- Физиотерапия
Электросон
Магнитотерапия
Лазеротерапия
Ультразвук
Ионофорез с папаверином
Аппликации парафина
Иглорефлексотерапия
В период ремиссии
Фитотерапия: противовоспалительные – ромашка, зверобой, календула; вяжущие – кора дуба, корень аира, солодки; стимулирующие – шиповник, тысячелистник, подорожник
Физиотерапия: электрофорез, ультразвук, УФО, парафин, грязи, ЛФК
Санаторно – курортное лечение: курорты Кавказских Минеральных Вод
Использование минеральной воды
Славяновская, Смирновская, Ессентуки №4, Арзини и другие
Расчет 3 мл/кг 3 раза/день
При повышенной секреции – за 1 – 1,5 часа до еды в теплом виде без газа
При пониженной секреции – за 15 – 20 минут до еды с газом в прохладном виде
При нормальной секреции - за 45 минут до еды вода комнатной температуры
Диспансерное наблюдение.
Срок наблюдения – 5 лет
Осмотры: в 1 год после обострения – 4 раза/год, со 2го года – 2 раза/год
Методы контроля: опрос, объективное исследование, ФГДС, РН – метрия, анализ крови общий (Нв)
Контроль диеты, противорецидивное лечение
Санаторно- курортное лечение
Подготовительная физкультурная группа
Вакцинация по календарю, вне обострения
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.
Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности больного ребенка и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
Боли в животе разной интенсивности;
Диспептические расстройства;
Нарушение питания;
Нарушение сна;
Нарушение физиологических отправлений (поносы, метеоризм, запоры);
Снижение устойчивости к психическим и физическим нагрузкам;
Страх перед исследованиями;
Высокий риск осложнений.
Дефицит общения со сверстниками;
Чувство тревоги, связанное с госпитализацией;
Снижение познавательной деятельности и игровой активности вследствие длительной болезни и госпитализации;
Снижение школьной успеваемости.
Возможные проблемы родителей:
Дефицит знаний о заболевании, уходе, прогнозе;
Чувство тревоги, страх за исход заболевания, неверие в благополучный исход;
Изменение стереотипа семьи;
Необходимость изменения традиции семейного питания и организация диетического питания в домашних условиях;
Неадекватная оценка состояния ребенка.
Сестринские вмешательства:
1. Информировать родителей и ребенка (если позволяет возраст) о факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях и течении, принципах лечения, возможных осложнениях и прогнозе для выздоровления.
2. При обострении ХГД или язвенной болезни, при развитии осложнений, убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка в гастроэнтерологическое отделение стационара, для получения квалифицированной медицинской помощи и проведения эффективного комплексного лечения. Оказать помощь в госпитализации.
3. Создать атмосферу психологического комфорта и поддерживать у ребенка положительные эмоции во время его пребывания в стационаре. Поощрять ребенка к самоуходу при проведении личной гигиены.
4. Обеспечить тишину и охранительный режим, когда ребенок испытывает сильную боль. Правильно проводить оценку боли, используя 10 балльную шкалу.
5. Постоянно проводить мониторинг состояния ребенка: контроль состояния, контроль длительности болевого синдрома, пульс, АД, цвет кожи, характер рвоты; учет объема и состава получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия) и всех выделений (мочи, кала, рвотных масс), контроль массы тела. Проводить забор материала для лабораторных исследований. Проводить медицинское документирование сестринского ухода.
6. Применять терапевтическую игру при подготовке ребенка к инвазивным вмешательствам и диагностическим методам исследования.
7. Взаимодействовать в бригаде со специалистами, вовлекать в процесс ухода родителей и ребенка (если позволяет возраст и состояние). Строго выполнять врачебные назначения, своевременно выявлять побочные действия лекарственных средств. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений. Оказывать помощь при неотложных состояниях.
8. Научить родителей оказывать помощь при болевом синдроме, рвоте в домашних условиях, применять лекарственные препараты только по назначению врача.
9. Обеспечить ребенка лечебным питанием. Ознакомить родителей и ребенка с
особенностями диеты № 1а. В первые дни обострения показаны молоко, сливки и
другие молочные продукты (антацидное действие), в последующие дни добавляются
слизистые молочные супы из протертых круп с добавлением сливочного масла с
минимальным количеством соли (создание мукозной защиты), из сладких блюд –
кисель, желе. Прием пищи до 7 раз в сутки, на ночь стакан теплого молока или киселя.
Клиническими признаками эффективности диеты являются уменьшение болевого
синдрома и устранение диспептических явлений.
Через 1 неделю назначается диета № 1б. В рацион добавляются молочные протертые
каши (рисовая, овсяная, манная) и пудинги, белые сухари, паровые котлеты из мяса и
рыбы, суфле, фрикадельки, тефтели, белковый омлет, блюда из свежего творога,
фрукты в виде пюре или протертые. Принципы расширения диеты – хорошая
репарация слизистой, уменьшение клинических симптомов. С 3 недели рекомендуется
диета № 1, которую необходимо соблюдать на протяжении года. Пища должна быть
легко усвояемой, не содержать экстрактивных веществ, острых, травмирующих
слизистую оболочку желудка продуктов. Из рациона питания исключаются: мясные и
рыбные бульоны, тугоплавкие жиры, крепкие овощные и грибные отвары, маринады,
соления, черный хлеб, жареная пища, приправы, консервы, холодные и газированные
напитки, кофе, какао, крепкий чай. Необходимо научить ребенка есть неторопливо,
тщательно пережевывать пищу, избегать перекормов.
Через 6 – 12 месяцев, при условии стойкой ремиссии, постепенно переходят на
«зигзагообразное» питание.
10. Посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении
питания (не переедать, отказаться от жирной, соленой и острой пищи).
11. Организовать познавательную деятельность ребенка, интересный досуг (чтение книг, спокойные занимательные игры, рисование и пр.).
12. Оказывать психологическую поддержку пациенту и его родственникам на всех стадиях заболевания. Давать правдивую информацию о состоянии, течении заболевания, предстоящих диагностических исследованиях.
13. Вовлекать родителей и ребенка (если позволяет возраст) в планирование и
реализацию сестринского ухода, обучить родителей правильно оценивать состояние
ребенка, поддерживать физическое и психическое состояние, заботиться о
положительном эмоциональном тонусе ребенка.
14. Убедить родителей в необходимости диспансерного наблюдения за ребенком
врачом - педиатром, гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью
контроля состояния, своевременного назначения и проведения сезонного
противорецидивного лечения.
Контрольные вопросы (к устному ответу на практике).
1. Перечислите экзогенные причины заболеваний желудка и 12п. кишки у детей.
2. Перечислите эндогенные причины заболеваний желудка и 12п. кишки у детей.
3. Дайте определение ХГД.
4. Укажите основные симптомы язвенноподобного типа ХГД.
5. Укажите основные симптомы гастритоподобного типа ХГД.
6. Диагностика ХГД и других заболеваний ЖКТ.
7. Назовите принципы лечения и уход при ХГД.
Задача.
В медицинский кабинет школы обратилась мама с ребенком 10 лет. Мальчик жалуется на боли в эпигастрии после еды, чувство тяжести, отрыжку воздухом, иногда изжога.
Из анамнеза известно: считает себя больным 2 года, режим питания не соблюдает, часто питается всухомятку. Наследственность отягощена по гастроэнтерологической патологии.
Объективно: состояние удовлетворительное, кожа чистая, пониженного питания. Живот обычной формы, болезненный при пальпации в эпигастральной области, стул неустойчивый.
Задания:
1. О каком заболевании у ребенка можно подумать?
2. Какие советы медсестра медицинского кабинета школы может дать маме ребенка.