Закономерности педагогического процесса – это педагогические тенденции, которые отражают фундаментальный закон воспитательно-образовательной деятельности.
Принципы педагогического процесса – это основные теории и положения его идеологии.
Принципы целостного педагогического процесса отражают главные требования, предъявляемые к его организации, направлению и творческому построению.
Закономерности педагогического процесса:
+Закономерности целостного педагогического процесса определяют наполнение его содержания, основные методы, средства и формы педагогической деятельности, а также его зависимость от потребностей со стороны общества и государства.
Эффективность целостного педагогического процесса зависит от ряда условий:
- Материальных
- гигиенических
- морально-психологических
В свою очередь данные условия во многом зависят от следующих факторов:
- социальное и экономическое положение государства;
|
|
- деятельность субъектов государства по вопросам образования.
Результативность педагогического процесса во многом зависит от взаимодействия воспитанников и окружающей их среды. Сущность педагогической закономерности заключается в итогах воспитания и обучения, которые оказывают влияние на деятельность воспитанников. Наибольшее значение имеет закономерность соответствия между содержанием, формами, методами педагогического процесса и возрастом воспитанников, их индивидуальными особенностями.
Как показывает практика педагогического процесса, немаловажное значение имеют внутренние связи между всеми функциональными компонентами процесса.
Таким образом, закономерности целостного педагогического процесса выражаются в его положениях, содержании, методах и формах. То есть можно сказать, что закономерности выражаются в принципах.
Общая характеристика принципов педагогического процесса:
Принципы целостного педагогического процесса определяются на основании его закономерностей и представляют собой результат педагогической науки и практики.
Суть принципов целостного педагогического процесса выражается в закономерностях связей между педагогом и учащимися (воспитанниками).
Выделяют следующие принципы, которые возникли в результате взаимосвязи воспитания, обучения и развития:
1.Принцип развивающего обучения
2.Принцип воспитывающего обучения
3.Принцип единства обучения и воспитания
4.Принцип объединения педагогического процесса и практической жизнедеятельностью
С точки зрения функционального подхода к педагогическому процессу его принципы рассматриваются изолированно.
|
|
С позиции целостного педагогического процесса, существуют 2 категории принципов:
- Руководство деятельностью учащихся;
- Организация образовательного процесса.
Таким образом, в настоящее время принципы целостного педагогического процесса достаточно обширны и «вытекают» из его закономерностей.
ЗАДАНИЕ 1
ЗАДАНИЕ 2:
Закономерности:
Зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояние его духовности; определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость между уровнем возрастного, индивидуального развития личности и предлагаемым содержанием, методами, формами педагогического процесса; единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности; между воспитанием и обучением как составляющими педагогического процесса; взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых;
Принципы целостного педагогического процесса:
гуманизация, демократизация, природосообразность, культурообразность,научность, доступность,наглядность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, личностный подход, деятельностный подход, полесубъектный(диалогический) подход, продуктивность