Техника — 2 Содержание — 3
________________________________________________________________________________
НАРЦИСС
Всем нарциссам в назиданье –
Карма проклятых сердец.
В круге самолюбованья,
Страшный ждет его конец.
Всё имеет свою силу,
Сохнет сорванный цветок.
В черном омуте могилы,
Корень зла дает росток.
Смерть не может быть красивой,
В мире есть всему свой срок.
Тянет в черную воронку,
Сквозь расширенный зрачок.
Эхо мести ночью лунной,
Перепутав верх и низ.
Вместе с отраженьем мутным,
Заползает в тело слизь.
***
Cтихотворение состоит из 16 строк
Строфа: шестнадцатистишие
Стихи астрофические (без разделения на строфы)
Рифмы:
назиданье — сердец — самолюбованья — конец
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
илу — цветок — могилы — росток
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
красивой — срок — воронку — зрачок
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
лунной — низ — мутным — слизь.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
***
Всем нарциссам в назиданье
! -!- --!- (8 слогов)
Карма проклятых сердец
!-!-- -! (7 слогов)
В круге самолюбованья
!- ----!- (8 слогов)
Страшный ждет его конец
!-! -! -! (7 слогов)
Всё имеет свою силу
! -!- -!!- (8 слогов)
Сохнет сорванный цветок
!-!-- -! (7 слогов)
В черном омуте могилы
!-!-- -!- (8 слогов)
Корень зла дает росток
!-!!- -! (7 слогов)
Смерть не может быть красивой
!!!-! -!- (8 слогов)
В мире есть всему свой срок
!-! -!!! (7 слогов)
Тянет в черную воронку
!-!-- -!- (8 слогов)
Сквозь расширенный зрачок
! -!-- -! (7 слогов)
Эхо мести ночью лунной
!-!-!-!- (8 слогов)
Перепутав верх и низ
--!-!!! (7 слогов)
Вместе с отраженьем мутным
!- --!-!- (8 слогов)
Заползает в тело слизь
-!--!-! (7 слогов)
***
ВСЕМ нар/-ЦИС-сам/ в на-зи/-ДАНЬ-е/ –
КАР-ма/ ПРО-кля/-тых сер/-ДЕЦ.
в КРУ-ге/ СА-мо/-лю-бо/-ВАНЬ-я,/
СТРАШ-ный/ ЖДЕТ е/-ГО ко/-НЕЦ.
Стихотворение написано четырёхстопным хореем с применением безударного пиррихия.
Хорей - Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «!» (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема:! _
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.
Схема пиррихия: _ _
Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
Схема первого катрена произведения выглядит таким образом:
! _ /! _ / _ _ /! _ /
! _ /! _ / _ _ /!
! _ /! _ / _ _ /! _ /
! _ /! _ /! _ /!
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия:
В круге самолюбованья,
Страшный ждет его конец
Вместе с отраженьем мутным,
Заползает в тело слизь.
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности)
- метафора:
Всё имеет свою силу,
Сохнет сорванный цветок.
В черном омуте могилы,
Корень зла дает росток.
Тянет в черную воронку,
Сквозь расширенный зрачок.
(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет: проклятые сердца, чёрный омут, черная могила, мутное отражение (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)
***
Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Нарцисс».
Итог:
Техника — 3 Содержание — 3
________________________________________________________________________________
Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!






