Пять шагов сочинения темы

Не нужно думать, что готовая тема, свалится композитору в голову прямо с неба и ему оста­нется только её записать. Нет, чаще всего сочинение темы, это длительный процесс, состоящий из нескольких шагов - этапов.

Причём между шагами может пройти много времени, ибо идеи развития темы приходят не сразу, - они должны вызреть в сознании. Вот основные 5 шагов сочинения темы, хотя у некоторых композиторов их может быть и больше.

 а). Первый шаг:   Начало сочинения не с мелодии, а с грува [1]

Если в классике начинают сочинять «сверху», - мелодию, а потом аккомпанемент, то в роке

начинают сочинять «снизу», - сначала грув, а затем из него, как из насыщенного раствора - кристалл, должна образоваться мелодия. Ибо только при таком принципе сочинения в мелодии будут «дырки» - паузы, создающие драйв, и образуется «диалог» с грувом», как в песне

1. «Hair Of The Dog», группы Nazareth в мелодии - «вопрос», в груве – «ответ», тема -?, рифф -!:

 

В противном случае мелодия займет всё пространство квадрата и не будет диалога с грувом, а следовательно - энергетики. 2. «Полонез» Огинского:

 

Поскольку песни бывают основаны или на гармоническом груве (как в поп-роке) - или

на риффовом (как в хард-роке и металле), мы начнём сочинять - основываясь сначала на гармонический грув.

Итак, первый шаг - найти грув причём, грув не обязательно должен быть свой, его можно заимствовать у любой группы, ибо грув не может быть защищён авторским правом. Например, автор взял грув песни немецкой певицы

03. Айо «Down On My Knees». У неё такой регги-грув:

 

 

04. Второй шаг: выбранный грув написать свою мелодию:

 

 

Тема получилась с производными фразами по схеме: AB-BC-CD, когда концовка предыдущей фразы, становилась началом следующей:

 

Но вот беда, - мелодия получилась инструментальная, - (скачки и мелкие длительности), это не годится для запоминающейся темы, вот почему нужно написать новую, напевную, вокальную мелодию. Без больших интервалов и мелких длительностей, с паузами между фразами.

05. Третий шаг: написать вокальную мелодию в которой присутствуют длинные ноты и нет скачков, - часть А, её фразировка написана по принципу «вопрос-ответ» - AB-AC:

 

 

И часть джаз-бридж – в песенной форме ААБА, так называется часть В, которая написана по квартовому кругу, секвенциями:

 

 

Но вот беда, - песенная мелодия получилась слишком банально-сентиментальная. Вот почему нужен другой шаг, который сможет убрать из темы излишнюю сентиментальность и придать ей мелодическую энергию. Этот шаг имеет такие варианты:

 а). гармония - острые, альтерированные аккорды,

б). ритм – синкопация фраз,

в). метр, например, поменять размер на 4/4 на размер 7/4. Выберем последний вариант:

06. Четвёртый шаг: Создать грув на 7/4, для чего каждый второй такт надо сократить на одну четверть:

 

И потом трансформировать тему с 4/4, на 7/4:

 

 

Но такой трансформации поддаются не все темы. Если часть А, написанная в ладовом,

модальном стиле, легко меняет чётный метр, на нечётный. То часть В, написанная в джазовом стиле (секвенциями по квартовому кругу), совсем не поддаётся такой трансформации и в части В при­шлось оставить чётный метр 4/4. Хотя это метрическое разнообразие только украсило тему.

 

07. Пятый шаг: сочинить контрапункт (скрипки) во вступлении:

 

и филлы[2] (мелодическое заполнение в паузах темы):

 

 и создать форму пьесы, в ней будет 6 частей. В неё не вошли прехорус, и рок-бридж (контра­стный эпизод перед репризой):

 

Вступление Тема ААБА Импровизация Тутти Реприза Кода

 

 И вот что удивительно, - 1-й инструментальный вариант, подошёл для оркестровой разработки, которая в аранжировке называется тутти, и этот 1-й вариант стал кульминацией всей пьесы, и в нём очень кстати оказались скачки и мелкие длительности:

Тема готова. И если она станет хитом, на её мелодию напишут текст и она станет песней, так часто бывает в джазе.

 

Из всего вышесказанного можно сделать такие выводы:

Бывают 2 типа композиторских приёмов – а). концептуальные, которые связаны с формой

и с трансформацией музыкального материала и б). интуитивные, связанные с созданием мелодии.

И получается, что надо ходить, как бы на 2-х ногах: - концептуальной и интуитивной. Так, шаг 1 - найти грув – это скорее концептуальная задача. Шаг 2-й - сочинить мелодию – интуитивная. Шаг 3-й – сочинить песенную мелодию – опять интуитивная. Шаг 4-й – трансформи­ровать тему в метр 7/4 – концептуальная и т. д.

 

Иногда, когда слушаешь песню, то становиться видно, что автор прыгает на одной ноге, или только концептуальной или только интуитивной. Так в песне бывает яркая, остроумная идея с грувом, формой, саундом, а нет цепляющей темы, подкачала интуиция. Или – яркая, цепляющая тема, но из-за отсутствия «концептуальной ноги» - автор не смог создать в ней контраста в припеве, не смог развить тему, и песня не состоялась, все интуитивные находки «ушли в песок».

Музыкальные стили и форма

За полувековую историю рок музыки, рокеры создали множество рок-стилей, которые делятся на рок-мейнстрим – все стили, основанные на блюзе, - такие, как: «рок-н-ролл», «мерси-бит», «хард-рок», «арт-рок», «психоделия», «металл», и стили, в произошедших не от блюза, - «латино-рок», «полистилистика», «регги» и «альтернатива».  

Ребёнок, в утробе матери, проходит всю эволюцию земли. Он там и червячок, и рыбка (даже есть жабры, которые потом отмирают), и все существа эволюции, пока чрез 9 месяцев не станет человеком. Так и рок-композитор: сначала он похож на Битлов, потом на М. Джексона, потом на К. Кобейна, и только через какое-то время он становится самим собой. Вот почему мы начнём рок–композицию с того, что будем сочинять мело­дии во всех рок-стилях под минуса, которые даны на СD. Начнём с рок-н-ролла.

Сочинение рок-н-ролла.   Как в рок-н-ролле 09. E. Presley – 01. «Jailhouse Rock»:

Он основан на таких хуках:

 

1. Выключение и включение грува.  

2. Риффовая накачка, - 10.   L. Richard «Tutti Frutti». Повторяющийся рифф:  

    который «взрыва­ется» брейком:

3. Диалог с грувом, - 11. «Johnny B. Goode» Chuck Berry:

· Рифовая техника.

 12. Песня с группы «Зоопарк», Майка Науменко и – «Я люблю буги-вуги».

По форме – это 12 тактовый блюзовый квадрат. Запев V певец поёт без грува, и далее начинается приём «уплотнение грува», постепенное добавление инструментов. В припеве + гитара, во втором запеве + бас и барабаны, во втором припеве + рифф духовых и т. д.:

I V1  R1 V 2 R2 V 3 R3 R4 R5  Coda

 

 Смысл песни этой питерской группы в риффовой технике. Если в советской песне преобладает линейная мелодия как, например, в песне В.П Соловьева-Седова «Подмосковные вечера», когда смысловая точка, цель фразы далеко, - в 4-м такте:

 

Рифовая техника заключается в том, чтобы свернуть мелодию в кольца-риффы, и с их помощью накачивать энергию, вот почему фразы всё время повторяются, но меняется гармония:

Е                                      E                                A                                   E
 /Мы любим буги-вуги/, / Мы любим буги-вуги/, /Мы любим буги-вуги/, /Мы любим буги-вуги/
  H 7                    A7                              E   

/Мы любим буги-вуги мы танцую буги - вуги каждый день/.

 И кульминация этого развития – шуточной брейк-скороговорка на стоп-тайме (паузе грува):

//На мели налима лениво ловили/, /Меняли налима вы мне на линя/. /Любви не меняли, вы мило молили/, /В туманы лимана манили меня//.

  Припев R построен по принципу диалога с грувом: между фразами возникают большие паузы «дырки», в которых играют риффы («пачки»), духовые.

 

Получается вопросно-ответная фразировка, когда у солиста «вопрос», а в оркестре «ответ»:

Впервые, в этом фильме русская эстрадная музыка стала говорить на языке риффов (остинатных ритмо-формул).

13. В песне группы Алиса - «Всё это Rock & Roll», запев состоит из линейных фраз:

а припев из риффовых:

14. В песне М. Науменко исполненной группой Секрет «Мажорный рок-н-ролл» фразы запева риффовые построены на стоп-таймах:

Я посмотрел на часы, было 8.22,

У меня начала кружиться голова.

Рок-н-ролл! Танцуют все кругом,

Мы прыгали, крутились и вертелись так,

Что пол ходил ходуном.

Я посмотрел на часы, было 9.04,

Я устал, как будто весь день жал гири.

Рок-н-ролл! Танцуют все кругом,

Мы прыгали, крутились и вертелись так,

Что пол ходил ходуном.

15- В песне группы Браво «Ленинградский рок-н-ролл» применён приём дробление, когда 4-х тактовая фраза дробится 2-х тактовой, а потом суммирование - опять 4-х тактовая фраза:

 

16. В песне группы Воскресение «Слепили бабу на морозе» в запевефразировка «вопрос-ответ»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow