Пострадавшие за веру Христову

Мы приехали в Кировск накануне летнего престольного праздника храма Казанской иконы Божией Матери. Был конец июня, солнечно и ветрено. Ярко-зеленые громады Хибинских гор с четырёх сторон окружали деревянный храм средних размеров. Он как бы покоился в их мощных ладонях. В сердце так и звучало: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Как возвеличил Спаситель Свою Пречистую Матерь за Её смирение и любовь! Предание Церкви хранит и пополняется бесчисленными рассказами о чудесной помощи Заступницы Усердной рода Христианского. Сама Божия Матерь, исполнившись Духа Святого, предсказала: "...отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1:48) ("отныне будут почитать Меня все народы").

А сколько чудотворных икон Божией Матери в нашем Отечестве! Знаем ли мы о них? Почему, например, царь Петр I в своей новой столице Санкт-Петербурге повелел построить Казанский собор? Когда судьба русской армии решалась в Полтавской битве, был привезен список с Казанской иконы, служились молебны. Петр победил доселе непобедимую армию Карла XII, самую передовую по тем временам, лучшую в Европе. Заступничество Божией Матери в который раз спасло Россию.

Приближаясь к Кировску, его храму, невольно вспоминаешь и другое. Эта земля обильно полита потом и кровью и засеяна костями новомучеников и исповедников ХХ века. Кировск создавался в 30-е годы спецпереселенцами - репрессированными епископами, священниками, диаконами, монашествующими, раскулаченными крестьянами - на их слезах, болезнях, страданиях.

Внутри церковь обширная, сияющая, со множеством икон. На аналое - старинная, больших размеров, Казанская икона Богородицы. Особенно поразителен взгляд Божией Матери - живой, любящий. Он проникает до глубины души.

Прихожане в церкви молились очень сосредоточенно - ни шума, ни передвижений. Даже свечи передавали редко: ставили в начале службы. А разговоров вообще на было. Все чувства и мысли были обращены к "Ходатаице вечных благ".

И воедино собрало всех молитвенное призывание: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

После службы владыка Симон и певчие вышли на двор. Настоятель рассказывал о своем приходе. Участок возле церкви был весь покрыт садовыми цветами. На заботливо ухоженных грядках пламенели маки таких размеров, каких я не видела даже на юге. В небольшой теплице созревали овощи. Позднее в проповеди епископ Симон назвал эту маленькую усадьбу "оазисом" в промышленном городе среди бетона, мусора, проволоки.

Вечернее солнце тихо озаряло церковь и могучие хребты Хибин. Все дышало миром и покоем под покровом Пресвятой Богородицы.

У ворот я побеседовала с одной бабушкой-прихожанкой. Семья ее приехала в эти места на строительство железной дороги из Сибири. Женщина рассказывала, что еще ребенком запомнила, как разрушали церковь в родной сибирской деревне. А священника и диакона посадили на телегу спиной друг к другу, связали и увезли. "Вернулись ли они в деревню?» - спросила я. - "Нет, что ты! Оттуда, куда их увезли, почти никто не возвращался" - ответила прихожанка. Она добавила, что, несмотря на преклонный возраст, совсем недавно начала ходить в храм, а до этого почти совсем ничего не знала о вере, хотя и сама, и родители крещеные. "Да, всё стало у нас меняться, - заключила она. - Раньше ничего доброго о царе Николае Втором не говорили - запрещено было. А теперь я читаю книгу о Романовых, о царственных мучениках (вообще-то я малограмотная)". В голосе и словах этой прихожанки звучали искренние любовь и почтение к царю-страстотерпцу.

Нельзя убить в народе память о новомучениках и святом царе, возглавляющем их сонм. Богоборцы смогли убить праведников, оболгать их при жизни и после смерти, осквернить святыни, загнать миллионы людей в концлагеря или ссылки, но совсем уничтожить совесть в людях они не смогли.

И вот теперь дети и внуки обездоленных русских людей, пострадавших от советской власти, вспоминают о родных разрушенных храмах, о замученном духовенстве, обращаются к покаянию, узнают правду о боговенчанном царе.

Сбывается предсказание поэта русской эмиграции Сергея Бехтеева:

И вспомним мы о позабытом Боге

И об убитом Ангеле-Царе...

Отец Михаил рассказывал нам о Кировске и о Казанской церкви:

- Мы собираемся строить каменный храм в честь иконы «Спас Нерукотворный». Он будет возведён как раз в тех местах, где были первые поселения спецпереселенцев. Это, конечно, не случайно. Раскулаченных крестьян привозили на Крайний Север и оставляли в этих суровых краях безо всякого попечения. Они сами себе были вынуждены строить бараки. Первое время приходилось жить в палатках: двое из семьи спали, двое сидели (не хватало места). Работа была изматывающей, очень тяжелой, делали все вручную. Из людей «выбивали план» во что бы то ни стало. Одна старенькая прихожанка мне рассказывала: «Двое нас, женщин, обхватывают здоровый валун и не могут сдвинуть. Звали на помощь мужчин, а те ругаются, говорят, что не будут тащить - боятся план не выполнить по своей работе». Теплой одежды не было - народ вымирал. Женщины брали маленьких умерших детей и шли в одиночку хоронить их, потому что все были на работах. Сюда присылали крестьян и с Украины, и из Вологодской области.

Благочинный округа отец Иоанн Баюр (несколько лет назад он служил в этом храме) дополнил рассказ отца Михаила:

- Неподалеку от храма проходит железная дорога. Она построена на человеческих костях. Людей, работавших на дороге, умирало очень много. Никто не заботился о том, чтобы относить тела усопших и хоронить на кладбище. Зарывали прямо рядом с железнодорожным полотном.

В самый день престольного праздника, в субботу, церковь была полна народу: было много молодых лиц, и это особенно радовало.

За литургией настоятель храма отец Михаил в своей проповеди подробно рассказал об истории и значении в жизни нашего народа Казанской иконы Божией Матери, чудесным образом найденной простой девочкой Матроной в Казани (XVI век).

Проповедь нашего архипастыря была посвящена очень важной теме: в чем заключается истинная любовь? Владыка Симон говорил о том, что настоящая любовь всегда печется прежде всего о спасении души человека: «Матерь Божия хочет видеть в нас разумных детей».

Перед отъездом я еще раз перекрестилась на Казанскую церковь. Она мирно покоилась среди огромных гор, словно в изумрудной чаше.

Нужны пожертвования на строительство большой церкви в честь Спаса Нерукотворного. Она станет вечной памятью новомученикам и исповедникам российским, пребывавшим на горьких, каторжных работах в Кировске.

Телефон Казанского храма (231) 9-66-19.

Галина Сиротинская, 21 июля 2001 года.
Фото из архива Казанского прихода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: