Согласно сложившимся в теории управления представлениям принято считать, что организационная деятельность включает в себя непосредственно организаторскую деятельность руководителя (субъекта управления), которая заключается в соединении индивидуальных усилий членов организации (объектов управления) в коллективное усилие, в создании социальной силы, посредством чего достигается общая цель, а также в работе по организации труда членов организации и обеспечению их соответствующими ресурсами. Вся эта деятельность происходит в рамках процесса управления.
Процесс управления – одна из основных категорий управления, наиболее сложная для анализа часть системы управления. Если управление – это целенаправленное воздействие субъектов на управляемые объекты, то процесс управления может рассматриваться как технология управленческой деятельности.
Процесс управления – это постоянно осуществляемая работа, направленная на обеспечение согласованности функционирования всех звеньев системы управления, на успешное выполнение поставленных перед ними задач, на последовательное осуществление стадий, этапов и процедур управленческой работы, на строго целевое применение различных форм и методов, средств управленческого воздействия. Следовательно, управленческий процесс – это процесс достижения нормативно установленных целей управления с помощью правовых, организационных, технологических и иных средств управленческого воздействия. Иными словами, процесс управления можно определить как комплекс разнообразных по характеру операций управления, выполненных в определенной последовательности и во взаимосвязи с целью управления, направленных на решение практических задач и возникающих проблем. Именно в этом и состоит сущность организационной деятельности.
Весь управленческий процесс можно разделить на два этапа, объединяющих соответственно два комплекса функций управления: первый интегрирует те функции, которые связаны с подготовкой и принятием управленческих решений, второй – функции, посредством реализации которых обеспечивается их исполнение[9].
Отнесение к функциям управления того или иного вида деятельности должно осуществляться на основании определенных критериев, которыми являются: направленность данной деятельности непосредственно на решение задач управления; невозможность осуществления без нее управления; сложность ее содержания, предполагающая в случае необходимости выделение ряда частных для конкретной функции подвидов управленческой деятельности; относительная ее самостоятельность[10].
Преобладание в вышеперечисленных функциях управления тех или иных элементов является основанием для их классификации.
Принято считать, что к первой группе относятся познавательно-программирующие функции – сбор и анализ информации, прогнозирование и планирование, ко второй – организационно-регулирующие функции – организация, регулирование и контроль. За обоснование, выбор целей, путей и средств их достижения отвечают познавательно-программирующие функции.
Процесс управления начинается и заканчивается сбором и анализом информации. Под информацией в теории управления принято понимать сведения, данные, снимающие неопределенность с какого-либо вопроса, связанного с познанием реального процесса, явления. С позиций же действующего законодательства информацией считаются все сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Наиболее важной содержательной характеристикой процесса управления, управленческого цикла является работа с информацией: ее поиск, сбор, накопление, систематизация, оценка и перераспределение, при этом исходная, осведомительная информация превращается в информацию командную. Этот процесс и представляет собой информационную работу, которую осуществляют все субъекты управления, а именно:
– отслеживание функционирования и развития объекта управления, регистрацию заданных параметров и отклонений их от запрограммированных значений;
– сбор первичной информации, характеризующей состояние объекта управления и подготовку ее к переработке;
– переработку информации в соответствии с заданной программой управления;
– распределение информации между звеньями и персоналом органа управления в зависимости от выполняемых ими функций;
– обеспечение органа управления переработанной информацией, необходимой для принятия решений, формирования управленческих команд;
– обеспечение прямых и обратных связей между субъектом (органом) и объектом управления;
– хранение и поиск информации длительного пользования, выдачу ее по требованию потребителей;
– осуществление передачи информации от субъекта объекту управления и обратно;
– обеспечение информационного обмена как в рамках данной системы (между субъектом и объектами управления по вертикали), так и с другими взаимодействующими системами (по горизонтали).
Собранная информация подвергается анализу, обрабатывается, обобщается. Таким образом выявляются определенные связи, тенденции между переменными (событиями и фактами), имевшими место в системе и за ее пределами, делаются соответствующие выводы, формулируются предложения, рекомендации. Как вид специфической деятельности это называется «аналитическая работа». Данный термин употребляется в управленческой практике для обозначения познавательной, исследовательской деятельности, осуществляемой при изучении и оценке оперативной обстановки, подготовке и реализации управленческих решений в области противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Вместе с тем этот термин имеет определенную условность, поскольку всякая исследовательская деятельность предполагает использование методов анализа и синтеза. Так, из анализа и синтеза состоит и аналитическая деятельность, осуществляемая в правоохранительных органах при реализации комплекса поставленных перед ними задач.
Аналитическая функция в управленческой практике – это не просто средство или метод познания и понимания оперативной обстановки, но одновременно и способ реагирования на ее изменения, перевода деятельности органов и подразделений на качественно новый уровень. Без аналитического осмысления полученной первичной информации нельзя продолжать целенаправленную работу. В этой связи без преувеличения можно утверждать, что реализация аналитической функции – это ключ к решению многих правоохранительных проблем и одновременно, средство повышения уровня организации правоохранительной деятельности правоохранительных органов. Следовательно, аналитическая деятельность – активная преобразующая сила.
Прогнозирование – другая функция управления, заключающаяся в получении информации о конечном результате работы системы в будущем, построении образа цели и способов, необходимых для ее достижения. Использование прогностических выводов позволяет оказывать воздействие на развитие процессов и объектов в желаемом для общества направлении. Так, для прогнозирования развития внешней среды функционирования правоохранительных органов требуется научный анализ политических, социально-экономических, демографических и иных условий их деятельности. Это дает возможность достаточно четко определить задачи, которые возникнут перед названными органами в будущем, и заранее подготовиться к их решению. Особое значение для правоохранительных органов имеет криминологическое прогнозирование: поскольку преступность характеризуется качественно-количественным единством состояния, структуры, динамики, взаимосвязью всех своих свойств социальной и уголовно-правовой природы, то познание преступных тенденций дает возможность прогнозирования ее развития.
Планирование – функция управления, которая предполагает разработку решения с указанием конкретных ожидаемых результатов, путей и средств их достижения, исполнителей, этапов и сроков исполнения. Планирование, по мнению многих ученых, является одним из наиболее сложных и трудоемких видов интеллектуальной деятельности. План – разновидность управленческого решения, принятого заранее, до начала действий. Фактически это совокупность отдельных взаимосвязанных решений, которой придана специфическая форма системы с четко определенными календарными сроками выполнения намеченных мероприятий и установленной процедурой их выработки и принятия.
Для повышения эффективности охраны правопорядка в правоохранительных органах разрабатываются стратегические, организационно-тактические и организационно-оперативные планы.
Стратегическое планирование осуществляется с перспективой на три года и более с учетом основных направлений социального и экономического развития страны. К стратегическому уровню планирования относится разработка долгосрочных комплексных и целевых программ, предусматривающих решение наиболее сложных проблем борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, совершенствования функционирования правоохранительных органов различного уровня в масштабе отдельных регионов либо всей страны[11].
Оперативно-тактическое планирование предполагает разработку текущих (годовых, полугодовых и квартальных) планов. Оно состоит в определении основных задач и направлений деятельности органов на соответствующий период, а также в выработке конкретных мероприятий организационного характера (планов основных организационных мероприятий, планов работы органов различных уровней)[12].
Организация работы территориального органа включает в себя следующие действия:
– сбор и накопление информации, ее анализ;
– оценку и прогноз развития оперативной обстановки на территории обслуживания, готовности органа к выполнению служебных задач;
– планирование деятельности в целом, определение приоритета и последовательности решения текущих задач;
– организацию исполнения управленческих решений;
– координацию и обеспечение взаимодействия подразделений территориального органа в осуществлении правоохранительных задач;
– рациональную расстановку и комплексное использование сил и средств, маневрирование ими с учетом складывающейся оперативной обстановки;
– организацию работы по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке кадров;
– обеспечение и эксплуатацию материально-технических средств, осуществление финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства;
– контроль, учет и объективную оценку деятельности каждого сотрудника, подразделения и органа в целом;
– проведение мероприятий по защите конфиденциальной информации и персональных баз данных, а также информации об оперативно-разыскной деятельности органа от утечки, в частности по техническим каналам;
– организацию выявления и внедрения передового опыта;
– осуществление комплекса мер по обеспечению боеготовности территориального правоохранительного органа, выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны.
Организация сбора, обобщения и анализа статистической и управленческой информации осуществляется начальником органа через штаб, а специальной – по линиям функциональных подразделений, и заключается в следующих действиях:
– постановка подчиненным подразделениям задач по непрерывному сбору, накоплению, обобщению и анализу информации о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих общественной безопасности, правам и свободам граждан, а также незамедлительное принятие по ним мер, предусмотренных законодательством;
– определение лиц, ответственных за своевременный и качественный сбор информации;
– обеспечение установленного порядка представления оперативными, следственными и учетно-регистрационными работниками документов первичного учета в централизованные региональные учеты информационных центров МВД по республикам, ГУ МВД, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации и федеральные учеты главного информационно-аналитического центра МВД России;
– внедрение и использование компьютерной техники для обобщения и анализа информации, информационной поддержки оперативно-служебной деятельности территориальных органов, обеспечение накопления и поддержания в актуальном состоянии автоматизированных баз данных;
– установление периодичности сбора информации (суточной, декадной, месячной, квартальной, полугодовой, девятимесячной и годовой).
На основе изучения суточной, декадной и месячной информации в органах осуществляется текущий анализ оперативной обстановки, содержащий необходимые сведения, а именно:
– о правонарушениях и лицах, их совершивших, о распространенности правонарушений по месту и времени их совершения, структуре и динамике отдельных видов преступлений, о мерах, принимаемых подразделениями территориальных органов по обеспечению общественного порядка, профилактике и раскрытию преступлений;
– о лицах, совершивших преступления, находящихся под административным надзором, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций, подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, и иных лицах, попадающих в сферу воздействия территориальных органов;
– о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений;
– об использовании сил и средств территориального правоохранительного органа, а также общественности и приданных сил, принимающих участие в выполнении задач, возложенных на МВД России;
– о результатах и эффективности деятельности подразделений территориального правоохранительного органа.
Комплексный анализ оперативной обстановки проводится по истечении квартала, полугодия, девяти месяцев, года. При его проведении учитываются:
– социально-экономическая, географическая и демографическая характеристики обслуживаемой территории;
– время, место и обстоятельства, присущие наиболее часто совершаемым на обслуживаемой территории правонарушениям;
– выявленные причины и условия совершения преступлений;
– сведения о лицах, состоящих на профилактическом и оперативном учетах, а также информация о состоянии надзора за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы;
– фактические результаты деятельности подразделений территориальных органов;
– данные об оперативной обстановке на территории обслуживания соседних территориальных и транспортных органов;
– сведения из писем, жалоб, заявлений граждан, публикации в средствах массовой информации, иные данные, отражающие общественное мнение о деятельности органа и отдельных сотрудников.
Выводы комплексного анализа должны содержать следующие аспекты:
– состояние преступности и общественного порядка, включая вопросы общей профилактики, с обязательной фиксацией изменений, произошедших в динамике и структуре преступности, указанием причин этих изменений;
– описание проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, личной и общественной безопасности, наиболее актуальных и специфических для данного города, района;
– перечень участков территории, а также объектов всех форм собственности, где осложнилась оперативная обстановка, с указанием причин такого осложнения;
– результаты работы территориального органа по выполнению возложенных задач;
– характеристику основных недостатков в деятельности подразделений территориального органа и перечень мер по их устранению;
– предложения по комплексному использованию сил и средств при решении наиболее важных проблем борьбы с преступностью;
– перечень аварийно-опасных объектов и участков территории, на которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации, оценку масштаба вероятных последствий.
На основе текущего и комплексного анализа оперативной обстановки возможны действия: по внесению изменений в расстановку сил и средств территориального органа; по уточнению и дополнению при необходимости планов работы территориального органа и его подразделений; разработке комплексных мероприятий и принятию решений по усилению борьбы с наиболее распространенными и опасными правонарушениями; по информированию в установленном порядке органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и населения, а также вышестоящих правоохранительных органов о состоянии общественного порядка и общественной безопасности, об охране и защите прав и свобод граждан, о принимаемых мерах по борьбе с преступностью.
Планирование деятельности территориального органа и определение последовательности решения задач осуществляются на основе анализа полученной информации. Под планами подразумеваются соответствующим образом оформленные управленческие решения, предусматривающие комплекс мероприятий, направленный на достижение целей и решение задач за определенный период, имеющий сроки исполнения, включающий перечень исполнителей, а также иные положения, конкретизирующие порядок его исполнения.
Территориальный орган разрабатывает взаимосвязанные по целям, задачам, срокам подготовки и реализации планы, например, план работы правоохранительного органа, план использования сил и средств при чрезвычайных ситуациях, план проведения отдельных мероприятий и др.
План основных организационных мероприятий (план работы) территориального органа включает в себя следующие базовые разделы:
– краткие выводы из анализа обстановки и основные задачи на предстоящий период;
– мероприятия по предупреждению (профилактике), пресечению и раскрытию преступлений, охране общественного порядка, защите прав, свобод, жизни и здоровья граждан;
– обеспечение техническими средствами, средствами связи, защиты информации;
– использование в практике деятельности положительного опыта;
– информационно-аналитическую работу;
– совершенствование контроля и укрепление исполнительской и учетно-регистрационной дисциплины;
– работу с кадрами, деятельность по укреплению законности и соблюдению прав граждан;
– взаимодействие с подразделениями МЧС России по вопросам обеспечения пожарной безопасности, обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны.
Начальник территориального органа через заместителей в пределах своей компетенции обеспечивает точное и своевременное исполнение приказов и указаний, планов работы, а также иных принятых решений. В этих целях он: определяет исполнителей, формулирует им задания, устанавливает сроки исполнения и периодичность контроля; организует инструктажи и обучение подчиненных, проводит служебные совещания; создает необходимые условия исполнителям и определяет время для подготовки к исполнению решения; обеспечивает контроль за выполнением решений, устанавливает порядок и объем информирования об исполнении.
Организация взаимодействия в территориальном органе включает в себя некоторые аспекты, а именно:
– определение форм и субъектов взаимодействия (структурных подразделений, входящих в состав территориального органа, а также иных заинтересованных органов, администраций предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, благотворительных и иных фондов, религиозных конфессий, частных охранных организаций и детективных агентств, средств массовой информации и др.);
– разработку мероприятий по согласованию работы подразделений с учетом места, времени и целей;
– установление порядка взаимообмена информацией, в частности в автоматизированном режиме, между подразделениями и отдельными работниками;
– осуществление контроля за состоянием взаимодействия подразделений и учета результатов деятельности по решению общих задач участвующих в этом процессе подразделений и сотрудников.
Взаимодействие территориального органа с другими субъектами противодействия преступности происходит посредством: изучения состояния правопорядка на обслуживаемой территории и практики борьбы с преступностью; разработки и осуществления мероприятий по борьбе с преступностью, обеспечению общественного порядка, прав и свобод граждан на территории района, города и отдельных населенных пунктов, в учреждениях уголовно-исполнительной системы; обсуждения на межведомственном совещании итогов работы и результатов выполнения согласованных мероприятий; осуществления мероприятий по правовой пропаганде и обмену передовым опытом работы; взаимного информирования об обстоятельствах, способствующих совершению правонарушений, и мерах по их устранению с использованием для этих целей автоматизированных информационных систем (с учетом мероприятий по защите информации); осуществления мероприятий по раскрытию преступлений.
Взаимодействие территориального органа с администрациями предприятий, организаций, учреждений, а также общественными объединениями, частными охранными организациями и детективными агентствами, средствами массовой информации осуществляется путем: взаимного информирования по вопросам укрепления законности и правопорядка, а также доведения сведений об угрозе возникновения или фактах и масштабах чрезвычайной ситуации; совместной разработки и осуществления мероприятий по обеспечению общественного порядка, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью на территории района, города, отдельных населенных пунктов и объектах; совместной разработки и осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации; организации правовой пропаганды на предприятиях, в учреждениях, производственных коллективах и по месту жительства; совместного выявления и устранения условий, способствующих правонарушениям; обобщения и распространения передового опыта работы по охране общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью.
Рациональная расстановка сил и средств территориального органа обеспечивает: сосредоточение их по времени и на участках обслуживаемой территории, наиболее пораженных преступными проявлениями и иными правонарушениями; возможность перегруппировки сил и средств, маневрирования ими и устойчивого управления при осложнении оперативной обстановки; взаимодействие территориального органа с общественными объединениями, другими силами, участвующими в охране общественного порядка; организацию устойчивой связи сотрудников в соответствии с распоряжением по связи; эффективное применение оперативной и криминалистической техники и средств связи.
Решения о расстановке и использовании сил и средств территориального органа на следующие сутки принимается на основе анализа оперативной обстановки. В этих целях начальник заслушивает оперативного дежурного и иных должностных лиц, от которых получает информацию: о фактах преступлений, совершенных на территории обслуживания, в том числе и нераскрытых, с кратким изложением их фабул, а также сведения, содержащиеся в ориентировках, поступивших из других правоохранительных органов; о задействованных силах и средствах; о количестве лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания (ИВС); о лицах, привлеченных к ответственности за нарушения правил административного надзора; о подростках, доставленных в подразделения по делам несовершеннолетних; о нарушениях законности и состоянии служебной дисциплины среди личного состава; о результатах работы нарядов полиции по охране общественного порядка, действиях по раскрытию преступлений, розыску и задержанию преступников; об угрозе возникновения или о факте и масштабах чрезвычайной ситуации, о силах и средствах, задействованных для ее ликвидации. Такие решения могут излагаться в приказах и указаниях по вопросам деятельности территориального органа, планах и графиках работы органа и его структурных подразделений. Это решение в установленном порядке должно быть доведено до личного состава территориального органа.
Одной из важнейших функций организаторской деятельности является контроль. Начальник самостоятельно и с помощью штаба разрабатывает систему контроля в территориальном органе, анализирует состояние исполнительской и учетно-регистрационной дисциплины и осуществляет мероприятия по ее укреплению. В этих целях он распределяет обязанности между заместителями и руководителями подразделений по осуществлению контрольных функций, указывает на решения, подлежащие контролю, а также устанавливает способы и формы осуществления такого контроля.
Начальник территориального органа и его заместители в пределах своей компетенции обеспечивают подведение итогов деятельности за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев и год. Итоги выполнения решений, рассчитанных на определенный период действия, подводятся по истечении установленных сроков. При оценке работы по реализации решений учитываются своевременность и полнота исполнения, конечные результаты и их влияние на состояние правопорядка.
Итак, организационная деятельность органа является не самоцелью, она призвана обеспечить эффективное решение поставленных оперативно-служебных задач.
[1] О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010) // СЗ РФ. 2010. № 26. Ст. 3331.
[2]О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) // СЗ РФ. 2015. № 51 (Ч. 1). Ст. 7228; О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (ред. от 15.01.2016) // СЗ РФ. 2016. № 3. Ст. 473.
[3] В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 2012 г. № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» Министр внутренних дел Российской Федерации включен в состав Совета Безопасности Российской Федерации в качестве постоянного члена.
[4] Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 (ред. от 19.12.2015) // СЗ РФ. 2015. № 51 (Ч. 3). Ст. 7317; О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (ред. от 02.02.2016) // СЗ РФ. 2016. № 6. Ст. 831.
[5] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 2016. № 1 (Ч. 1). Ст. 67 О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 (ред. от 26.06.2013) // СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3309.
[6] О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 (ред. от 08.12.2008) // СЗ РФ. 2008. № 50. Ст. 5958.
[7] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 2016. № 1 (Ч. 1). Ст. 67.
[8] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 45; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2015. № 29 (Ч. 1). Ст. 4359.
[9] Основы научной организации и труда в правоохранительных органах / под ред. Г.Г. Зуйкова. М.: Юридическая литература, 1974; Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: учебник / под ред. профессора В.Д. Малкова. М.: Академия МВД СССР, 1990.
[10]Теория управления правоохранительными органами (альбом схем): учеб.-метод. мат. для слушателей 1 факультета. 2-е изд. М.: Академия МВД России, 1996.
[11] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 299 // СЗ РФ. 2014. № 18. (Ч. 1). Ст. 2148.
[12] Об организации планирования в правоохранительных органах Российской Федерации: приказ МВД России от 26 сентября 2012 г. № 890.






