Микеланджело Меризи да Караваджо«Нарцисс» (1597—1599) - поэтическая дуэль

 Микеланджело Меризи да Караваджо«Нарцисс» (1597—1599) - поэтическая дуэль

 

 

***

 

Средневековый Нарцисс

Любовь к себе - звучит порой как эгоизм,
И с хмурым порицается неодобрением.
Ты лишь на отражение взглянул - как нарциссизм
Тебе приписан коллективным мнением.

Но как же не взглянуть? Ведь ты хорош,
Ты молод и в красивейшем жилете.
Ты за него не пенс отдал, а целый грош!
Переливаются на нем узоры в ярком свете.

А волосы? А волосы какие!
Укладке позавидует любой эстет!
Естественные кудри, не тугие,
И натуральный, карамельный светлый цвет...

И руки – крепкие и сильные в предплечьях,
Но светлые, не то, что у крестьян,
Без шрамов и каких других увечий –
В них тоже нелегко найти изъян.

Рубашки светлой рукава пышнее ваты,
Как облака вокруг твоих парят плечей.
Да, может быть, немного грязноваты,
Но красота не видит этих мелочей.

И в целом - краше не найти на белом свете!
И жаль тебе, что ты в подобном мнении одинок.
И что никто из всех живущих на планете
Твою прекрасность оценить не смог.

Но в обществе, чтоб никому не приносить вреда,
Ты равнодушным должен притворяться...
И лишь в лесу у старого глубокого пруда
Ты можешь всласть собой налюбоваться.

 

***

 

Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 28 строк).

 

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: эгоизм — неодобрением — нарциссизм — мнением. 

Клаузулы: мужск — дактилическ — мужск — дактилическ.

Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

 

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: хорош — жилете — грош — свете. 

Клаузулы: мужск — женск — мужск — женск.

Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

 

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: какие — эстет — тугие — цвет. 

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

 

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: предплечьях — крестьян — увечий — изъян. 

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB — перекрёстна 

 

5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: ваты — плечей — грязноваты — мелочей. 

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

 

6-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: свете — одинок — планете — смог.  

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

 

7-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.

Рифмы: вреда — притворяться — пруда — налюбоваться. 

Лаузулы: мужск — женск — мужск — женск

Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

 

***

 

Любовь к себе звучит порой как эгоизм
-! -! -! -!! --! (12 слогов)
И с хмурым порицается неодобрением
!!- --!-- ---!-- (14 слогов)
Ты лишь на отражение взглянул как нарциссизм
!!! --!-- -!! --! (14 слогов)
Тебе приписан коллективным мнением
-! -!- --!-!-- (12 слогов)
Но как же не взглянуть Ведь ты хорош
!!!! -!!! -! (10 слогов)
Ты молод и в красивейшем жилете
!!-! -!-- -!- (11 слогов)
Ты за него не пенс отдал а целый грош
!! -!!! -!!!-! (12 слогов)
Переливаются на нем узоры в ярком свете
---!--!! -!-!-!- (15 слогов)
А волосы А волосы какие
!!--!!-- -!- (11 слогов)
Укладке позавидует любой эстет
-!- --!-- -! -! (12 слогов)
Естественные кудри не тугие
-!---!-! -!- (11 слогов)
И натуральный карамельный светлый цвет
! --!- --!-!-! (12 слогов)

И руки крепкие и сильные в предплечьях
!!-!--!!-- -!- (13 слогов)
Но светлые не то что у крестьян
!!--!!!! -! (10 слогов)
Без шрамов и каких других увечий
!!-! -! -! -!- (11 слогов)
В них тоже нелегко найти изъян
!!- --! -! -! (10 слогов)
Рубашки светлой рукава пышнее ваты
-!-!- --! -!-!- (13 слогов)
Как облака вокруг твоих парят плечей
!!-- -! -! -! -! (12 слогов)
Да может быть немного грязноваты
!!-! -!- --!- (11 слогов)
Но красота не видит этих мелочей
! --!!!-!- --! (12 слогов)

И в целом краше не найти на белом свете
!!-!-! -!!!-!- (13 слогов)
И жаль тебе что ты в подобном мнении одинок
!! -!!! -!-!-- --! (15 слогов)
И что никто из всех живущих на планете
!! -!!! -!-! -!- (13 слогов)
Твою прекрасность оценить не смог
-! -!- --!!! (10 слогов)
Но в обществе чтоб никому не приносить вреда
!!--! --!! --! -! (14 слогов)
Ты равнодушным должен притворяться
! --!-!- --!- (11 слогов)
И лишь в лесу у старого глубокого пруда
!! -!!!-- -!--!- (14 слогов)
Ты можешь всласть собой налюбоваться
!!-! -! ---!- (11 слогов)

 

***

 

лю-бовь/ к се-бе/ зву-чит/ по-рой/ как э/-го-изм,/

и с хму/-рым по/-ри-ца/-е-тся/ не-о/-доб-ре/-ни-ем./

ты лишь/ на от/-ра-же/-ни-е/ взгля-нул/ как нар/-цис-сизм/

те-бе/ при-пи/-сан кол/-ле-ктив/-ным мне/-ни-ем./

 

Стихотворение написано в основном шестистопным ямбом с использованием безударного пиррихия.

 

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

 

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. 

Схема пиррихия: _ _

 

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.


Схема первого катрена произведения выглядит следующим образом:

 

_! / _! / _! / _! / _! / _! /

_! / _! / _! / _! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _! / _! /

 

***

 

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

 

- инверсия: и с хмурым порицается неодобрением (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности)

 

- метафора:

Рубашки светлой рукава пышнее ваты,
Как облака вокруг твоих парят плечей.

 

 (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

 

- эпитет: хмурое неодобрение, красивейший жилет, крепкие, сильные руки, карамельный светлый цвет (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

 

- сравнение:

Рубашки светлой рукава пышнее ваты,
Как облака вокруг твоих парят плечей.

 

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое.)

 

- риторический вопрос/ риторическое восклицание:
А волосы? А волосы какие!
Укладке позавидует любой эстет!

 

(Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, так называемые фигуры.... Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.)  

 

***

 

Стихотворение написано с постоянным сбоем в чередовании клаузул. Количество слогов в строках получается разным. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины Караваджо «Нарцисс».

 

Итог:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: