Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процессов существуют одни и те же этапы.
Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса.
Главные этапы:
1) подготовительный,
2) основной
3) заключительный
Педагогический процесс состоит из цикла повторяющихся этапов.
1 этап: Подготовительный: На этом этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи:
1) Целеполагание - формулирование ожидаемого результата (цели, задач) и условий его достижения.
2) Диагностика условий - изучение психологического климата, материальных, санитарных, гигиенических условий в которых протекает педагогический процесс. Сбор информации о реальных возможностях педагогов и учащихся. Определение уровня воспитанности, обученности учеников. Изучение состава первичного классного коллектива учащихся, семей школьников. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза, приводятся в соответствии с реальными возможностями.
3) Прогнозирование достижений - предварительное (до начала процесса) оценивание его возможностей, результативности и имеющиеся конкретные условия.
4) Проектирование развития педагогического процесса - доработанный проект воплощается в программах и планах достижения поставленных целей: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работы с коллективом учащихся, преподавания учебной дисциплины, конспектов внеклассных мероприятий, уроков.
5) планирование
2 этап:Основной Организация. Включает деятельность педагога (преподавание, руководство разнообразной деятельностью учащихся) и активное участие учеников в предлагаемой деятельности по достижению поставленных целей, планов.
Этап включает взаимосвязанные элементы:
1.) Педагогическое взаимодействие:
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности,
- контакт педагогов и обучаемых,
- использование намеченных методов, форм, средств,
- создание благоприятных условий,
- осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых.
2.) Оперативный педагогический контроль, играющий стимулирующую роль.
3.) Обратная связь от учащихся, показывающая уровень усвоения ими содержания урока, внеклассного мероприятия.
4.) В случает отклонения от поставленных целей и задач регулирование и коррекция деятельности учащихся и педагогов.
3 этап: Заключительный Контроль, анализ и оценка достигнутых результатов. Выявление и оценка результатов воспитания и обучения учащихся, эффективности проведенных уроков, воспитательных мероприятий, используемых форм, методов, средств ПП, причин ошибок, затруднений в деятельности педагогов и учащихся. Проектирование мер по устранению ошибок.