Лекция тема: религия как социально-историческое и

Лекция  Тема: РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

П Л А Н

1. Понятие религии.

2. Структура религии.

3. Функции религии.

4. Религия и наука.

5. Медицина и религия.

6. Свободомыслие.

С проявлениями религии человек встречается повсюду. В то же время дать четкое определение религии не так просто. Учеными дано более 200 определений религии, но и они, по их мнению, не отражают данное явление духовной жизни во всей полноте.

    Даже само слово «религия» переводится и объясняется по-разному. Впервые оно появилось у древних римлян. Им обозначали все, что было связано с почитанием богов. Существует версия, что слово «религия» происходит от латинского relegere, что означает «относиться с особым почтением». Но чаще его производят от латинского глагола religare, что означает связывать, соединять. Верующие употребляют слово «религия» для обозначения своей веры в их двустороннюю связь с некоей высшей силой, первичной по отношению к реальному миру, которая стоит над природой и обществом.

    Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведением. Она зародилась еще в древности. Её основоположниками являлись греческий философ Ксенофан Колофонский, римский историк Иосиф Флавий, индийский император Акбар, испанский философ и врач Аверроэс (Ибн Рожд). Однако религиоведение как наука сформировалась лишь во 2-ой половине ХIХ в.

    В настоящее время существует несколько концепций сущности религии. Назовем наиболее известные:

 1) теологическая (богословская) – от греческого «теос» - бог, «логос» - учение). Она признает источником религии сверхъестественное – Бога или просто некое духовное начало.

2) субъективистская. Основоположник американский философ Джеймс. Она рассматривает религию как результат стихийной деятельности индивидуального человеческого сознания, субъективных переживаний человека.

3) антропологическая. Предложена немецким философом Л.Фейербахом. Рассматривает религию как продукт человеческого сознания, фантазии, воображения. Человек в процессе познания отделяет от себя свои собственные качества (страх, любовь, эгоизм и т.д.) и переносит их на Бога или какое-то сверхъестественное существо, реально не существующее.

4) биологизаторская. Разработана З.Фрейдом. Рассматривает религию как способ реагирования человека на условия окружающей среды, как порождение бессознательных влечений и импульсов человека. Религия, по мнению З.Фрейда – «коллективный навязчивый невроз».

5) социологическая. Разработана французским социологом Дюркгеймом. Согласно ей, религия имеет социальную основу и обеспечивает целостность любого общества – с древнейшего до современного. Религиозные нормы, ценности, верования, чувства являются необходимыми для всех людей, они как бы цементируют общество, связывают человека с ним.

6) марксистская. С точки зрения марксизма классическое определение религии дал Ф.Энгельс: «…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т.21.С.328).

7) нейротеология. Религия – продукт мозга (височные доли, гипоталамус, гиппокамп) и его функциональных возможностей. Молитва – специфическая форма активности мозга, которая включает специальные его участки, заблокированные в повседневной жизни. При молитве возникают электромагнитные изменения и образуются огромные энергетические кольца.

8) генетическая – у верующих людей есть религиозный ген, у атеистов – нет. Он может мутировать. Его отсутствие – аномалия, но через несколько поколений он (ген) возвращается на место (vmat2).

9) бактериологическая – существует особая популяция бактерий в микрофлоре человека, которые «перепрограммируют» наш мозг на веру в сверхъестественные сущности. Религии и верования распространяются так же как и эпидемии различных микробов и вирусов (только в культурном пространстве). 

    Даже, исходя из этих немногих определений видно, что вопрос о том, что такое религия, издавна вызывал и вызывает острые споры, дискуссии.

    Обобщая, можно заключить, что религия в широком смысле – это система высших, предельных ценностей, которые человек (или группа) ставит выше себя, и его (её) практическое отношение к этим ценностям.

    В более узком традиционном смысле религия – это мировоззрение, мироощущение, а также поведение и система действий, основывающаяся на вере в существование сверхъестественного, потустороннего начала.

    Существует и такое понятие, как светская религия. Это когда чертами сверхъестественного может наделяться не только потусторонний, но и посюсторонний мир (сюда относится поклонение социальным феноменам и наделение их сверхъестественными свойствами – так создаются культы личности и государства, культы избранного народа, расы, классы, культы вещей, денег, техники и т.п.).

    Раскрывая понятие религии, следует остановиться и на понятие «суеверие». Суеверие можно определить как бытовую религиозность (например: плохая примета (черная кошка) «нейтрализуется» с помощью определенных магических действий (человек идет другой улицей или плюет через левое плечо). Кстати, сам термин «суеверие» имеет церковное происхождение и означает «пустую, напрасную, вредную веру – веру «всуе», так что религиозные идеологи к суевериям относятся отрицательно.

Все современные религии можно разделить на 4 группы:

1.Мировые религии (повсеместно распространенные):

- христианство (33% населения Земли)

- мусульмане (22 % населения Земли)

- буддисты (7% населения Земли)

2. Национальные религии (религии одной страны или одного народа) – их 8.

3. Первобытные религии (сохранились у ряда народов)

4. Нетрадиционные религии (вероучения, неокульты, появившиеся в ХХ веке).

2.СТРУКТУРА РЕЛИГИИ.

Переходя к вопросу о структуре религии, следует отметить, что религия включает в себя 3 элемента: 1) религиозное сознание; 2) религиозный культ; 3) религиозную организацию.

    В религиозном сознании выделяют 2 уровня: а) религиозную психологию; б) религиозную идеологию.

    а) религиозная психология включает в себя религиозные чувства, переживания, настроения, которые формируются в значительной мере стихийно.

    б) религиозная идеология – стройная система религиозных взглядов, разработкой которой занимаются богословы.

    Религиозный культ (от лат. cultus уход, почитание) – совокупность особых символических действий, обрядов, с помощью которых верующие стремятся влиять на бога и получить его расположение. Есть культовые действия, общие для приверженцев практически всех религий, напр. заклинания, поклоны, жертвоприношения, ограничения в пище (посты) и т.д. Но многие обряды специфичны для той или другой религии. Например, почитание коровы у индуистов, поклонение христиан кресту, а мусульман – «черному камню» в Мекке и т.д.

    Религиозные организации – их общепринятое название – церковь (от греческого – «божий дом»). Одновременно церковью называют и культовое здание, т.е. храм. Вместе с тем возникают секты – объединения верующих, противопоставляющие себя господствующей церкви (от латинского sekta – образ мыслей, учение, направление).

    Кроме религиозной деятельности, церковь занимается и хозяйственной, политической, просветительной и т.д.

3.ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ.

Говоря о функциях религии, следует подчеркнуть, что они многообразны, а социальная роль религии неоднозначна. Например, положительная роль заключалась в развитии морали, права, искусства, медицины; введение христианства было значительным шагом в развитии гуманизма, в формировании чувства собственного достоинства человека.

    Вместе с тем религия требует безропотного повиновения господу.

    Монастыри, с одной стороны, были хранилищами литературы, монахи занимались лечением; монастыри служили препятствием на пути врагов.

    С другой стороны, монах обязан быть суровым аскетом и умерщвлять плоть; монастыри часто служили местом заточения.

    Итак, обычно выделяют 4 функций религии:

1)  Компенсаторная;

2) Мировоззренческая;

3) Регулирующая;

4) Интегрирующе-дезинтегрирующая

1. Удовлетворяет потребности верующих в утешении, успокоении при жизненных невзгодах.

2. Формирует у верующих определенную систему политических, правовых, эстетических и др. взглядов, особую мораль и нравственность.

3. Регулирует поведение людей во многих сферах их деятельности (в семье, обществе, на производстве и т.д.). Так, например, шариат в исламе – это не только свод мусульманских правовых норм, но и правила поведения и запреты, охватывающие имущественные отношения, взимание налогов, оформление торговых сделок, порядок убоя животных, охоты, рыболовства, область семейно-брачных отношений.

4. Сплачивает и объединяет единоверцев; однако одновременно разделяет и противопоставляет друг другу последователей разных религий, т.е. играет дезинтегрирующую роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: