Не нужно думать, что готовая тема, свалится композитору в голову прямо с неба и ему останется только её записать. Нет, чаще всего сочинение темы, это длительный процесс, состоящий из нескольких шагов - этапов.
Причём между шагами может пройти много времени, ибо идеи развития темы приходят не сразу, - они должны вызреть в сознании. Вот основные 5 шагов сочинения темы, хотя у некоторых композиторов их может быть и больше.
а). Первый шаг: Начало сочинения не с мелодии, а с грува [1]
Если в классике начинают сочинять «сверху», - мелодию, а потом аккомпанемент, то в роке
начинают сочинять «снизу», - сначала грув, а затем из него, как из насыщенного раствора - кристалл, должна образоваться мелодия. Ибо только при таком принципе сочинения в мелодии будут «дырки» - паузы, создающие драйв, и образуется «диалог» с грувом», как в песне
1. «Hair Of The Dog», группы Nazareth в мелодии - «вопрос», в груве – «ответ», тема -?, рифф -!:
В противном случае мелодия займет всё пространство квадрата и не будет диалога с грувом, а следовательно - энергетики. 2. «Полонез» Огинского:
|
|
Поскольку песни бывают основаны или на гармоническом груве (как в поп-роке) - или
на риффовом (как в хард-роке и металле), мы начнём сочинять - основываясь сначала на гармонический грув.
Итак, первый шаг - найти грув причём, грув не обязательно должен быть свой, его можно заимствовать у любой группы, ибо грув не может быть защищён авторским правом. Например, автор взял грув песни немецкой певицы
03. Айо «Down On My Knees». У неё такой регги-грув:
04. Второй шаг: выбранный грув написать свою мелодию:
Тема получилась с производными фразами по схеме: AB-BC-CD, когда концовка предыдущей фразы, становилась началом следующей:
Но вот беда, - мелодия получилась инструментальная, - (скачки и мелкие длительности), это не годится для запоминающейся темы, вот почему нужно написать новую, напевную, вокальную мелодию. Без больших интервалов и мелких длительностей, с паузами между фразами.
05. Третий шаг: написать вокальную мелодию в которой присутствуют длинные ноты и нет скачков, - часть А, её фразировка написана по принципу «вопрос-ответ» - AB-AC:
И часть джаз-бридж – в песенной форме ААБА, так называется часть В, которая написана по квартовому кругу, секвенциями:
Но вот беда, - песенная мелодия получилась слишком банально-сентиментальная. Вот почему нужен другой шаг, который сможет убрать из темы излишнюю сентиментальность и придать ей мелодическую энергию. Этот шаг имеет такие варианты:
а). гармония - острые, альтерированные аккорды,
б). ритм – синкопация фраз,
|
|
в). метр, например, поменять размер на 4/4 на размер 7/4. Выберем последний вариант:
06. Четвёртый шаг: Создать грув на 7/4, для чего каждый второй такт надо сократить на одну четверть:
И потом трансформировать тему с 4/4, на 7/4:
Но такой трансформации поддаются не все темы. Если часть А, написанная в ладовом,
модальном стиле, легко меняет чётный метр, на нечётный. То часть В, написанная в джазовом стиле (секвенциями по квартовому кругу), совсем не поддаётся такой трансформации и в части В пришлось оставить чётный метр 4/4. Хотя это метрическое разнообразие только украсило тему.
07. Пятый шаг: сочинить контрапункт (скрипки) во вступлении:
и филлы[2] (мелодическое заполнение в паузах темы):
и создать форму пьесы, в ней будет 6 частей. В неё не вошли прехорус, и рок-бридж (контрастный эпизод перед репризой):
Вступление | Тема ААБА | Импровизация | Тутти | Реприза | Кода |
И вот что удивительно, - 1-й инструментальный вариант, подошёл для оркестровой разработки, которая в аранжировке называется тутти, и этот 1-й вариант стал кульминацией всей пьесы, и в нём очень кстати оказались скачки и мелкие длительности:
Тема готова. И если она станет хитом, на её мелодию напишут текст и она станет песней, так часто бывает в джазе.
Из всего вышесказанного можно сделать такие выводы:
Бывают 2 типа композиторских приёмов – а). концептуальные, которые связаны с формой
и с трансформацией музыкального материала и б). интуитивные, связанные с созданием мелодии.
И получается, что надо ходить, как бы на 2-х ногах: - концептуальной и интуитивной. Так, шаг 1 - найти грув – это скорее концептуальная задача. Шаг 2-й - сочинить мелодию – интуитивная. Шаг 3-й – сочинить песенную мелодию – опять интуитивная. Шаг 4-й – трансформировать тему в метр 7/4 – концептуальная и т. д.
Иногда, когда слушаешь песню, то становиться видно, что автор прыгает на одной ноге, или только концептуальной или только интуитивной. Так в песне бывает яркая, остроумная идея с грувом, формой, саундом, а нет цепляющей темы, подкачала интуиция. Или – яркая, цепляющая тема, но из-за отсутствия «концептуальной ноги» - автор не смог создать в ней контраста в припеве, не смог развить тему, и песня не состоялась, все интуитивные находки «ушли в песок».
Музыкальные стили и форма
За полувековую историю рок музыки, рокеры создали множество рок-стилей, которые делятся на рок-мейнстрим – все стили, основанные на блюзе, - такие, как: «рок-н-ролл», «мерси-бит», «хард-рок», «арт-рок», «психоделия», «металл», и стили, в произошедших не от блюза, - «латино-рок», «полистилистика», «регги» и «альтернатива».
Ребёнок, в утробе матери, проходит всю эволюцию земли. Он там и червячок, и рыбка (даже есть жабры, которые потом отмирают), и все существа эволюции, пока чрез 9 месяцев не станет человеком. Так и рок-композитор: сначала он похож на Битлов, потом на М. Джексона, потом на К. Кобейна, и только через какое-то время он становится самим собой. Вот почему мы начнём рок–композицию с того, что будем сочинять мелодии во всех рок-стилях под минуса, которые даны на СD. Начнём с рок-н-ролла.
Сочинение рок-н-ролла. Как в рок-н-ролле 09. E. Presley – 01. «Jailhouse Rock»:
Он основан на таких хуках:
1. Выключение и включение грува.
2. Риффовая накачка, - 10. L. Richard «Tutti Frutti». Повторяющийся рифф:
который «взрывается» брейком: |
3. Диалог с грувом, - 11. «Johnny B. Goode» Chuck Berry:
· Рифовая техника.
12. Песня с группы «Зоопарк», Майка Науменко и – «Я люблю буги-вуги».
По форме – это 12 тактовый блюзовый квадрат. Запев V певец поёт без грува, и далее начинается приём «уплотнение грува», постепенное добавление инструментов. В припеве + гитара, во втором запеве + бас и барабаны, во втором припеве + рифф духовых и т. д.:
|
|
I | V1 | R1 | V 2 | R2 | V 3 | R3 | R4 | R5 | Coda |
Смысл песни этой питерской группы в риффовой технике. Если в советской песне преобладает линейная мелодия как, например, в песне В.П Соловьева-Седова «Подмосковные вечера», когда смысловая точка, цель фразы далеко, - в 4-м такте:
Рифовая техника заключается в том, чтобы свернуть мелодию в кольца-риффы, и с их помощью накачивать энергию, вот почему фразы всё время повторяются, но меняется гармония:
Е E A E
/Мы любим буги-вуги/, / Мы любим буги-вуги/, /Мы любим буги-вуги/, /Мы любим буги-вуги/
H 7 A7 E
/Мы любим буги-вуги мы танцую буги - вуги каждый день/.
И кульминация этого развития – шуточной брейк-скороговорка на стоп-тайме (паузе грува):
//На мели налима лениво ловили/, /Меняли налима вы мне на линя/. /Любви не меняли, вы мило молили/, /В туманы лимана манили меня//.
Припев R построен по принципу диалога с грувом: между фразами возникают большие паузы «дырки», в которых играют риффы («пачки»), духовые.
Получается вопросно-ответная фразировка, когда у солиста «вопрос», а в оркестре «ответ»: |
Впервые, в этом фильме русская эстрадная музыка стала говорить на языке риффов (остинатных ритмо-формул).
13. В песне группы Алиса - «Всё это Rock & Roll», запев состоит из линейных фраз:
а припев из риффовых:
14. В песне М. Науменко исполненной группой Секрет «Мажорный рок-н-ролл» фразы запева риффовые построены на стоп-таймах:
Я посмотрел на часы, было 8.22,
У меня начала кружиться голова.
Рок-н-ролл! Танцуют все кругом,
Мы прыгали, крутились и вертелись так,
Что пол ходил ходуном.
Я посмотрел на часы, было 9.04,
Я устал, как будто весь день жал гири.
Рок-н-ролл! Танцуют все кругом,
Мы прыгали, крутились и вертелись так,
Что пол ходил ходуном.
15- В песне группы Браво «Ленинградский рок-н-ролл» применён приём дробление, когда 4-х тактовая фраза дробится 2-х тактовой, а потом суммирование - опять 4-х тактовая фраза:
|
|
16. В песне группы Воскресение «Слепили бабу на морозе» в запевефразировка «вопрос-ответ»: