Картинный дом

В 1754-1761 годах это небольшое здание -- Картинный дом --   служило вместилищем для придворного театра, живописной кол- лекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Федоровича и являлось одним из ярких примеров универсального частного собрания XVIII века.

В восточном крыле Картинного дома располагался Оперный         зал – первый придворный театр, устроенный великим князем Петром Федоровичем в Ораниенбаумской резиденции и просуществовавший с 1755 по 1758 год. Для устройства Оперного зала в Картинном доме были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты     того времени, оформлявшие представления в императорских театрах     в Петербурге: машинист Карло Джибелли, художники-перспективисты и декораторы Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти. На про- тяжении четырех сезонов ставились итальянские оперы-сериа, коме- дии и кантаты на музыку Франческо Арайи, придворного капель-    мейстера императрицы Елизаветы Петровны.

  В настоящее время в пространстве реконструированного Опер-   ного зала разворачивается мультимедийное представление, посвящен- ное истории русского театра эпохи барокко. В спектакле использо-  ваны фрагменты музыкальных произведений Франческо Арайи, в том числе оперы "Цефал и Прокрис", воссозданной в 2001 году на сцене Мариинского театра, а также эскизы декораций Дж. Валериани и театральных костюмов Р.-Л. Боке.

   Первое представление на сцене Оперного зала Картинного дома состоялось еще до окончания работ – 30 июня 1755 года. Вероятно, оно было приурочено ко дню тезоименитства великого князя (име- нины высокопоставленного лица, принадлежащего к царствующей фа-

милии), отмечавшемуся накануне. Опера «Плененный Амур» (или «Пленник любви») -- маленькое произведение на мифологический сюжет -- состояла из одного акта в двух сценах. В подготовке спектакля участвовали те, кто входил в состав итальянской опер- ной труппы, служившей при  императорском дворе. Музыку на сти- хи известного поэта Пьетро Метастазио написал Франческо Арайя, представитель неаполитанской школы. Композитор был приглашен в Россию при Анне Иоанновне и течение 24 лет являлся придворным капельмейстером. С его именем связана целая эпоха в истории       нашей музыки. Арайя стал автором первой поставленной в Рос-     сии в 1736 году оперы  "Сила любви и ненависти".  Во времена Елизаветы Петровны, в 1755 году, он создал первую оперу на рус-  ский текст, написанный А. П. Сумароковым, - "Цефал и Прокрис".     Ее исполнили русские артисты. Арайя поставил в России мно- жество опер на историко-мифологические сюжеты. Ему принадлежат также оратории, кантаты, сонаты и каприччио. Будущую Екате-   рину II композитор обучал игре на клавесине.

 

Возможно, Арайя написал музыку к постановке «театрального увеселения» «Соединение любви и брака». Этой помпезной аллегорией с балетом было отмечено бракосочетание Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны 21 августа 1745 года. Либретто сочинил «французский комедиант Ея Императорского Величества», исполнителями выступили актеры придворного французского театра. Представление явилось прологом к основному спектаклю. Французами были показаны комедия-балет Ж.-Б. Мольера «Принцесса Элиды» и комедия Л. де Каюзака «Зенеида». В заключение публика увидела «Балет цветков» - новый опус балетмейстера и танцора Антонио Ринальди, прозванного Фоссано, или Фузано (fusano в переводе с итальянского языка озна- чает «вертун»). 

   Якоб Штелин, написавший «Известия о музыке в России», упо- мянул также «замечательную музыкальную драму», которую Арайя сочинил к свадебным торжествам. Произведение, исполненное оркест- ром и хором церковных певчих, произвело, по словам академика, «изумительное впечатление». В либретто, изданном специально к ораниенбаумской премьере, указывалось, что декорации выполнены живописцем Антонио Перезинотти по эскизам Джузеппе Валериани. Валериани принес на русскую сцену высокое мастерство итальян-  ского искусства, уходящее корнями в сценические опыты Возрож- дения и архитектурные фантазии художников ХVІІ века. Вместе с     ним работали русские и итальянские мастера. Часто Валериани       делал только предварительный эскиз, а непосредственное его воп- лощение поручал другому художнику. Джузеппе Валериани при-     ехал в Россию в 1742 году, вскоре получил множество заказов              по росписи петербургских и загородных дворцов императрицы Ели- заветы Петровны. Он преподавал перспективную живопись в Ака- демии наук, устраивал маскарады, являлся главным декоратором придворных театров.

Произведения Валериани отличались пышностью, богатством пространственных эффектов. Он был первым художником, изменив- шим метод и стиль декорационной живописи. Его фантазийные, перспективно твердо построенные композиции прекрасно соответст-  вовали театру времени Елизаветы Петровны. Ведущим жанром была опера - серия с множеством сменных декораций, служащих достой- ным фоном торжественному спектаклю, центром которого являлся грандиозный апофеоз. В Италии эпохи Возрождения сложился тип архитектурно - перспективной декорации, изображающей городскую  площадь или уходящую вдаль улицу. Она создавалась с помощью расписанных, натянутых на рамы холстов, представляющих одно   место действия. Возрастающая зрелищность придворных оперно-ба- летных спектаклей привела к замене неподвижных декораций сменяющимися. 

 

С начала XVIII в. все шире использовались сценические ме-            ханизмы. Усовершенствование техники привело к созданию системы кулис и "сцены-коробки". Вскоре итальянская система кулисно- арочной декорации распространилась по всей Европе. Применение вращающихся трехгранных призм - телариев позволяло осуществлять смену декораций на глазах у зрителей. Синхронное вращение ряда вертикальных призм изменяло рисунок декораций, так как каждая  грань призм имела свое изображение. Призмы располагались на      сцене, а приводивший их в движение механизм с валами находился    под ней. Первая декорация оперы «Плененный Амур» представ-    ляла «очаровательную местность с водопадами, холмами и гора-        ми». На второй изображались гроты, фонтаны и статуи, окружен-       ные вазами и растениями с цветами. Часть цветов оживала, превра- щаясь в действующих лиц «балета в приятном саду». Автором и постановщиком этой части являлся замечательный придворный тан- цовщик и балетмейстер Антонио Ринальди, прозванный Фоссано.

В XVIII веке театральные представления почти всегда сопро- вождались балетами, которые были связаны с основным действием  или являлись самостоятельными произведениями на разные темы.      Это могли быть вставные танцевальные эпизоды, имеющие отноше-   ние к основному действию. Но чаще танец вводился в оперу в           виде дивертисмента – цепочки номеров, связанных между собой формально. Популярны были балетные интермедии – танцевальные сценки с самостоятельным сюжетом. От танцоров того времени требовались грация, изящные позы и выразительные жесты, кра-    сивые поклоны и реверансы. Их техника была основана на невы-    соких прыжках. Придворные часто не уступали в мастерстве про- фессиональным танцовщикам: детей из знатных семей учили слож-   ным бальным танцам, которые не слишком отличались от теат-  ральных. Быстрый, сложный и динамичный танец был невозможен также из-за костюмов. Наряды артистов были объемными, неудоб- ными, с париками, масками, головными уборами, украшенными перь- ями. Общее руководство постановкой осуществлял Петр Федорович. Главные роли в опере – Амура и Дианы - исполняли певицы, сос-      тоявшие у него на службе: Элеонора Бриган и София Иттерштедт.       21 августа, когда отделочные работы в Картинном доме заверши-    лись, состоялся повторный показ спектакля. В течение нескольких     лет здесь устраивались и другие представления на музыку Арайи.

В 1756 году была поставлена серенада «Прибежище мира». В спектакле принимали участие кадеты Шляхетного корпуса – около     100 человек. В следующем летнем сезоне зрители увидели оперу «Беллерофонт». В 1759 году, незадолго до отъезда композитора на родину, была показана опера «Александр в Индии». Через нес- колько лет Арайя посетил Россию по приглашению ставшего импе- ратором Петра III.

   Одним из постановщиков спектаклей стал итальянец Фран-        ческо Кальцеваро – танцовщик и балетмейстер. Он служил в труппе Локателли, которая в 1758 году исполнила в Ораниенбауме оперу Галуппи «Лунный мир» с двумя балетами. Великий князь посто-   янно устраивал у себя в Ораниенбауме вечерние концерты и опер-     ные спектакли. Драматические представления его не увлекали. Ре- пертуар музыкальных произведений соответствовал европейским вку- сам. Главная роль отводилась итальянской музыке – инструменталь- ной и вокальной, которую очень ценил наследник российского престола. Легкий и изящный стиль «бель канто» («прекрасное     пение») требовал от исполнителей совершенного владения голосом.

   Небольшой сцене Картинного дома прекрасно соответствовал  жанр интермедии – музыкальной комедии, рассчитанной на дуэт         артистов исполнителей арий и речитативов. Здесь выступали актеры   не только итальянской, но и немецкой труппы. Роль Петра Фе-    доровича в музыкальной и театральной жизни Ораниенбаума невоз- можно преувеличить. Он являлся заказчиком музыки, слушателем, зрителем, мог выступить в качестве постановщика или исполнителя. Вкусы и пристрастия великого князя сказывались в подборе артис-     тов и составе зрителей, среди которых могли быть простолюдины из окрестностей Ораниенбаума. Петр Федорович относился к артистам     с уважением. Он следил за выплатой жалованья, вручал дорогие  подарки, приглашал их на званые обеды и ужины, к неудовольствию знати и своей супруги, великой княгини Екатерины Алексеевны.

    В придворной капелле Петра Федоровича служили не только иностранные – итальянские и немецкие, но и русские артисты. Он занимался профессиональной подготовкой отечественных исполните- лей. В 1755 году по распоряжению великого князя в Ораниенбауме была организована артистическая школа.  Для обучения в нее отоб- рали из детей садовников и бобылей восемь мальчиков и девочек,        от 10 до 13 лет, которые «были лицами недурны». Из этой школы вышли замечательные русские вокалисты, оркестранты, композиторы, танцовщики и балерины. Среди них выдающийся певец, украинец по происхождению, Максим Березовский, в 1758 году принятый в придворную труппу Петра Федоровича. Ученики школы привлекались к участию в театральных   постановках.

   Благодаря хозяину Ораниенбаума, где находились и другие сце- нические площадки, Картинный дом в середине 1750 - х -- начале 1760-х годов являлся центром художественной жизни России. После смерти Петра III театр и школа здесь перестали существовать, мно- гие иностранные артисты уехали на родину. В XXI веке Оперный зал Картинного дома воссоздан.

 

                           Д о п о л н е н и е

                           Франческо Арайя

  Первой оперой Франческо Арайи была «Berenica», представленная в 1730 году во дворце герцога тосканского близ Флоренции; вскоре в Риме была дана вторая его опера «Amore per regnante» («Любовь к царствующим»).

В 1735 году большая итальянская оперная труппа под руководством Арайи была приглашена в столицу Российской империи город Санкт-Петербург. Представления зимой давали в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада. В 1737 году в Санкт-Петербургском придворном театре была разыграна опера «Abiazare», написанная Арайей. Это была первая итальянская опера, поставленная в Петербурге.

В 1738 году он поставил на сцене «Семирамиду», а в следующих годах оперы «Арсака», «Селевка», «Беллерофонта», «Александра в Индии» и др. Арайе также приписывают сочинение оперы «La Russia afflitta e riconsolata» (Москва, 1742), которая, по мнению Штелина, принадлежит композитору Далл’Ольо.

В 1740 году, после падения Бирона, Арайя был командирован в чужие края для приглашения новых артистов и певцов. Уже в том же году, специально для сочинения оперных либретто в Санкт-Петербург прибыл Джузеппе Бонекки, который, в числе прочего, по повелению императрицы, к венчанию Петра III Фёдоровича и принцессы Екатерины II Алексеевны сочинил либретто к опере Арайи «Сципион», с большою пышностью сыгранной на придворной сцене в 1745 году[10].

В 1755 году Арайя написал музыку к опере «Цефал и Прокрис», либретто к которой создал Александр Сумароков. Эта опера составила целую эпоху на русской сцене: это была первая опера, написанная на русский текст[11] и исполненной русскими певцами в первый раз 27 февраля или 1 марта 1755 года, в театре Санкт-Петербургского Зимнего дворца (опера эта напечатана в 1764). Декорации создал Джузеппе Валериани, получивший пышный титул: «Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императорском Российском дворе»[12]. Первые роли исполняли: певица, дочь лютниста, Елизавета Белоградская и певчие графа Разумовского, в числе их Гаврило Марценкович, отличный певец, в своё время известный под именем «Гаврилушки». Опера имела блистательный успех, и композитор в благодарность получил в дар от императрицы Елисаветы Петровны дорогую соболью шубу, оцененную в 500 рублей.

В 1759 году Арайя вернулся в Италию и жил в Болонье, пользуясь как заработанным в России, так и получая пенсион от российских монархов. С 1762 г. он составлял ежегодно 600 талеров и выплачивался «по смерть» (см. именные указы за 1765 г. в собрании РГИА). Последними произведениями композитора стали оратория «La Natività di Gesù» и опера «La Cimotea».

      Музыкальная культура при Екатерине II и Павле I

   Траэтта Томмазо – итальянский композитор. С 1769 по 1775 рабо- тал в Санкт - Петербурге при дворе Екатерины II, где сменил Га- луппи. Здесь написал лучшую из своих опер «Антигона»  (по Со- фоклу, 1772, Петербург).

   Раупах Герман Фридрих – немецкий композитор, клавесинист.
В 1755 г. поступил на русскую императорскую службу в качестве «клавицымбалиста», ассистента Винченцо Манфредини. В 1759-1761гг. капельмейстер придворной «Италианской кампании» в Петербурге. Сочинил оперу «Альцеста»  (либретто А. П. Сумарокова; премьера в Петергофе, 1758), которая считается второй в истории оперой на русском языке (после оперы Ф. Арайи «Цефал и Прокрис»).
    С 1777 года Раупах руководил музыкальными  классами Акаде- мии художеств. Автор популярного зингшпиля «Добрые солдаты» (1780), балетной музыки. Среди его учеников – Евстигней Фомин.

     Сарти Джузеппе – итальянский композитор. Около 20 лет жил и работал в России, внес существенный вклад в историю русской музыкальной культуры. Почетный член Петербургской АН (1796).
     В 1784 году Дж. Сарти был приглашен на смену Паизиелло в Санкт - Петербург в качестве придворного капельмейстера Екате- рины II. Здесь он написал и поставил оперы «Утешенные любов- ники» (1785), «Мнимые наследники»  (1785), «Кастор и Поллукс» (1786), «Армида и Ринальдо» (1786).
    Позднее Сарти перешел на службу к Григорию Потемкину и в течение трех лет работал, главным образом, на юге России в потемкинских имениях. В это время им были созданы, в частнос- ти, кантата на приезд Екатерины II в Херсон (1787), оратория «Те- бе Бога хвалим» на взятие русскими войсками Очакова (1789) и другие парадные сочинения, в исполнении которых были задейст- вованы огромные составы хористов. В 1790 году Сарти написал четыре хора на тексты «Альцесты» Еврипида, в переводе М.В. Ло- моносова. Музыка предназначалась для пятого действия знамени- того проекта Екатерины  II «Начальное управление Олега» (отчасти на тексты самой императрицы), в котором участвовали также ком- позиторы К. Каноббио и В.А. Пашкевич.

     В марте 1793 года Сарти вновь занял пост придворного ка- пельмейстера. После смерти Екатерины II служил там же под на- чалом Павла I,  который пожаловал Сарти высокий чин коллежского советника и две подмосковные деревни. Позднейшее творчество Сар- ти наряду со сценическими сочинениями, из которых наиболее из- вестны опера «Эней в Лации» (1799) и балет «Любовь Флоры и Зефира» (1800), поставленный в Гатчине Пекеном Шевалье, включа- ло ряд произведений торжественного характера, в том числе «Рек- вием памяти Людовика XVI» (1793) и кантату «Гений России» на коронацию Павла I (1797).

    В поздний петербургский период Сарти занимался изысканиями в области музыкальной акустики. В 1796 году в Санкт-Петербургской академии наук Сарти прочитал доклад об эталоне высоты руководимого им петербургского оркестра. Доклад включал физико-математический опыт с двумя органными трубами, монохордом, маятником («секундовым отвесом») и «стройником» (камертоном). Результатом доклада Сарти стала констатация особенного (более высокого, чем был принят в Англии) эталона высоты в музыкальной практике Петербурга, равного 436гц. Этот эталон высоты получил название «петербургский камертон».

Учениками Сарти были некоторые российские композиторы – в частности, Степан Дегтярев, Степан Давыдов, Даниил Кашин и Лев Гурилев (отец Александра Гурилева); на творчество Сарти ориенти- ровался и Артемий Ведель, хотя предположение о его обучении у   Сарти не находит подтверждения.

Анджолини Гаспаро – итальянский балетмейстер, хореограф и композитор. В 1765 году Анджолини отправился в Россию, где   заменил Франца Хильфердинга на посту руководителя Императорс- кого театра в Санкт-Петербурге. Хильфердингу и Анджолини при-     писывают возрождение европейского «балета действия» в России. Кроме того, Анджолини пытался ввести элементы русской куль-       туры в свои работы посредством использования песен, народных   танцев и русской тематики в целом.

  Титов Николай Алексеевич – русский композитор, автор попу- лярных романсов. Семейная обстановка с самого рождения спо-    собствовала развитию в ребенке музыкальных и художественных наклонностей. Один из наиболее популярных русских композиторов      в области романса и танцевальных мотивов, «дедушка русского романса» Николай Алексеевич Титов скончался в Петербурге в 1875 году.

 

Манфредини Винченцо – итальянский композитор, дирижер. Ра-    ботая дирижером итальянской оперной труппы, вместе с ней в          1758 году переехал в Петербург. Здесь после отъезда Ф. Арайи из России получил должность придворного композитора и дирижера. В России Манфредини написал оперы «Узнанная Семирамида» (1760), «Олимпиада» (1762), «Мир богов» (1762), «Карл Великий» (1763), «Минерва и Аполлон» (1765), балет «Пигмалион» (1763) и др., ряд ораторий и кантат. Был организатором публичных платных кон-  цертов в городе. Манфредини написал несколько теоретических трактатов; его труд «Правила гармонические или мелодические» был издан на русском языке. Среди его учеников – Василий Пашкевич.

 Княжнин Яков Борисович – русский писатель, драматург. Им напи- саны комические оперы «Несчастье от кареты» и «Скупой» с музыкой Василия Пашкевича, поставленные на сцене театра Карла Книпера.

Трутовский Василий Федорович – русский фольклорист, испол- нитель на гуслях.

 

    Паизиелло Джованни   – итальянский композитор. В 1776 году Паизиелло был приглашен Екатериной II в Петербург и стал, после Б. Галуппи и Т. Траэтты,  третьим выдающимся итальянским компо- зитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года. В Петербурге написал не менее 10 опер и интермедий, дебют- ной стала опера «Ниттети», сочиненная на либретто Пьетро Метас- тазио (1777),  а наиболее известными операми, созданными в России, были «Служанка - госпожа» на либретто Дж. Федерико (1781) и «Се- вильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (1782). Оперы Паизи- елло исполнялись как в придворном, так и в городском общедос- тупном театре – Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Мар- сово поле). В 1783 году Большой Каменный театр в Петербурге был открыт представлением оперы «Лунный мир» на либретто К. Голь- дони.

 

    Каноббио Карло  – итальянский виртуозный скрипач, композитор.
Последние годы жизни композитор провел в России, в Санкт-Петер- бурге, куда был приглашен работать. В России он сочинил свыше 14 балетов, которые были поставлены на сценах императорских теат-      ров и являлись заметным вкладом в репертуар русского балетного  театра XVIII века. В 1785 году в Санкт-Петербурге была постав-      лена его опера «Искусная любовь» на либретто К. Гольдони. В сотрудничестве с Сарти и Пашкевичем Каноббио написал музыку          к большому историческому представлению «Начальное управление Олега» по либретто императрицы Екатерины II (1790). Кроме того, Каноббио был автором еще ряда музыкальных произведений: балета «Кастор и Поллукс» (1803), а также 2 симфоний, 6 дуэтов для флей-    ты и скрипки, 6 сонат для гитары (1797) и др.

     К концу 1780-х годов Пашкевич   приобрел значительную из- вестность в придворных кругах. Он   писал оперы на тексты импе- ратрицы Екатерины II: «Февей» (1786), «Федул с детьми» (1791, сов- местно с Мартин-и-Солером). Музыка к представлению «Начальное управление Олега» (1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти) бы- ла издана в виде партитуры. Кроме того, Пашкевич писал музыку для драматического театра, церковную музыку.

   Наряду с  Д. С. Бортнянским Березовский   считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструменталь- ного сопровождения).

   Гесслер Иоганн Вильгельм – немецкий композитор, органист, клавесинист, издатель. Ученик последнего и одного из лучших уче- ников И.С. Баха Иоганна Кристиана Киттеля. Музицировал совместно с В.А. Моцартом.

   Хандошкин Иван Евстафьевич  – русский скрипач, гитарист, ба- лалаечник, композитор, дирижер, педагог, собиратель народных пе- сен. Находясь в Италии, учился у знаменитого Джузеппе Тартини.
Хандошкин – один из основоположников русской скрипичной шко- лы. С 1762 играл в придворном оркестре в Санкт-Петербурге, поз- же стал  капельмейстером. Автор многочисленных произведений для скрипки, в том числе 50 циклов вариаций на русские народные песни. Преподавал в музыкальных классах Академии художеств. Сре- ди его учеников – И. Ф. Яблочкин, будущий камер-музыкант Екате- рины II.

 

   Мартин - и - Солер Висенте  – испанский композитор. В 1788 был приглашен императрицей Екатериной II в Россию и до своей смер- ти жил и работал в Петербурге. Здесь им были написаны оперы «Горебогатырь Косометович» (1789, либретто Екатерины и ее секре- таря Александра Храповицкого), «Песнолюбие» («Меломания», 1790, либретто Храповицкого), «Федул с детьми» (1791, либретто Екате- рины и Храповицкого, музыка совместно с Пашкевичем), «Дере- венский праздник» (1798), несколько балетов («Покинутая Дидона», 1792; «Амур и Психея», 1796). В петербургских сочинениях ком- позитора сохранен стиль итальянской оперы, при этом в них ис- пользованы мелодии русских песен.

    Павел I   с детских лет занимался музыкой. Великий князь и         его жена Мария Федоровна играли на клавишных инструментах, пе- ли французские песни, приобретали ноты и либретто французских опер для своей библиотеки, регулярно посещали придворные спек- такли и концерты. Мария Федоровна кроме фортепиано любила иг- рать на арфе и брала уроки у лучших арфистов того времени. Му- зыкальные увлечения матери повлияли на ее детей, охотно учив- шихся музыке и достигших значительных успехов: Александр — в игре на скрипке, Александра и Елена — в пении, игре на клавире и гитаре, Николай — на флейте.

   Павел I, с детства любивший театр и имевший домашние сцены в Павловске и Гатчине, живо интересовался делами театральными, в том числе и московскими. Он вообще очень пристально пригля- дывался ко всем формам общественной жизни: балам, маскарадам и другим собраниям. Но больше всего императора волновали клубы.

Павел I был не только одаренным музыкантом, владевшим в совершенстве всеми клавишными инструментами, исполнявшим французские песни и посещавшим все придворные спектакли и концерты. Император находился в авангарде европейских музыкальных течений. Именно для Павла и его семьи во время их визита в Вену давали оперу В.-А. Моцарта, причем автор сам сидел за клавесином и управлял спектаклем! Супруга императора Мария Федоровна была весьма хорошей пианисткой, не зря преподавателями императорской семьи были Д. Паизиелло и Д. С. Бортнянский.

Известно, что в придворном театре в балетных постановках        нередко танцевал наследник престола Павел Петрович. С эпохи Ека- терины II в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян. Из таких балетов наибольшей славой пользовался балет помещика Нащокина.

В 1766 году выписанный из Вены балетмейстер и композитор Гаспаро Анджолини добавляет к балетным постановкам русский ко- лорит — вводит в музыкальное сопровождение балетных постановок русские мелодии, чем удивил всех и приобрел всеобщую себе пох-  валу. В начале царствования Павла I балет еще  в моде. Интересно,     что при Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни       одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Нас- тасья Берилова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: