Анна Иоанновна страстно любила пышную и нарядную итальянскую оперу. Именно при ней в Петербург приехала первая итальянская труппа и возникла традиция отмечать наиболее значительные события в жизни царской семьи оперными постановками.
«Веселая царица» Елизавета была очень музыкальна и пела дискантом в церковном хоре. Любовь к пению и толкнула ее в объятия украинского ка- зака Разумовского, обладавшего великолепным басом.
Петр Федорович, сменивший Елизавету на престоле, отлично играл на скрипке и участвовал как скрипач в концертах, и очень жаль, что судьба уготовила ему иное поприще.
Его супруга, великая Екатерина музыкальным слухом не обладала и от- кровенно признавалась, что «музыка для моих ушей редко что‐нибудь другое, чем простой шум».
Павел I, видимо унаследовал музыкальные способности от отца. Он хорошо играл на клавесине, и это был любимый инструмент в его семье.
ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
|
|
ОРАНИЕНБАУМА С XVIII ВЕКА ДО 1908 ГОДА
Театральная жизнь в нашем городе (Ораниенбауме) существовала со дня его основания. Большой ораниенбаумский дворец был пер- вым, содержащим нечто похожее на сцену. Его танцевальный зал с нишей для оркестра, предназначался для балов, маскарадов, концертов..
В полном смысле слова театр появился в Ораниенбауме, когда его владельцем стал великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. В 1743 году императрица Елизавета Петровна подарила Ораниенбаум своему племяннику великому князю Петру Федоровичу. Начался новый этап истории усадьбы. Отныне это резиденция наследника российского престола. Здесь ведется обшир- ное строительство, даются пышные праздники, устраиваются охоты. «Малый двор» становится отражением императорского двора. В даль-
нейшем именно опера и балет составили славу Ораниенбаумс- кого театра, соперничавшего с императорской придворной сценой.
В усадьбе существовало два основных типа зданий, связан- ных с музыкальными постановками. П е р в ы й -- «оперные дома», традиционно разделенные на зрительный зал и сцену, с театраль- ными механизмами, и сложной системой декораций. В т о р о й тип здания -- большие специальные залы, нередко именуемые «дворцами», предназначенные для проведения разного рода празд- неств, маскарадов, а также концертов, в которых нередко участ- вовал сам Великий князь. Как правило, эти здания имели неболь- шую сцену и хоры для музыкантов.
Первый такой зал, по свидетельству Я. Штелина (библиотекаря Петра Федоровича) возвели в Ораниенбауме «в 1746 году, на лугу к югу от дворца». Здесь было отпраздновано бракосочетание великого князя Петра Федоровича. Поэтому случаю, итальянский композитор Франческо Арайя, вернувшийся в Россию осенью 1742 года, сочинил замечательную музыкальную драму в качестве застольной музыки. Торжество прошло «с иллюминацией, пушечной пальбой и проч.». В документах XVIII века указывается что «еповаренном огороде, на сделанном каменном фундаменте, пост- роили Каменное зало..». Это название сохранилось за зданием, находящимся в Верхнем саду. Здание использовалось для кон- цертов, танцев и маскарадов. Очевидно, именно здесь проис- ходили знаменитые концерты Петра Федоровича, в которых, наряду с профессиональными музыкантами, участвовали дилетанты из сос- тава приближенных великого князя и голштинских офицеров. Пер- воначальный облик здания был изменен, оно не раз перестра- ивалось.
|
|
Помимо строительства «Каменной залы», в 1752 году начина- ется возведение «Картинного дома». Это здание было задумано как первый в России своеобразный культурный центр. Здание разместили у решетки Нижнего сада, по дороге, ведущей в Тро- ицкую слободу. Можно предположить, что идея создания орани- енбаумского «культурного центра» принадлежала Я. Штелину -- нас- тавнику и библиотекарю Петра Федоровича. Разносторонне образо- ванный ученый и писатель Я. Штелин пытался привить систе- матические знания великому князю, уровень образования которого оставлял желать лучшего. Судя по указаниям Я. Штелина, оперный зал Картинного дома, строился и отделывался по проекту архитек- тора Ринальди.
Известно, что Петр Федорович был музыкально одаренным человеком, страстно любившем музыку и прекрасно владевшим скрипкой, создавший коллекцию музыкальных инструментов.
Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь.XVIII век. Т. 2: К-П. СПб, 1998. Статья "Петр III" (автор - М.В.Вознесенский), с. 362-365.
Учителями Петра в игре на скрипке были: Иоганн Вильде (с лета 1744) и Пьетро Пери (упоминается в мемуарах Екатерины), были и другие. Теорию музыки в более широком плане ему объяснял, видимо, Якоб Штелин (который, хотя и не был профессиональным музыкантом, во время учебы в Лейпциге играл в студенческом оркестре под управлением И.С.Баха). В книге Штелина есть харак- теристика игры Петра: играл бегло, но жестковато; сам себя Петр причислял к школе Джузеппе Тартини (Я. Штелин, Записки // Утро, 1868, ч. 3). Скрипки у него были разные, в том числе лучших итальянских мастеров: Амати и известного немецкого мастера Штейнера.
Книга Штелина издавалась у нас неоднократно, но под разными названиями.
Как известно, Петр Федорович предпочитал исполнять музыку итальянцев, работавших при русском дворе (особенно благоволил к Франческо Арайе и Винченцо Манфредини), вероятно, играл и музыку Тартини (по тому времени - "авангард"). Будучи фанатом Фридриха Великого, должен был бы играть и его любимых композиторов - в частности, Иоганна Готлиба Грауна, который вообще был про- фессиональным срипачом, учеником Тартини и Пизенделя (брат Иоганна Готлиба, Карл Генрих Граун, больше налегал на оперы).
Дворец Петра III
Архитектурно - пространственное решение Картинного зала доста- точно своеобразно. Это центральный парадный зал квадратной фор-
мы со сводчатыми перекрытиями, высокими падугами и скруглен- ными углами, что способствовало эффекту экранирования звука и превосходной акустике. Здесь Петр Федорович не только принимал своих гостей и приближенных, но и использовал его как зал
для музицирования, где устраивались домашние концерты, в кото- рых принимал участие Петр III, прекрасно игравший на скрипке, причисляя себя к исполнительской школе итальянского скрипача Д. Тартини. В его коллекции были скрипки работы выдающихся мастеров А. Страдивари, К. Руджьери, Н. Амати.