Организация управления в правоохранительных органах

 

Правоохранительные органы Российской Федерации представляют собой разновидность социальной организованной системы, поэтому управление этой системой является составной частью общественного (социального) управления. С учетом этого обстоятельства управление правоохранительными органами (обладающими всеми свойствами сложной системы) испытывает потребность в равновесии с окружающей их социальной средой. Как специфически выраженное и оформленное волевое воздействие оно направлено на создание условий нормального функционирования организации и соответствующего нормам права поведения людей и во внешнем, и во внутреннем контуре.

Исходя из общих положений теории социального управления, можно сделать вывод, что управление правоохранительными органами по своей сущности представляет целенаправленную деятельность субъекта управления – руководителя и (или) аппарата управления – по организации и обеспечению выполнения объектами управления (подчиненными органами, подразделениями и отдельными сотрудниками) возлагаемых на них функций и задач. При этом данная деятельность всегда заключается в осуществлении определенного организационного воздействия субъекта управления на объект. Средства воздействия в данном случае выступают в качестве форм и методов управления.

Управление в организациях – вид социального управления, характеризующийся иерархической структурой распределения властных полномочий, ее значительной централизацией и использованием при воздействии на элементы организационной структуры преимущественно нормативного подхода. Управление в организациях, с одной стороны, облегчается существованием субординационных отношений, наличием большого количества норм, регламентирующих деятельность членов организации, и их глубокой специализацией, а с другой – затрудняется присутствием неформальных структурных образований, складывающихся стихийно из непризнанных лидеров и лиц, им сочувствующих, групп, которые действуют в соответствии со своими целями, и отношений, существующих между ними, а также их установками, притязаниями, ценностными ориентациями, далеко не всегда совпадающими с формальными целями и задачами организации. Задача субъекта управления состоит в том, чтобы гармонизировать отношения неформальных элементов организации с формальными, используя разнообразные интеграционные механизмы, благодаря которым удовлетворялись бы индивидуальные и групповые потребности и вместе с тем достигались общесистемные цели.

Управление правоохранительными органами базируется на положениях общей теории управления. Однако специфика и условия, в которых осуществляется оперативно-служебная деятельность, предъявляют особые требования в определении реализуемых принципов управления, оказывают влияние на содержание подходов к управлению правоохранительными органами.

Основными принципами управления являются следующие:

– соответствие решаемых задач функциям, компетенции и ресурсной обеспеченности исполнителей;

– сочетание централизации управления во всех звеньях с предоставлением подчиненным органам и подразделениям инициативы в определении способов выполнения поставленных задач;

– своевременность реагирования на изменения обстановки;

– гибкость в принятии решений, использовании форм и методов управления;

– твердость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь;

– сочетание единоначалия и коллегиальности;

– персональная ответственность руководителей за принимаемые решения и результаты деятельности.

Управление можно рассматривать как процесс, поскольку работа по достижению целей – это не безликое единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных процедур. Это совокупность действий, очень важных для достижения целей системы, каждое из которых само по себе является процессом. Такие шаги называют функциями управления. Каждая управленческая функция также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления, таким образом, является суммой всех управленческих функций.

Организация – это одна из функций управления. Применительно к процессу управления – это деятельность, направленная на упорядочение тех или иных социальных образований, выполнение определенных работ, реализацию конкретных заданий, задач. В этом смысле осуществление отдельных элементов организационной процедуры, например, организация исполнения управленческих решений, является составной частью (подфункцией) организационной функции, основное назначение которой – упорядочение предметной деятельности.

Таким образом, организационная функция управленческой деятельности включает в себя целый ряд подфункций, каждая из которых имеет свое содержание и относительную самостоятельность.

К данным подфункциям можно отнести:

– определение или изменение целей системы;

– создание или совершенствование функциональной и организационной структуры, обоснование штатной численности;

– выработку и принятие управленческого решения;

– организацию исполнения управленческих решений;

– кадровое обеспечение или подбор, воспитание, обучение и расстановку кадров;

– материально-техническое и финансовое обеспечение;

– информационно-аналитическое обеспечение, производимое в интересах успешного функционирования и совершенствования системы в целом и ее подсистем;

– организацию взаимодействия сотрудников и структурных подразделений организации в целях реализации общих задач, заданий;

– организационное обеспечение других функций управления, позволяющее запустить их механизмы;

– организацию труда работников, направленную на исполнение конкретных решений, заданий и работ;

– организацию инновационной деятельности.

Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее цели – создания новой системы либо совершенствования существующей или же ее приспособления для выполнения новых задач, конкретных заданий. Однако в первую очередь необходимо определить цели, задачи и функции, имеющие (наличные, возможные) ресурсы, внешние и внутренние факторы, способствующие или препятствующие достижению целей. На основании такой конкретизации сначала определяется функциональная структура, а затем – организационная, с соблюдением принципов специализации и обеспечением ее достаточным количеством работников (т.е. необходимыми кадрами) для реализации той или иной функции или группы однородных функций.

Сложность организационной функции, многообразие составляющих ее видов деятельности обусловливают необходимость создания в крупных социальных системах (организациях) специализированных подразделений, которым делегируется реализация кадровых, финансовых, информационных, организационных, аналитических и ряда других подфункций. Их создание осуществляется на основании делегирования, которое выступает средством, с помощью которого руководитель организует выполнение работ путем перепоручения их другим лицам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: