Декабря 2003 года подростки из православного военно-патриотического клуба «Дружина»

8 декабря 2003 года подростки из православного военно-патриотического клуба «Дружина», ученики воскресной школы Пантелеимоновского храма и другие паломники отправились в поездку по маршруту «Мончегорск - Апатиты - Кировск», организованную Трифонов Печенгским монастырем.

КИРОВСК - КОЛЬСКАЯ ГОЛГОФА

Наш путь лежал в Кировск, в места каторжной работы и мучительной смерти тысяч православных русских людей, взрослых и детей. По дороге экскурсовод Ирина Андреевна Поливцева рассказывала нам о создании, по молитвам и трудам спецпереселенцев, Казанской церкви Кировска, о первых священниках - Александре Шаповалове, Стефане Машурине, Иоанне Шастове, Илии Кутузове (почти все они прошли советские тюрьмы и концлагеря).

Как рассказала нам Ирина Андреевна, места эти настолько благодатные, что здесь в настоящее время происходят чудеса. Так, например, по милости Божией, молитвами Пресвятой Богородицы исцелился один молодой человек, воевавший в Чечне и в результате ранения утративший зрение. Его привезли в храм, и он молился на акафисте Божией Матери перед иконой Ее Казанской, затем воина окропили святой водой, и он прозрел. Иногда люди слышат там необыкновенной красоты ангельское пение. Был такой случай, когда поздно вечером к храму пришли муж и жена и стали стучаться, прося их впустить. Им ответили, что храм закрыт. Но они объяснили, что просят пустить их на службу, так как в церкви звучит пение. Служители храма были очень удивлены, они провели пришедших ко входу в храм и показали, что в нем никого нет, служба давно закончилась. Муж и жена были поражены: по их словам, в храме пел прекрасный церковный хор! Не только мирянам, но и священникам доводилось слышать ангельское пение уже после окончания службы.

В журнале «Живая Арктика» была напечатана карта объектов ГУЛАГа Апатитско- Кировского района. Меня поразило, что в одном только этом районе с 1929 по 1955 года, то есть в сталинское время, было 6 таких объектов! Станционный разъезд Белый, 3-е и 11-е отделения УСЛОНа; Апатитовые разработки, 6-е отделение УСЛОНа… Даже речку назвали здесь Услонкой! Там трудились тысячи русских крестьян, превращенных в бесправных рабов. Кому-то надо было такими средствами построить промышленный рай, но на самом деле безбожная жизнь  больше напоминает ад.

А какой была жизнь в спецпоселках для раскулаченных крестьян? Данные о жизни спецпереселенцев на «Нивастрое» сохранились в документах Нивского поселкового Совета.

Массовая высылка раскулаченных на «Нивастрой» началась в 1931 году. Жители спецпоселка всецело находились во власти ОГПУ. Рабочий день спецпоселенцев был ненормированный (не менее 10 часов). Жили спецпереселенцы либо в легких щитовых бараках, либо (большинство - 3452 человека) в палатках, частью летнего типа. Палатки эти плохо снабжались топливом. Смертность была высокой. В августе 1931 года скончался 121 человек, из них детей - 99 человек, в сентябре - 108 человек, за октябрь - 115. То есть за три месяца умер каждый двадцатый (а это еще до начала зимы).

За нарушение трудовой дисциплины спецпереселенцы заключались в карцер. Самые строптивые арестовывались ОГПУ и исчезали навечно. Почти в каждой учетной карточке семьи поселенцев были арестованные. Зачастую таковыми оказывались все мужчины семьи. После 1945 года пришел приказ считать их всех умершими.

 

В советских архивах было обнаружено письмо народного комиссара внутренних дел СССР Г. Ягоды Сталину от 17 января 1935 года. В нем говорится: «…возвращение восстановленных в правах трудпоселенцев в те края, откуда они были выселены, политически нежелательно. Считаю целесообразным издание ЦИКом СССР дополнения к постановлению от 27 мая 1934 г., где должно быть указано, что восстановление в правах поселенцев не дает им права выезда из мест вселения».

И все же Святая Русь сегодня восстает из мертвых именно молитвами новомучеников.

…Ландшафт за окнами автобуса изменился. Теперь дети и взрослые восхищенными возгласами приветствовали могучие Хибины. Эти огромные, белоснежные и островерхие таинственные пирамиды созданы рукой Самого Творца. На фоне голубого неба и уходящего дня грозно и неприступно сияли белизной великолепные горные цепи. Далее показалось заснеженное озеро Имандра, покоящееся посреди заледеневших гор-великанов. Ели и сосны в снегу, сугробы, тонкие березки и рябины в инее - все озарялось предзакатным розовым сиянием.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

Пред тем как посетить Казанский храм, мы заехали в Полярно-альпийский ботанический сад, где нас гостеприимно принял его директор Владимир Константинович Жиров. Он повел нас к часовне, которую год назад освятил епископ Симон. Часовня эта даже скорее напоминает небольшую деревянную церковь. Она красиво сложена из желтых бревен. Освятили ее во имя преподобного Сергия Радонежского. Игумен Руси подвизался в уединенной Радонежской пустыни, и эти земли, принадлежащие ботаническому саду, окутывает тишина и безмолвие. Вспоминается поэтическое обращение к угоднику Божию:

Преподобный отче Сергий, снова

Кротким знаком света и любви,

Знаком Воскрешающего Слова

Землю Русскую благослови.

(Иеродиакон Иосиф.)

Какой-нибудь монах-отшельник мог бы молиться и спасаться здесь. Мы вошли в часовню, помолились преподобному Сергию, поставили свечи. Владимир Константинович побеседовал с паломниками. Он рассказал, что часовню помогал строить Кемский монастырь Российских Новомучеников и Исповедников. Беседа Владимира Константиновича в основном была посвящена теме соотношения веры и науки. Я обратила внимание, что все те полчаса, когда он говорил, школьники и студенты (а их было много среди паломников) не сводили с него глаз, ловили каждое слово. Они отвечали на его вопросы, задавали свои. Да, тема была очень острой. Владимир Константинович, например, высказал свою точку зрения, точку зрения ученого- биолога, на теорию эволюции Дарвина. Он доказательно, с помощью современных научных данных объяснил, что дарвиновская теория происхождения видов не выдерживает никакой критики. Кстати, директор ботанического сада не одинок в этом. Еще многие современники Дарвина считали его научные открытия шарлатанством и авантюрой. Владимир Константинович говорил о том, что мир - это прекрасное творение Божие, но грехопадение людей пагубно отразилось на всей природе, появились тернии и волчцы, хищничество среди зверей, а теперь и экологические катастрофы. Растения в гораздо меньшей степени, чем все остальное, затронуло грехопадение. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский, "цветы - это осколки рая на земле".

Владимир Константинович справедливо заметил, что вся российская наука вышла из монастырей, которые до ХVII века были крупными научными центрами, и такая традиция, возможно, возрождается сегодня. Он сказал и о том, что почти все выдающиеся ученые всех времен и народов были верующими. Например, знаменитый физиолог Иван Павлов оставался верным Святой Церкви и после революции, он был старостой храма, и Советы ничего не могли с ним сделать, так как он был ученым с мировым именем.

РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ

И вот наконец мы добрались до церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Над деревянным храмом почти отвесно вздымается, скрываясь вершиной в облаках, могучая гора Айкуайвенчорр. В Казанском храме уже начался акафист Божией Матери пред иконою Ее «Знамение». Мы тоже молились вместе с прихожанами Казанской церкви. После акафиста настоятель храма отец Михаил произнес проповедь о том, что по молитвам перед иконой «Знамение» Великий Новгород получил чудесное избавление во время нападения суздальцев. Икону вынесли на городскую стену, и одна из вражеских стрел поразила Лик Богоматери. На иконе из глаз Богородицы потекли слезы. А нападавшие на город ослепли и стали поражать друг друга. Отец Михаил сказал, что Господь и Богоматерь всегда призывают нас к единению и хорошо, что на акафисте молились люди из разных городов Мурманской области: Кировска, Мурманска, Североморска.

После службы сотрудница Казанского храма Алла Алексеевна Скорикова рассказала о чудесном обновлении икон, которое ей довелось видеть. В 1992 году обновилась икона Успения Божией Матери, а накануне праздника святителя Николая в мае 1994 года «заново написалась», по словам Аллы Алексеевны, икона этого святого (отец Михаил добавил, что икону заново написал сам Николай-Угодник). Рассказала она паломникам и о случае исцеления по заступничеству Божией Матери. Мальчику 6-7 лет дети попали в глаз, стреляя из рогатки. Травма оказалась очень тяжелой. Родители ребенка были неверующими. Но несчастье привело их в Казанский храм. Был отслужен водосвятный молебен перед иконой Пресвятой Богородицы, и мальчик молитвами Божией Матери совершенно исцелился. Такие чудесные явления в Казанской церкви Алла Алексеевна связывает с историей Кировска. Здесь ведь было много концлагерей и спецпоселений, то есть огромное количество мучеников и исповедников. Спецпереселенцы (три Марии, из ссыльных) и были теми людьми, которые с помощью Божией добились в 1946 году разрешения на создание Казанского храма. (Напомню, что одному человеку в сороковые годы в Кировске было чудесное видение Казанской иконы. Ею Сама Божия Матерь указала место будущего храма. - Прим. ред.) Матушка Ярослава показала нам на иконостасе еще одну обновившуюся икону - святителей.

С паломниками побеседовал настоятель храма протоиерей Михаил Сыпливый. Он говорил о том, что когда люди стали узнавать об обновлении икон, то многие начали приезжать в Кировск:

- Конечно, приезжали не только люди верующие, но и атеисты, чтобы удостовериться, что это не подделка, не обман какой-то, в чем раньше часто старались обвинить церковных людей. Выдвигались предположения, что якобы церковнослужители делают все это искусственно, чтобы привлечь людей. Но Господу такая слава не нужна, Его слава не в прелести, не в лукавстве, а в силе и правде. В действительности все это происходит по нашей вере, по нашим молитвам. Это не только наше прошлое, но на этой исторической памяти нам необходимо строить и свое будущее. Если мы не расскажем о прошлом нашего Отечества детям, то какое будущее их ждет? В их жизни должны быть не подвалы и разврат, а высокая духовная жизнь в Церкви.




double arrow
Сейчас читают про: