Приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики
Галлямова Г.Ф., учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №6» г. Лесосибирска
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше, без помощи учителя».
Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов является приведение современного школьного образования в соответствии с потребностями общества, которые постоянно изменяются. Для реализации этой задачи используется формирование функциональной грамотности учащихся, которая развивает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности с помощью прикладных знаний. Одним из видов функциональной грамотности является математическая грамотность. «Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке».
|
|
Предметное содержание остается основой школьного образования, но одних академических знаний недостаточно. Нужны навыки решения практико-ориентированных задач, умение использовать свои знания в прикладных аспектах деятельности. Учителю на протяжении всех уроков необходимо
- создавать среду, в которой ученик чувствует себя безопасно и комфортно;
- учить самостоятельно определять проблему, цель, стратегию для достижения цели;
- развивать критическое мышление, которое способствует осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, которые в дальнейшем послужат основанием к действию.
Достижению нужных результатов способствуют современные образовательные технологии.
На уроках математики эффективно использование технологии развития критического мышления, которое учит мыслить, работать с информацией, решать проблемы, приводить аргументы, работать в группе, самообучаться. Главная роль, при использовании технологии развития критического мышления, принадлежит учащемуся, учитель же является тьютором. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, т.е. ему предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме.
|
|
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать), т.е. он вступает в непосредственный контакт с новой информацией.
3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, т.е. процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю.../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да – нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём «Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём «Перекрёстная дискуссия»
Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании – это то, что выдвигается самим учеником для выполнения заданий в процессе обучения. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.
Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.
Типы задач:
Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия задач необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.
Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.
Например, в каком году началась перестройка Сампсониевской церкви в Петербурге в каменный Сампсониевский собор, если цифра десятков – наименьшее простое число, а число единиц – его куб? Чтобы решить данную задачу недостаточно только знаний из предметной области «математика», т.к. в качестве ответа будет названо число 28.
Для решения задачи требуется привлечение знаний из других предметных областей, например, из истории:
- время основания Петербурга;
- историческое событие, связанное с возведением собора.
Задача, таким образом, связывает математические знания и исторические, культурные.
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
|
|
Например, Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?
Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
Например, Учащимся школы, которая находится в поселке N, в связи с отсутствием дорожки для пешеходов, запретили ходить в школу пешком из деревни, которая находится в 15 минутах езды. В связи с этим администрация поселка планирует выделить автобус два раза в день 5 раз в неделю для доставки обучающихся в школу и обратно.
Определите сколько денежных средств необходимо выделить администрации поселка на бензин, чтобы ребята не пропускали занятия в школе.
Используя ресурсы сети интернет (карту поселка) найдите оптимальный маршрут движения автобуса от деревни до школы.
По карте рассчитайте километраж этого маршрута.
Используя следующие данные вычислите расходы на бензин (на 1 месяц):
- примерный расход бензина автобусом на 100 км составляет 32 литра;
- цена бензина 47 руб. за литр.
На карте своего города (поселения, поселка) начертите и рассчитайте кратчайшее расстояние (в километрах) от вашего дома до школы.