Технологическая карта дистанционного урока

По учебному предмету: Литература

Класс: 5

Учитель: Добрыднева Е.В.

Дата: 10.11.2021

Тема урока Задание Ссылка на источник (учебник, пособие, конспект, ЭОР) Время Примечания

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и способы рифмовки

1. Открыть тетрадь, записать число, классная работа, тему урока.   1 мин  
2. Изучение нового материала 1.Подумайте и устно ответьте на вопрос: - Чем отличается стихотворная речь от прозаической? 2. Сравните два описания метели: а) «… Уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга». (К.Г. Паустовский) б) И дни и ночи до утра В степи бураны бушевали, И вёшки снегом заметали, И заносили хутора. Они врывались в мёртвый дом – И стёкла в рамах дребезжали, И снег сухой в старинной зале Кружился в сумраке ночном.                          (И.А. Бунин) - Какое из этих описаний написано прозой, а какое – стихами? - Как вы это определили? - Можно ли считать рифму и запись текста в столбик основными признаками стихотворной речи? Обоснуйте свой ответ. 3. Прочитайте в учебнике на стр. 91-92 статью «Рифма. Способы рифмовки». 4. Выпишите определение рифмы (стр. 91) в тетрадь по литературе. 5. Откройте на форзаце пролог к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» и выполните следующие задания: а) как располагаются рифмующиеся строки в первой строфе пролога (1-6 строчки)?; б) как располагаются рифмующиеся строки в четверостишии, которое начинается со слов: «В темнице там царевна тужит…»?; в) как располагаются рифмующиеся строки в последнем четверостишии пролога? 6. Выпишите к себе в тетрадь определение перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовок. 7. Определите вид рифмовки в следующих отрывках: а) Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, Всё равно его не брошу, Потому что он хороший. (А. Барто)   б) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвеся и играя, Грохочет в небе голубом. (А. Фет)   в) Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь…(Ф.И, Тютчев)   8. Просмотр видеоурока по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jK1_Rxi00Wk 9. Выписать в тетрадь определение, что такое ритм (стр. 92). 10. Выполните задания 1-2 из раздела «Размышляем о прочитанном» (стр. 93). 10 мин  
5. Домашнее задание: 1. Выучить: что такое рифма, парная, перекрёстная, опоясывающая рифмовки, ритм. 2. Подберите и запишите в тетрадь отрывки из стихотворений с различными видами рифмовок. 3. Подберите и запишите в тетрадь по 2 примера стихотворной и прозаической речи и объясните свой выбор.    

 

Таблица

«Сходства и различия народных и литературных сказок»

Перечертите таблицу в тетрадь и заполните ее, ответив на вопросы. (Вопросы переписывать не нужно). Старайтесь отвечать полным, развернутым ответом.

Народная сказка Литературная сказка

Сходство

1. О каких событиях повествуют народные и литературные сказки: о вымышленных или реальных?

2. Что обычно противопоставлено в сказке? Какие поступки героев?

3. Если герои совершают хорошие поступки, то они являются …., а если плохие поступки, то …. Значит, герои в сказках делятся на ….

4.Кто чаще всего помогает героям в сказках?

5. Всегда ли главные герои справляются самостоятельно с проблемами, заданиями?

6. Какие сказочные элементы характерны для народных и литературных сказок? Чтобы ответить на этот вопрос, вернись к стр. 12 учебника и вспомни о сказочных «премудростях»

Различия

В какой форме идёт повествование в народной сказке? А в литературной?
В какой форме создается народная сказка? Вспомни, к какому периоду литературы относится народная сказка? Поможет учебник стр. 7 А в какой форме создаётся литературная сказка? Подсказка: «литера» - значит, буква.
Попробуй назвать автора сказок «Репка», «Теремок», «Царевна-лягушка». Получилось? Сделай вывод. Вспомни автора сказки «Спящая царевна» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сделай вывод.
Сколько вариантов может быть у народных сказок, если они передаются только из уст в уста? Сделай вывод. А у литературной?
Откуда берется сюжет для создания народной сказки? А для литературной? Вспомни, о чем ты сегодня узнал, посмотрев видеоурок. Сделай вывод.
Какие сказочные «премудрости» обязательно есть в народной сказке? Всегда ли литературная сказка имеет эти сказочные «премудрости»?

Вопросы для домашнего задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: