Техника — 3 Содержание — 3

Техника — 3 Содержание — 3  

________________________________________________________________________________

 

 

Чудо-птица

К заиндевелому окошку
Прильнули детские ладошки.
Не оторвать ребячьи глазки
От волшебства декабрьской сказки.

- Посторонись чуть-чуть, Сережка,
Подвинься вправо хоть немножко.
Дай постоять еще минутку.
У птички рассмотрю я грудку.

С восторгом хлопали реснички.
Снегирь наряднее синички.
Румяно брюшко с черным фраком,
Лоснятся перья серым лаком.

В окне, за изморозью колкой,
Как огоньки нарядной ёлки,
Сверкало птичье оперенье.
О сколько детям наслажденья!

Забыв игрушки, сласти, книжки,
В окно глазели ребятишки,
Любуясь небывалой птицей –
Прекрасной зимнею зарницей.

 

***

 

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк).

 

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: окошку — ладошки — глазки — сказки. 

Клаузулы: женск — женск — женск — женск

Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

 

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: Сережка — немножко — минутку — грудку. 

Клаузулы: женск — женск — женск — женск

Рифмовка: AABB — смежная

 

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: реснички — синички — фраком — лаком. 

Клаузулы: женск — женск — женск — женск

Рифмовка: AABB — смежная  

 

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: колкой — ёлки — оперенье — наслажденья.

Клаузулы: женск — женск — женск — женск

Рифмовка: AABB — смежная

 

5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: книжки — ребятишки — птицей — зарницей. 

Клаузулы: женск — женск — женск — женск

Рифмовка: AABB — смежная 

 

***

 

К заиндевелому окошку
-!---- -!- (9 слогов)
Прильнули детские ладошки
-!-!-- -!- (9 слогов)
Не оторвать ребячьи глазки
! --! -!- -! (9 слогов)
От волшебства декабрьской сказки
! --! -!-!- (9 слогов)
Посторонись чуть чуть Сережка
---!!! -!- (9 слогов)
Подвинься вправо хоть немножко
-!-!-! -!- (9 слогов)
Дай постоять еще минутку
! --! -! -!- (9 слогов)
У птички рассмотрю я грудку
!!- --!!!- (9 слогов)
С восторгом хлопали реснички
-!-!-- -!- (9 слогов)
Снегирь наряднее синички
-! -!-- -!- (9 слогов)
Румяно брюшко с черным фраком
-!- -!!-!- (9 слогов)
Лоснятся перья серым лаком
-!-!-!-!- (9 слогов)

В окне за изморозью колкой
-!!!---!- (9 слогов)
Как огоньки нарядной ёлки
! --! -!-!- (9 слогов)
Сверкало птичье оперенье
-!-!- --!- (9 слогов)
О сколько детям наслажденья
!!-!- --!- (9 слогов)
Забыв игрушки сласти книжки
-! -!-!-!- (9 слогов)
В окно глазели ребятишки
-! -!- --!- (9 слогов)
Любуясь небывалой птицей
-!- --!-!- (9 слогов)
Прекрасной зимнею зарницей
-!-!-- -!- (9 слогов)

 

***

к за-ИН/-де-ВЕ/-ло-МУ/ о-КОШ/-ку

приль-НУ/-ли ДЕТ/-ски-е/ ла-ДОШ/-ки.

не о/-тор-ВАТЬ/ ре-БЯЧЬ/-и ГЛАЗ/-ки

от вол/-шеб-СТВА/ де-КАБРЬ/-ской СКАЗ/-ки.

 

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, перемежающимся безударным пиррихием.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

 

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хоеем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. 

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

 

Схема первого катрена произведения выглядит таким образом:

 

_! / _! / _! / _! / _

_! / _! / _ _ / _! / _

_ _ / _! / _! / _! / _

_ _ / _! / _! / _! / _ 

 

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

 

- инверсия:

Забыв игрушки, сласти, книжки,
В окно глазели ребятишки,

 

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности)

 

- метафора:

Не оторвать ребячьи глазки
От волшебства декабрьской сказки.

 

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

 

- эпитет: заиндевелое окошко, колкая изморозь, нарядная ёлка, небывалая птица, прекрасная зимняя зарница (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

 

- сравнение:

Как огоньки нарядной ёлки,
Сверкало птичье оперенье.

 

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое., выраженное оборотом со сравнительным союзом «как»)

 

***

 

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины Николая Ивановича Ульянова"Снегири. Детский сад».

 

 

Итог: 

Техника — 3 Содержание — 3

 

________________________________________________________________________________

Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: