Приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики. Чтобы сделать его способным. развиваться дальше, без помощи учителя

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики

 Галлямова Г.Ф., учитель математики

высшей квалификационной категории

 МБОУ «СОШ №6» г. Лесосибирска

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше, без помощи учителя».

Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов является приведение современного школьного образования в соответствии с потребностями общества, которые постоянно изменяются. Для реализации этой задачи используется формирование функциональной грамотности учащихся, которая развивает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности с помощью прикладных знаний. Одним из видов функциональной грамотности является математическая грамотность. «Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке».

Предметное содержание остается основой школьного образования, но одних академических знаний недостаточно. Нужны навыки решения практико-ориентированных задач, умение использовать свои знания в прикладных аспектах деятельности. Учителю на протяжении всех уроков необходимо

- создавать среду, в которой ученик чувствует себя безопасно и комфортно;

- учить самостоятельно определять проблему, цель, стратегию для достижения цели;

- развивать критическое мышление, которое способствует осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, которые в дальнейшем послужат основанием к действию.

Достижению нужных результатов способствуют современные образовательные технологии.

На уроках математики эффективно использование технологии развития критического мышления, которое учит мыслить, работать с информацией, решать проблемы, приводить аргументы, работать в группе, самообучаться. Главная роль, при использовании технологии развития критического мышления, принадлежит учащемуся, учитель же является тьютором. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, т.е. ему предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать), т.е. он вступает в непосредственный контакт с новой информацией.

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, т.е. процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Основные методические приемы развития критического мышления:

 

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю.../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да – нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём «Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём «Перекрёстная дискуссия»

Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании – это то, что выдвигается самим учеником для выполнения заданий в процессе обучения. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.

Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.

Типы задач:

Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация,  для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия задач необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

Например, в каком году началась перестройка Сампсониевской церкви в Петербурге в каменный Сампсониевский собор, если цифра десятков – наименьшее простое число, а число единиц – его куб? Чтобы решить данную задачу недостаточно только знаний из предметной области «математика», т.к. в качестве ответа будет названо число 28.

Для решения задачи требуется привлечение знаний из других предметных областей, например, из истории:

- время основания Петербурга;

- историческое событие, связанное с возведением собора.

Задача, таким образом, связывает математические знания и исторические, культурные.

Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

 Например, Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?

Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

Например, Учащимся школы, которая находится в поселке N, в связи с отсутствием дорожки для пешеходов, запретили ходить в школу пешком из деревни, которая находится в 15 минутах езды. В связи с этим администрация поселка планирует выделить автобус два раза в день 5 раз в неделю для доставки обучающихся в школу и обратно.

Определите сколько денежных средств необходимо выделить администрации поселка на бензин, чтобы ребята не пропускали занятия в школе.

Используя ресурсы сети интернет (карту поселка) найдите оптимальный маршрут движения автобуса от деревни до школы.

По карте рассчитайте километраж этого маршрута.

Используя следующие данные вычислите расходы на бензин (на 1 месяц):

- примерный расход бензина автобусом на 100 км составляет 32 литра;

- цена бензина 47 руб. за литр.

На карте своего города (поселения, поселка) начертите и рассчитайте кратчайшее расстояние (в километрах) от вашего дома до школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: