916 года рождения) вторит им: "Уж теперь только молюсь за тех, которые несут послушания в церкви".

Особенно помог нашему храму художник Владимир Вячеславович Меткин. Он украсил киот иконы святителя Николая, обновил настенные росписи, создал новые, расписал притвор, подновил окраску резьбы иконостаса.

Эта книга, пожалуй, и не вместит полного повествования обо всех, кто служил в Казанском храме, помогал приходу. Известные и не известные нам эти замечательные люди стремились всей душой к Спасителю, старались свою жизнь строить в Боге. Они желали распахнуть двери своей души и принять Господа в неё, чтобы Он устроил и земную их жизнь, и вечную. Усваивая православную веру, обретая духовный опыт, обращаются люди к Богу, ко Пресвятой Богородице, святым угодникам Божиим за помощью, чтобы победить силы зла, воскреснуть для вечной жизни в Царствии Небесном.

Божий храм помогает православным людям духовно укрепиться. Нередко русских людей приводит в церковь память о своих предках, осознание кровной связи с многовековой историей нашей страны. Русская Православная Церковь, духовными чадами которой всегда были и есть русские люди, продолжает век за веком своё спасительное служение. Спасаются в ней люди и в мирные времена, и в годы скорбей, гонений, когда Господь вразумляет нас, грешных.

Прости нас всех, Господи! Дивны дела Твои, и мы являемся свидетелями чудес Твоих. Слава Тебе, Господи, что ещё так много людей могли рассказать об истории нашего храма, о трудившихся и трудящихся в нём.

Прости, Господи, и меня, недостойную рабу Твою Алевтину, сподобившуюся по великой Твоей милости написать эту книгу.

Алевтина Александровна Ляпинская (Ляпинская А А многие годы проработала учителем русского языка в Кировска, теперь на пенсии, была постоянной прихожанкой Казанского храма)


СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ
храма Казанской иконы Божией Матери
в Кировске Мурманской области:

священник Александр Шаповалов - с 1946 года;

протоиерей Илия Васильевич Кутузов - 1950-60-ые годы;

священник Стефан Машурин - до 1960-х годов;

протоиерей Иаков Владимирович Начис - 1958-1960 годы;

священник Димитрий Дергач - до 1970 года;

священник Николай Новосал - до 1970 года;

священник Димитрий Околович - до 1970

или до начала 70-х годов;

священник Сергий Лопатин - до 1970 года;

игумен Дорофей - по 1970 год;

священник Георгий Георгиевич Савва - в 1972 году;

священник Иоанн Иоаннович Голубко - в 1972 году;

священник Димитрий Васильевич Смирнов - 1973 год;

священник Иоанн Михайлович Бовсуновский –

1972-1973 годы;

протоиерей Владимир Евгеньевич Кульчинский - 1965

и 1974 годы;

протоиерей Георгий Иванович Козак - 1973 год;

протоиерей Евгений Насекайло - 1973 год;

священник Владимир Афанасьевич Луценко

 (иеромонах Стефан) - с 1973-1981 годы;

диакон Анатолий Васильевич Коваленко - 1974 год;

священник Никодим Васильевич Шворук - 1975-1976 годы;

 священник Иннокентий Иосифович Коляда - 1977 год;

священник Александр Бахмет - с 1977-го года;

священник Александр Лукьянченков - 1977-1979 годы;

священник Пантелеимон Климентьевич Сорока - 1978 год;

священник Иоанн Семёнович Шмаюн - 1978-1980 годы;

священник Алексий Дендак - 1980-1982 годы;

священник Георгий Васильевич Данилец - 1980-1982 годы;

священник Алексий Степанович Попович - 1981-1984 годы;

священник Иоанн Васильевич Баюр - 1983-1989 годы;

протоиерей Василий Димитриевич Химчук - 1983-1995 годы;

диакон Иоанн Васильевич Катун - 1985-1986 годы;

диакон Василий Михайлович Бобёр – 1987 год;

диакон Николай Алексеевич Емельянов - 1986-1987 годы;

диакон Василий Юрьевич Кондраш - 1987-1988 годы;

священник Василий Михайлович Ливке - 1992 год;

иерей Виктор Васильевич Химчук - 1993-1996 годы;

протоиерей Михаил Николаевич Сыпливый –

с 1995 года по настоящее время.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: