double arrow

Раздел: Русское искусство второй половины XIX в.

1

Конспект№9

 

 

На развитие изобразительного искусство второй половины XIX в. большое влияние оказали проведенные при Александре I (1863-1864 гг.) реформы. Отмена крепостного права. Растет грамотность населения, увеличивается число образовательных учреждений гимназий, прогимназий, Университетов. В 1858 г. были организованы первые женские курсы по программе гимназии (курсистки). Образуется слой интеллигенции: людей творческих профессий (писателей, поэтов: Н.Некрасов, Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов). Вперед идет наука, она развивается быстрыми темпами, ученые поддерживают связи с западной Европой. Преподаватели Университетов, они ещё и ученые (П.Л. Чебышев, С.В. Ковалевская - математики; П.Н. Яблочков, А.Г. Столетов, А.Н. Лодыгин – изобрели лампу накаливания; А.С. Попов изобрел радиоприемник: Д.И. Менделеев, составил периодическую систему химических элементов: этнографы изучают Страны Азии, Монголии, Великобритании, Африки и острова Тихого океана; геологи совершают экспедиции; И.М. Сеченовым изучается рефлексы человеческого мозга; В.И. Даль издает словарь русского языка. Составляются учебники по истории России С.М. Соловьев «История России с древнейших времен». Развитие науки является естественным развитием всего общества.

Главную роль в русском искусстве играла живопись, которая развивалась под знаком реализма.

Реализм – направление, которое возникло в середине XIX в. во Франции, его идеологом и вдохновителем был Гюстав Курбе. В своей Декларации 1855 г. он провозглашал, что художник должен изображать только те предметы и явления, которые он сам видел и осязал, а не воображать и фантазировать. Художник должен изображать реальных людей в реальных обстоятельствах. Поэтому на первое место в реализме вышел бытовой жанр, пейзаж, исторический, портрет.

 В России реализм развивается в тесной связи с политической ситуацией и социальной обстановкой. Главной целью пресвященный слой России считал, общественные преобразования и облегчение жизни бедных, низших классов. Им казалось, что стоит раскрыть зрителю глаза на случаи вопиющей несправедливости, бедности, торжества всевозможных пороков, так эти случаи не повторятся. Живопись для них стала борьбой, языком политических высказываний. Это движение получило название критический реализм. От реализма европейского он отличается главной целью – критикой и борьбой.

Реализму противостоял академизм. Академизм – система норм и правил, выработанная за столетия Академией художеств. В основе академизма – идеализация, приукрашенность натуры, изображение по строгим правилам, отчетливая иерархия жанров (главный – исторический, затем портрет и т.д.) Академия давала прекрасную профессиональную выучку, но к данному времени, её темы, даже композиционные схемы, соблюдение которых требовалось от художников, оказались шаблонными, навязанными, не вызывающими никаких чувств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: