Этапы педагогического процесса

Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процессов существуют одни и те же этапы.

Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса.

Главные этапы:

1) подготовительный,

2) основной

3) заключительный

Педагогический процесс состоит из цикла повторяющихся этапов.

1 этап: Подготовительный:                                                                                  На этом этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи:

1) Целеполагание - формулирование ожидаемого результата (цели, задач) и условий его достижения.

2) Диагностика условий - изучение психологического климата, материальных, санитарных, гигиенических условий в которых протекает педагогический процесс. Сбор информации о реальных возможностях педагогов и учащихся. Определение уровня воспитанности, обученности учеников. Изучение состава первичного классного коллектива учащихся, семей школьников. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза, приводятся в соответствии с реальными возможностями.

3) Прогнозирование достижений - предварительное (до начала процесса) оценивание его возможностей, результативности и имеющиеся конкретные условия.

4) Проектирование развития педагогического процесса - доработанный проект воплощается в программах и планах достижения поставленных целей: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работы с коллективом учащихся, преподавания учебной дисциплины, конспектов внеклассных мероприятий, уроков.

5) планирование

2 этап:Основной                                                                    Организация. Включает деятельность педагога (преподавание, руководство разнообразной деятельностью учащихся) и активное участие учеников в предлагаемой деятельности по достижению поставленных целей, планов.

Этап включает взаимосвязанные элементы:

1.) Педагогическое взаимодействие:

- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности,

- контакт педагогов и обучаемых,

- использование намеченных методов, форм, средств,

- создание благоприятных условий,

- осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых.

2.) Оперативный педагогический контроль, играющий стимулирующую роль.

3.) Обратная связь от учащихся, показывающая уровень усвоения ими содержания урока, внеклассного мероприятия.

4.) В случает отклонения от поставленных целей и задач регулирование и коррекция деятельности учащихся и педагогов.

3 этап: Заключительный                                                                    Контроль, анализ и оценка достигнутых результатов. Выявление и оценка результатов воспитания и обучения учащихся, эффективности проведенных уроков, воспитательных мероприятий, используемых форм, методов, средств ПП, причин ошибок, затруднений в деятельности педагогов и учащихся. Проектирование мер по устранению ошибок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: