Закономерности и принципы педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса – это педагогические тенденции, которые отражают фундаментальный закон воспитательно-образовательной деятельности.

Принципы педагогического процесса – это основные теории и положения его идеологии.

Принципы целостного педагогического процесса отражают главные требования, предъявляемые к его организации, направлению и творческому построению.

Закономерности педагогического процесса:                                                   

+Закономерности целостного педагогического процесса определяют наполнение его содержания, основные методы, средства и формы педагогической деятельности, а также его зависимость от потребностей со стороны общества и государства.

Эффективность целостного педагогического процесса зависит от ряда условий:

- Материальных

- гигиенических

- морально-психологических

В свою очередь данные условия во многом зависят от следующих факторов:

- социальное и экономическое положение государства;

- деятельность субъектов государства по вопросам образования.

Результативность педагогического процесса во многом зависит от взаимодействия воспитанников и окружающей их среды. Сущность педагогической закономерности заключается в итогах воспитания и обучения, которые оказывают влияние на деятельность воспитанников. Наибольшее значение имеет закономерность соответствия между содержанием, формами, методами педагогического процесса и возрастом воспитанников, их индивидуальными особенностями.

Как показывает практика педагогического процесса, немаловажное значение имеют внутренние связи между всеми функциональными компонентами процесса.

Таким образом, закономерности целостного педагогического процесса выражаются в его положениях, содержании, методах и формах. То есть можно сказать, что закономерности выражаются в принципах.

Общая характеристика принципов педагогического процесса:

Принципы целостного педагогического процесса определяются на основании его закономерностей и представляют собой результат педагогической науки и практики.

Суть принципов целостного педагогического процесса выражается в закономерностях связей между педагогом и учащимися (воспитанниками).

Выделяют следующие принципы, которые возникли в результате взаимосвязи воспитания, обучения и развития:

1.Принцип развивающего обучения

2.Принцип воспитывающего обучения

3.Принцип единства обучения и воспитания

4.Принцип объединения педагогического процесса и практической жизнедеятельностью

С точки зрения функционального подхода к педагогическому процессу его принципы рассматриваются изолированно.

С позиции целостного педагогического процесса, существуют 2 категории принципов:

- Руководство деятельностью учащихся;

- Организация образовательного процесса.

Таким образом, в настоящее время принципы целостного педагогического процесса достаточно обширны и «вытекают» из его закономерностей.

ЗАДАНИЕ 1

ЗАДАНИЕ 2:

Закономерности:

Зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояние его духовности; определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость между уровнем возрастного, индивидуального развития личности и предлагаемым содержанием, методами, формами педагогического процесса; единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности; между воспитанием и обучением как составляющими педагогического процесса; взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;

взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых;

Принципы целостного педагогического процесса:

гуманизация, демократизация, природосообразность, культурообразность,научность, доступность,наглядность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, личностный подход, деятельностный подход, полесубъектный(диалогический) подход, продуктивность

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: