Религия и наука

    История их взаимоотношений непроста и изобилует столкновениями. В советскую эпоху это стало основанием для пропагандистской формулы «Религия – враг науки». Попытаемся разобраться, насколько она справедлива.

    Различия и противоречия между религией и наукой:

1)Действительно, главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Верующими признается непознаваемость Бога и ряда догм, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия.

    Наука же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Наука низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно обоснованному. С этой позиции чудо – порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д.Дидро «Чем больше верят, тем больше чудес».

    2) Религия основана на чувстве, интуиции, т.е. к субъективной сфере человеческого бытия, наука – на рассудочности, на правилах логики, т.е. обращена преимущественно к объективной сфере действительности и самого человека.

    3) Верующему не положено критиковать священные книги, каноны, догмы, свидетельства церковных авторитетов. Научное же объяснение мира – критично, сомнение – это долг ученого.

    В отличие от неприкасаемых канонов и догм религии научные теории подвергаются пристрастному суду практики. И только тогда руководствуются ими.

    Отмеченные различия и противоречия между религией и наукой оказались резко отражены в истории их взаимоотношений. Столкновения между церковью и наукой были обусловлены тем, что открытия последней нарушали ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и «священных книг».

    Религия, как известно, возвышает веру над разумом. В парадоксальной форме эту позицию выразил один из основателей христианского богословия Тертуллиан (2-3 вв.н.э.): «Верую, потому что абсурдно». Вождь реформации М.Лютер называл разум «блудницей дьявола», мешающей вере в Бога.

    Однако «линия Тертуллиана» в христианском богословии сочетается с другой, тоже сложившейся у истоков богословия; - с линией Климента Александрийского». Климент, современник Тертуллиана, стремился примирить веру и разум, дополнить ее знанием, сделать сознательной, подкрепить догматы христианства достижениями светской философии, опирающейся на научные данные.

    «Линия Климента» получила поддержку и развитие в трудах Ф.Аквинского, учение которого ныне считается официальной философией католической церкви. Он выдвинул идею гармонии веры и разума. Согласно Фоме, разум человека божествен по своей природе, а потому должен обосновывать и подкреплять истины веры.

    Опираясь на эти положения, в средние века церковь контролировала деятельность ученых и запрещала им заниматься теми исследованиями, которые заведомо могли поколебать религиозную картину мира. В 1163 г. римский папа Александр Ш издал буллу о запрете «изучения физики или законов природы». Спустя столетие папа Бонифаций VIII запретил анатомирование трупов и химические опыты. В ХIII в. католическая Церковь создала инквизицию – трибунал для расправы над еретиками, к которым приравнивались ученые, преступившие эти запреты.

    В 1327 г. за пропаганду противоречившего Ветхому Завету учения о шарообразности Земли инквизицией был сожжен на костре выдающийся астроном Чекко д`Асколи. Столетие спустя  испанская инквизиция казнила математика Вальмеса, дерзнувшего решить уравнения такой сложности, которая, по мнению церковных властей, «недоступна человеческому разуму». Столетием позже той же испанской инквизицией был приговорен к смерти великий ученый и врач Сервет, открывший «малый круг» кровообращения.

    Разумеется, эти запреты и преследования серьезно тормозили развитие науки. Однако они не останавливали ученых, которые, как правило, были религиозными людьми, но жажда истины побеждала веру. Таков был Н.Коперник, в своей книге «О вращении небесных сфер» (1543) заявивший о гелиоцентрической системе. Его взгляды потрясли религиозную картину мира, в связи с чем в 1616 г. церковь запретила учение Коперника, труды его были изъяты из библиотек, о них не разрешалось упоминать на лекциях. За поддержку идей Коперника и учение о безграничности Вселенной и множестве обитаемых планет в 1600 г. в Риме на костре был сожжен итальянский философ Д.Бруно.

    За подтверждение своими открытиями учения Коперника Г.Галилей был привлечен к суду инквизиции и под страхом смерти принужден отречься от своих убеждений и покаяться перед судом.

    Служители ислама были во многом едины с христианской церковью в своем отношении к науке. В связи с этим примечательна судьба крупнейшего книгохранилища древности – Александрийской библиотеки, сосредоточившей в себе сотни тысяч ценнейших рукописей. Ее разгромили фанатики раннего христианства, а спустя столетие, в 642 г. окончательно уничтожили по приказу халифа Омара мусульмане.

    Вот что, кстати, повелевалось Омаром: «Если в этих книгах есть то, что имеется в Коране, тогда они бесполезны. Если в них есть то, чего нет в Коране, тогда они вредны. И в том и в другом случае их надо сжечь».

    Мусульманские фанатики убили знаменитого среднеазиатского математика и астронома Улугбека (1394-1449) и разрушили его обсерваторию.

    Представители других конфессий также боролись со свободомыслием. В 1656 г. иудейцы – раввины подвергли «великому отлучению» философа Б.Спинозу за научную критику Библии.

    Не исключением являлось и русское православие. Церковь запретила книгу Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) сочтя ересью учение о естественной природе психики человека. Из-за гонений духовенства был вынужден покинуть Россию сторонник дарвинизма, выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии И.Мечников.

    Примеры церковных противостояний науке многочисленны во всех странах мира. Вместе с тем не следует абсолютизировать это противостояние: здесь имел место конфликт не столько религии с наукой, сколько церкви (как организации) со свободомыслящими учеными.

    В сознании едва ли не всех ученых прошлого научное мышление мирно уживалось с религиозной верой. Многие гениальные исследователи с глубоким интересом предавались богословским занятиям. Так, на склоне лет И.Ньютон занялся толкованиями Апокалипсиса. Немало естествоиспытателей (в т.ч. один из основателей генетики Мендель) были монахами.

    В ХХ в. роль науки невероятно возросла, и церковь отказалась от прямой конфронтации с учеными, искала с ними компромиссы. Особенно это характерно для католической и протестантской церквей. Католическая церковь разрешила принять верующим дарвинское учение о естественном происхождении человека (правда, лишь в качестве «правдоподобной гипотезы» и лишь в отношении телесной оболочки). Часто в наши дни сама наука используется для доказательства идеи бога. В 1972 г. в г. Сан-Диего (Калифорния, США) был основан специальный Институт креационистских (сотворение) исследований. В нем видные ученые, разделяющие религиозную веру, интерпретируют в соответствующем направлении данные геологии, биологии, физики, астрономии, космологии и др. наук. В целом приобщенность к науке снижает приверженность к религиозной вере, но отнюдь не устраняет её. В 1916 г. Леуба выяснил, что 40% американских ученых исповедовали то или иное вероучение. Он высказал предположение, что со временем их религиозность будет падать. Но авторитетный социолог ошибся. Спустя 80 лет, в 1996 г., его исследование было повторено по той же методике. Выяснилось, что уровень религиозности ученых остался точно таким же – 40%. Очевидно, научные сведения сами по себе все же не вытесняют религиозную веру.

    Сегодня, в начале III тысячелетия, все же можно утверждать, что и в научной картине мира пространство для веры имеется. Несмотря на строжайшие правила научного поиска, элементы веры в нем все же неустранимы – ученые «верят» своим коллегам, момент веры включен в некоторые исходные аксиомы и во многие промежуточные звенья исследований. Вера и интуиция особенно пронизывают заключительную стадию деятельности ученого, где как раз и происходит само «таинство» научного творчества, где рождаются новые идеи, теории, объяснения и прогнозы. В этом много ещё неизученного, потаенного, необъяснимого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: