Свободомыслие

    Понятие свободомыслие (вольнодумство) широко используется в религиоведении для обозначения мировоззренческой установки, утверждающей независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем.

    Традиция свободомыслия берет начало в философии древнего мира и характерна для всех эпох и стран в ХХ в. В социалистических странах, где по примеру СССР насаждался государственный атеизм, эта традиция была серьезно скомпрометирована. Свобода несовместима с принуждением.

    Формы свободомыслия достаточно многообразны. Сравнительно примитивной, ранней формой свободомыслия является богоборчество - осуждение богов за попущение злу и неустройство в мире, за их равнодушие к людским страданиям, за несправедливость и жестокость (как правило, характерен для прежнего времени).

    К богоборчеству близка другая форма свободомыслия – религиозный нигилизм (от латин. nigil – ничто). Это отрицание религии не связанное с утверждением какого-то иного мировоззрения, положительных ценностей, идеалов. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, озлоблении. Идеологами нигилизма выступили немецкие философы Штирнер и Ницше. (Так, в сочинении «Антихристианин» Ницше дошел до своеобразной религиофобии. Он буквально издевается над Библией – «недурно надевать перчатки, когда читаешь «Новый Завет», вероучение христианства оценивает как «бестолковщину всех видов больного разума», верующих называет «лживыми уродами».

    Часто к свободомыслию относят и индифферентизм – т.е. безучастие, безразличие к религии. Равнодушие к религии может быть обусловлено как просто леностью мысли, низкой культурой, так и осознанной мировоззренческой позицией, обычно свойственной многим деятелям культуры и искусства стран с клерикальным (церковным) государственным устройством.

    Антиклерикализм – это осуждение притязаний Церкви на светскую власть, на диктат в сфере образования и культуры. Очень часто такое проявление свободомыслия свойственно не только неверующим, но и приверженцам религии, опасающимся произвола Церкви как организации. Яркой формой антиклерикализма являлась Реформация.

    Свободомыслие в рамках религиозного мировоззрения обретает философскую основательность в пантеизме. Он отождествляет Бога со Вселенной. Пантеистами являлись Н.Кузанский, Д.Бруно, Б.Спиноза, Гете, крупнейшие естествоиспытатели Геккель, Планк, Эйнштейн.

    Философское обоснование имеет и др. форма свободомыслия – деизм. Деисты признают, что Бог сотворил мироздание, но вместе с тем утверждают, что после сотворения мира Бог не принимает какого-либо участия в событиях природы и не вмешивается в их закономерный ход. Деистами являлись знаменитые американские просветители и государственные деятели Т.Джефферсон и Б.Франклин (крупнейший физик своего времени), французы Ж.Ж.Руссо и Вольтер. И в наши дни концепция деизма имеет немало сторонников среди свободомыслящих естествоиспытателей, размышляющих над поразительно сложным, но в то же время закономерным и познаваемым обустройством мироздания.

    Наиболее последовательной формой свободомыслия является атеизм (в переводе с греческого «безбожие»), опирающийся на философию материализма. Атеизм отрицает веру в сверхъестественные силы и существа, критикует основы религиозного миропонимания и культа на базе науки. Наиболее яркое воплощение атеизм нашел в работах А.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, З.Фрейда, Э.Фромма, Ж.-П.Сартра, А.Камю и Б.Рассела. Научный атеизм следует отличать от воинствующего атеизма (характерного для советских времен), который был вульгарной версией атеизма, с элементами нигилизма и религиофобии.

Согласно последним исследованиям, число неверующих (в основном атеистов) составляет около 12% населения Земли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: